Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Ожидания и послевкусие
Итоги телевизионного года

Дата публикации:  15 Декабря 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На исходе прошлого года страна только и обсуждала, нравственно или не очень создавать и показывать программу "За стеклом". Противники кричали даже о поруганной чести нации. Казалось, что это и есть крайняя точка.

Прошел год, и выяснилось, что застеколье - все еще детство отечественного телевидения. Подсмотренная с помощью видеокамеры сцена физической близости по сравнению с возможностью показать теракт в прямом эфире дело абсолютно безрейтинговое и никчемное. Впору вспомнить финал "Трехгрошовой оперы": что такое ограбление банка по сравнению с возможностью открыть банк?! Даже самое остросюжетное ток-шоу, самая щекочущая нервы телеигра проигрывала "Норд-Осту" в прямом эфире. Результат был абсолютно непредсказуем! А ведь это и держит зрителя в диком напряжении и заставляет переключать кнопки - вдруг сейчас и случится главное, начнется самое интересное. Задача канала - не успокоить публику, не унять психопатическое желание наблюдать за чужой трагедией в прямом эфире - наоборот, нагнетать напряжение, соревнуясь с коллегами. Добрый простодушный человек относился к этому не иначе как к священному долгу журналиста информировать граждан о происходящем. Конечно, граждан тоже принимали во внимание. Но главнее частного зрителя был, конечно, рейтинг.

Рейтинг, ради которого и свершаются все телебезумства.

Ни один канал, ни сверхгосударственный РТР, ни архичастный ТВС, в дни "Норд-Оста" от трансляции рекламы не отказались. Да этого от них никто вроде бы и не требовал. Жизнерадостные новеллы о могуществе прокладок и чудесных возможностях, даруемых мужчине кружкой пива, с гораздо большей интенсивностью, чем до теракта, перемежались с лицами бледных, измученных родственников, прямыми включениями от ДК на Дубровке, комментариями политиков. Даже глубокой ночью, в часы, когда практически никогда не бывает рекламы, ее огромные блоки появлялись с завидной регулярностью.

Нынешние телевизионные будни кажутся пресными, скучными. Сериалы - старыми и неинтересными. Ради рейтинга телевидение, конечно, способно на многое, но кто может нафантазировать что-либо более масштабное и более впечатляющее? И что еще способно поразить наше весьма "пораженное" зрительское воображение? Какие еще "Окна", что стали телехитом уходящего года?

К Новому году теракт, увиденный в прямом эфире, наверняка позабудется, как сами трагические события на Дубровке затмили все прежние телепереживания года: исчезновение Александра Акопова и надежды на то, что с его уходом из эфира РТР исчезнут, наконец, "Моя семья" и бесконечные в своей одинаковости "Аншлаги" (обманутые надежды)┘ Обсуждения новой бородки Евгения Киселева, который то приподнимался и вставал во весь рост, то снова как будто приседал в эфире┘ Появление рекламы, пусть только "культуроцентричной" (пока), в эфире безрекламной "Культуры"┘ Переименование ОРТ в "Первый канал" - безо всяких творческих и видимых организационно-финансовых последствий┘ Министр культуры в роли шоумена, ставящего провокационные вопросы и не всегда отвечающего на эти вопросы так, как хотелось бы его пастве...

Порой кажется, что теракт был нужен власти, чтобы поставить те вопросы, о необходимости которых давно уж говорили представители этой самой власти. Например, вопрос о свободе журналистского самовыражения, иначе говоря - вопрос о цензуре. И некоторые программы стали выходить в записи... Что теракт был нужен телевидению, чтобы задуматься о том, чего стоит рейтинг и стоит ли за ним гнаться, если он требует таких жертв (а ничто другое уже рейтинг не поднимает).

Покамест, кажется, даже угроза уголовного преследования не остановит телевизионных деятелей, если за этим преследованием последует небывалый рейтинг. Телевизионщики готовы на все. Просто пока они точно не знают, на что именно.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Наталия Казьмина, Мотив сезона-3 /11.12/
В ноябре мы много говорили о комиках, поминали Леонова, Гарина, Рину Зеленую, Папанова, Филиппова. А кто сейчас наши комики-кумиры? Сравните игру С.Филиппова в "Карнавальной ночи" с игрой Н.Фоменко в "Старых клячах". Наш комик не тот, что попадает в смешные обстоятельства - он в этих обстоятельствах живет, доводя зрителя до слез.
Григорий Заславский, "Норд-Ост", которого не было /10.12/
В помещении центра на Дубровке работал гей-клуб "Центральная станция", где в ту ночь снимала дипломный фильм Радда Новикова. Камеру, оставшуюся там, удалось выручить, но пленка была испорчена. Когда Новикова попыталась понять, с кого можно спросить компенсацию, ей сказали, что ни ее, ни ее вещей в списках нет. И спрашивать нечего и не с кого.
Наталья Серова, Фрэнсис Фукуяма: "конец истории" или "конец времен" /29.11/
Если процесс дегуманизации наберет обороты, "Новая жизнь" Запада станет простой, как хлеб и вода, и утонченная европейская культура, обремененная сложной системой символов и логики, изгибами психологии и чувственности и прочими "завитушками", уже не сможет дать ответа на насущные вопросы бытия.
Наталья Серова, Фрэнсис Фукуяма: "конец истории" или "конец времен" /22.11/
Либо западная цивилизация перестроится, мобилизуется, откажется от всего лишнего и мешающего, вернется к библейскому "око за око" и победит, либо будет тем или иным способом поглощена или разрушена молодым, пассионарным, а главное уверенным в своем праве на насилие и победу противником.
Наталия Казьмина, Мотив сезона-2 /21.11/
Ах, если бы мы умели продавать и раскручивать драматические спектакли так же бойко, как американские мюзиклы... Но одна из главных особенностей нашего искусства в том, что деньги творцы получают в одном месте, а удовольствие - в другом.


предыдущая в начало следующая
Валентина Тоцкая
Валентина
ТОЦКАЯ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: