|
||
/ |
Мотив сезона-3 Дата публикации: 11 Декабря 2002 О природе комического. Всего лишь Так получилось, что в ноябре мы много говорили о комиках. Открыли мемориальную доску В общем, на таком "метеорологическом фоне" просто нельзя было не задуматься о природе комического в нашем искусстве. Много ли и чему мы сегодня смеемся в наших спектаклях и фильмах? И где, и кто сейчас наши комики-кумиры? И стало ли их меньше по сравнению с прежними временами? И почему, например, опять у нас не выходят смешными комедии Шекспира? Даже у Мысль о том, что сегодня меньше поводов для смеха, потому что жизнь тяжела и зловеща, вряд ли верна. Зависимость между искусством и жизнью, скорее, обратно пропорциональна. По крайней мере, в нашей стране. Этим, может быть, и объясним неожиданный ретро-успех старых советских комедий на телевидении. Сегодня вся комедия ушла на эстраду. Главными комиками новой эпохи стали писатели-юмористы - и исполнители их текстов, люди, которые умеют "придуриваться", строить рожи, смешить нас репризами даже не на злобу дня, а на злобу быта. В прайм-тайм идут по ТВ "Смехопанорама", "Аншлаг", "Кошкин дом". И сколько бы ни писали телекритики о второсортности этих передач, они идут. Хотя не раз и не два ловишь себя на мысли, что лучшие минуты этих передач - тоже ретро, фрагменты, возвращающие нам то Леонида Енгибарова, то Андрея Миронова, то молодого Хазанова и молодого Полунина, то даже старого Аркадия Райкина. Настоящие актеры-комики сегодня не востребованы. Даже у С другой стороны, если самый ходовой товар в кино - триллер или детектив, то что делать комикам? Они переквалифицируются в герои. Когда-то светлый и очаровательный комик, Зато в театре ситуация лучше, скажете вы. Но будете правы лишь отчасти. В театре - и особенно в антрепризе - ставят комедии, ходят на комедии и даже иногда на них смеются. Но вот именно что иногда. "Старая дева" Н.Птушкиной, которую в кино сделали прелестной и смешной новогодней сказкой О.Янковский и М.Агранович, в театре выглядит грубой поделкой, даже несмотря на участие И.Чуриковой и З.Шарко. Правда, и тут есть исключения из правил. Р.Карцев в спектакле М.Левитина "Старый сорванец", как прежде - и смешон, и лиричен. Г.Хазанов в "Ужине с дураком" Л.Трушкина демонстрирует высший трюковой пилотаж комика, играет по-чаплински, то есть комично и трогательно одновременно. Этому актеру явно надоело смешить с эстрады. Он и бывает порой на эстраде не смешон и скучен. Место мальчика из кулинарного техникума давно занял М.Галкин, и Г.Хазанов уступил это место без боя. Он жаждет постижения иной степени комического. Эта же лирическая тоска по смешному и, значит, спасающему нас всех и всегда читается в глазах О.Волковой, в какой бы нелепой комедии она ни играла. Все разговоры о том, что жизнь не дает поводов для смеха и анекдотов стало меньше, потому что жизнь сама похожа на анекдот, от лукавого. Хотя, пожалуй, именно жизнь и исказила природу комического в нашем искусстве. Комизм лишился той теплоты сострадания, которая в нем всегда присутствовала. Агрессия и напор Н.Фоменко уничтожили его обаяние комика, хотя в лучшие минуты спектакля "Академия смеха" оно к нему возвращается. Его партнер по "Академии смеха" А.Панин, так талантливо блеснувший как комик, давно перешел в социальные герои и как-то засуетился в сериалах. Стопроцентный комик В.Гаркалин времен "Стриптиза" (студия "Человек") давно стал просто комикующим артистом. Показавшийся безумно талантливым комик Комики у нас есть, только мы не умеем их любить и угадывать. Исчез лиричнейший Г.Назаров, ушел в "менты" Ю.Степанов, до сих пор не нарасхват О.Железняк и С.Фролов из Ленкома. Так и не раскрытым осталось комическое дарование Ю.Соломина, мелькнув в фильмах "Обыкновенное чудо" и "Летучая мышь", мелькая сейчас в спектакле "Горе от ума". Замечательный комик мог бы выйти из Г.Тараторкина, который только попробовал это амплуа в давнем спектакле А.Житинкина "Ночь трибад" и чуть-чуть вступает на эту территорию в спектакле Ю.Еремина "Серебряный век". Какая грандиозная "комическая старуха" вышла бы из Л.Касаткиной, если воспоминать не только ее "Мать Марию", но и "Фиалку Монмартра". Как высоко-комичен и лиричен Б.Романов в "Уроках русского" М.Левитина. В том, что природа нашего комизма - это "что-то отдельное", ясно, даже когда смотришь рекламу. Даже тут есть несколько классных миниатюр, сыгранных, что называется, по-мхатовски. И, кстати, оцененных по достоинству и публикой, и специалистами. Не случайно в разные годы "рекламным лицом года" признавались то Б.Клюев с его репликой "А где же розы?", то А.Семчев с его "Где был? Пиво пил", то Сергей Рубеко с его "Скоко вешать в граммах?". Так что природа комического (нашего комического) проста. Она не в гэгах, не в гримах, не в пластике, хотя в изяществе формы мы толк знаем. Наш комик не тот, что попадает в смешные обстоятельства и судорожно ищет выход из положения. Наш комик в этих обстоятельствах живет, доводя зрителя до слез, трогая в нем лирические струны, вызывая любовь, делясь добром. Вспомните, наши великие комики были на экране великодушны. От них исходило тепло. Можно, конечно, сказать, что среда нас заела, и потому сегодня комиков днем с огнем не сыщешь. Но можно ведь сказать иначе: когда в искусстве появятся настоящие комики, что-то изменится в нашей жизни в лучшую сторону. Кстати, Мейерхольд, знавший многое о природе комического, репетируя комедии, обычно задавал актерам один и тот же вопрос: "Смешно, но как смешно?". А одной из самых смешных книг русской литературы считал "Село Степанчиково"
|
|
|
||