Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Все гениальное просто
Француз Жозеф Надж - пластическая персона года

Дата публикации:  30 Декабря 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Второй раз французский хореограф Жозеф Надж становится любимцем российской критики. По результатам опроса журналистов, пишущих о театре, его "Войцек" признан лучшим зарубежным спектаклем года. Такое два года назад произошло с наджевскими "Полуночниками" по Кафке. И вот теперь снова.

Награда эта не выражена в денежных единицах, но дорогого стоит. Чтобы пластический спектакль обошел обойму драматических постановок, а драмкритики отвернулись от любимого дела и обратили взоры к искусству телесности, нужно что-то большее, чем просто "хорошая работа". Режиссер такого спектакля должен иметь глаз хирурга и чутье экстрасенса. Ему необходимо попасть в нерв современного театрального процесса, и, что еще важнее, в точку схода современных представлений о том, какой должна быть идеальная постановка - прежде всего полиэмоциональной. Чтобы обязательная ирония не заглушала живого чувства, а чувство, в свою очередь, не командовало бы жесткой концепцией. Чтобы зрителя мороз по коже пробирал, но и ростки нежности тоже пробивались. А жизнь представала бы по полной программе: во всей красе ее фатального абсурда и в жалости к доле "человека разумного", чья главная примета - отсутствие разума.

Именно такие спектакли сочиняет Жозеф Надж, венгр из Югославии, ныне живущий в Орлеане. Его восточноевропейское детство прошло в захолустье, где никогда ничего не случалось, отчего внутренняя жизнь от природы впечатлительного ребенка сконденсировалась до поэзии, компенсируя статику внешнего. Когда Надж приехал в Западную Европу и начал ставить хореографические спектакли - он чутьем художника ухватил, что именно надо добавить к нюансам собственной чувствительной души. И точно отформатировал врожденную поэтичность, заключив ее в рамки французской суховатой рациональности. Получилось то, что надо. И "Войцек", и другой спектакль - "Время отступления", показанные на недавних гастролях в Москве, существуют в режиме скрытой, стыдливой тоски по гармонии, сменившей недавний разухабистый постмодернизм.

Трагифарсы Наджа вполне укладываются в формулу "все гениальное - просто". Его исполнители и он сам владеют сценическим движением так свободно, что кажется, будто они вообще не артисты и не танцовщики, просто некие личности, гипнотически действующие на зрительское подсознание: публика в зале ощущает беспредельную естественность каждого жеста, шага, контакта. При этом Наджу нет нужды завлекать зрителей ни общедоступным "реализмом", ни, наоборот, нарочитой "продвинутостью" своего театра. Хореограф создает зрелище, в котором любая аллегория и любой символ непременно будут прочитаны как знак исконной житейской правды. И наоборот, обыденные ситуации и предметы, из перечня которых, собственно, и состоит спектакль, зритель непременно возведет в смысловой куб. И получится то, ради чего стоит ходить в театр: обыкновенное чудо.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Наталия Казьмина, Мотив сезона-4 /19.12/
Когда костюм в спектакле удачен, о нем могут и не написать, но фамилию художника запомнят. Когда костюм вычурен, выламывается из спектакля, а спектакль к тому же нехорош, у художника по костюмам еще больше шансов засветиться в печати. Театральный костюм незаметен - может быть, это и есть высшая похвала художнику?
Валентина Тоцкая, Ожидания и послевкусие /15.12/
На исходе прошлого года страна обсуждала, нравственно ли показывать программу "За стеклом". Прошел год, и выяснилось, что застеколье - все еще детство отечественного телевидения. Даже самое остросюжетное ток-шоу проигрывало "Норд-Осту" в прямом эфире, ведь результат был абсолютно непредсказуем!
Наталия Казьмина, Мотив сезона-3 /11.12/
В ноябре мы много говорили о комиках, поминали Леонова, Гарина, Рину Зеленую, Папанова, Филиппова. А кто сейчас наши комики-кумиры? Сравните игру С.Филиппова в "Карнавальной ночи" с игрой Н.Фоменко в "Старых клячах". Наш комик не тот, что попадает в смешные обстоятельства - он в этих обстоятельствах живет, доводя зрителя до слез.
Григорий Заславский, "Норд-Ост", которого не было /10.12/
В помещении центра на Дубровке работал гей-клуб "Центральная станция", где в ту ночь снимала дипломный фильм Радда Новикова. Камеру, оставшуюся там, удалось выручить, но пленка была испорчена. Когда Новикова попыталась понять, с кого можно спросить компенсацию, ей сказали, что ни ее, ни ее вещей в списках нет. И спрашивать нечего и не с кого.
Наталья Серова, Фрэнсис Фукуяма: "конец истории" или "конец времен" /29.11/
Если процесс дегуманизации наберет обороты, "Новая жизнь" Запада станет простой, как хлеб и вода, и утонченная европейская культура, обремененная сложной системой символов и логики, изгибами психологии и чувственности и прочими "завитушками", уже не сможет дать ответа на насущные вопросы бытия.


предыдущая в начало следующая
Майя Крылова
Майя
КРЫЛОВА

Поиск
 
 искать:

архив колонки: