Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20021215_tv.html

Ожидания и послевкусие
Итоги телевизионного года

Валентина Тоцкая

Дата публикации:  15 Декабря 2002

На исходе прошлого года страна только и обсуждала, нравственно или не очень создавать и показывать программу "За стеклом". Противники кричали даже о поруганной чести нации. Казалось, что это и есть крайняя точка.

Прошел год, и выяснилось, что застеколье - все еще детство отечественного телевидения. Подсмотренная с помощью видеокамеры сцена физической близости по сравнению с возможностью показать теракт в прямом эфире дело абсолютно безрейтинговое и никчемное. Впору вспомнить финал "Трехгрошовой оперы": что такое ограбление банка по сравнению с возможностью открыть банк?! Даже самое остросюжетное ток-шоу, самая щекочущая нервы телеигра проигрывала "Норд-Осту" в прямом эфире. Результат был абсолютно непредсказуем! А ведь это и держит зрителя в диком напряжении и заставляет переключать кнопки - вдруг сейчас и случится главное, начнется самое интересное. Задача канала - не успокоить публику, не унять психопатическое желание наблюдать за чужой трагедией в прямом эфире - наоборот, нагнетать напряжение, соревнуясь с коллегами. Добрый простодушный человек относился к этому не иначе как к священному долгу журналиста информировать граждан о происходящем. Конечно, граждан тоже принимали во внимание. Но главнее частного зрителя был, конечно, рейтинг.

Рейтинг, ради которого и свершаются все телебезумства.

Ни один канал, ни сверхгосударственный РТР, ни архичастный ТВС, в дни "Норд-Оста" от трансляции рекламы не отказались. Да этого от них никто вроде бы и не требовал. Жизнерадостные новеллы о могуществе прокладок и чудесных возможностях, даруемых мужчине кружкой пива, с гораздо большей интенсивностью, чем до теракта, перемежались с лицами бледных, измученных родственников, прямыми включениями от ДК на Дубровке, комментариями политиков. Даже глубокой ночью, в часы, когда практически никогда не бывает рекламы, ее огромные блоки появлялись с завидной регулярностью.

Нынешние телевизионные будни кажутся пресными, скучными. Сериалы - старыми и неинтересными. Ради рейтинга телевидение, конечно, способно на многое, но кто может нафантазировать что-либо более масштабное и более впечатляющее? И что еще способно поразить наше весьма "пораженное" зрительское воображение? Какие еще "Окна", что стали телехитом уходящего года?

К Новому году теракт, увиденный в прямом эфире, наверняка позабудется, как сами трагические события на Дубровке затмили все прежние телепереживания года: исчезновение Александра Акопова и надежды на то, что с его уходом из эфира РТР исчезнут, наконец, "Моя семья" и бесконечные в своей одинаковости "Аншлаги" (обманутые надежды)┘ Обсуждения новой бородки Евгения Киселева, который то приподнимался и вставал во весь рост, то снова как будто приседал в эфире┘ Появление рекламы, пусть только "культуроцентричной" (пока), в эфире безрекламной "Культуры"┘ Переименование ОРТ в "Первый канал" - безо всяких творческих и видимых организационно-финансовых последствий┘ Министр культуры в роли шоумена, ставящего провокационные вопросы и не всегда отвечающего на эти вопросы так, как хотелось бы его пастве...

Порой кажется, что теракт был нужен власти, чтобы поставить те вопросы, о необходимости которых давно уж говорили представители этой самой власти. Например, вопрос о свободе журналистского самовыражения, иначе говоря - вопрос о цензуре. И некоторые программы стали выходить в записи... Что теракт был нужен телевидению, чтобы задуматься о том, чего стоит рейтинг и стоит ли за ним гнаться, если он требует таких жертв (а ничто другое уже рейтинг не поднимает).

Покамест, кажется, даже угроза уголовного преследования не остановит телевизионных деятелей, если за этим преследованием последует небывалый рейтинг. Телевизионщики готовы на все. Просто пока они точно не знают, на что именно.