Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Опять реституция
Дата публикации:  24 Января 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Будучи русским и евреем в одном лице, я до недавнего времени имел повод восхищаться немцами. Понатворив бед, страшных бед, они не боялись культивировать в себе комплекс исторической вины перед еврейским народом. И не боятся лишний раз повиниться, то есть этот - очередной - раз не считают лишним. Как русский, ничего подобного я сказать не могу. Как русский, я и не чувствую, чтобы в Германии в принципе помнили, как все случилось тогда, в 41-м, и закончилось в 45-м... Давно это было...

Яркий тому пример - вопрос реституции. Последний тому пример - встреча, которую компания "Рургаз АГ" провела на днях в гостинице "Балчуг-Кемпински". Повод - начало нового года, еще более конкретный - завершение работ по восстановлению Янтарной комнаты. Напомню для тех, кто еще не охвачен рекламой немецкой газодобывающей компании, - несколько лет тому назад "Рургаз" вызвался профинансировать завершение работ по восстановлению из небытия маленького Царскосельского шедевра.

На встрече, которая прошла подлинно в обстановке мира и взаимопонимания, выступил весьма уважаемый в Германии и во всей Восточной Европе господин - профессор Вольфганг Айхведе, директор Института стран Восточной Европы Бременского университета. Господин профессор весьма свободно владеет русским, но по желанию хозяев вечера, прочитал свой доклад по-немецки. Так что в дальнейшем я буду ссылаться на русский перевод. И если все мои выводы несправедливы по отношению к оригинальному тексту, прошу незамедлительно разобраться с теми, кто был ответственен за верность переложения.

Но - по порядку.

В выступлении доктора Айхведе ни слова не было сказано о том, что немецкая сторона хоть каким-то боком причастна к разрушению и исчезновению Янтарной комнаты. Из его слов никак не понять, что к моменту подключения к проекту немецких спонсоров работы в Царском Селе уже были выполнены на 70% (именно такие данные еще недавно приводило наше министерство культуры).

Говоря о реституции, возвращении, а прежде - и о перемещении культурных ценностей, германский профессор ни разу не упомянул про фашизм, про то, что война, какой ее знали до сих пор, была чрезвычайно жестокой именно и первоначально с германской стороны. Неужели забыто? Неужели не знает, что были такие специальные команды Кюнсберга в ведомстве Риббентропа или что вывозом культурных ценностей с территории СССР занимались подчиненные Альфреда Розенберга, которое возглавлял Министерство оккупированных восточных территорий? И хотя фельдмаршал Рейхенау говорил: "Никакие исторические или художественные ценности на востоке не имеют значения", целые составы с описанным, заново пронумерованным культурным "грузом" шли из СССР в Германию. "Янтарная комната" также была погружена в ящики и вывезена. И - бесследно исчезла.

Нет, не может не знать всего этого Вольфганг Айхведе, так как немало исследований этого вопроса проводилось как раз в стенах его института.

Почему же тогда в его пространном спиче речь шла совсем в ином ключе? К примеру, говоря о далекой войне, доктор Айхведе заметил, в частности, что была она направлена обоими противниками на уничтожение культуры друг друга. Что главные силы были брошены на то, чтобы стереть культурную память народа. И тут же перешел к тому, что Советская армия, когда вошла она на территорию Германии, тут же приступила к вывозу культурных ценностей. Конечно, в нарушение всех и всяческих, по утверждению лектора, международных законов.

И это неправда. И то неправда, что разговор начинается с упреков в адрес СССР.

Можно сетовать по поводу некорректного или излишне краткого перевода (мол, все необходимые оговорки так и остались лишь на немецком). Но вот уже строчки из официального текста, переданного журналистам: "До сих пор у нас нет точных сведений о количественном выражении нанесенного ущерба. Первый шаг сделал Гитлер, Германия. Советский Союз ответил тем же". И снова - ни слова, о том, как это делала Германия. И - как и почему и на основании каких международных конвенций и законов действовала советская армия и союзные армии. (К другим государствам бывшей антигитлеровской коалиции у Германии почему-то претензий сегодня нет.)

Вновь и вновь вспоминал и ссылался профессор на статьи Договора 1990 года, подписанного в суете "дипломатического отступления".

И говорил о "рефлексии", которая присуща России в отношении давно уже прошедшей войны.

Рефлексия такая есть. Жаль, что нет ее уже в Германии.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, В ожидании третьей волны /24.01/
Российский театр делает шаги к новому романтизму, а мир уже стремительно движется в этом направлении: очередная параллель к неоромантизму столетней давности, в атмосфере которого зарождались мировые войны, революции и холокосты. Остается лишь одна романтическая иллюзия - история повторяется якобы исключительно в виде фарса.
Владимир Забалуев, Алексей Зензинов, Неизбывная песнь козлов-3 /14.01/
Сегодня российская драматургия ощутила вкус к трагедии. На 2537 году существования трагедия отчетливо движется к первоначальному синкретическому состоянию. Пока в мировом сознании сохранится хотя бы островок европейского мировосприятия с его верой в конечное торжество справедливости, трагедия как жанр будет востребована.
Майя Крылова, Все гениальное просто /30.12/
Режиссер пластического спектакля должен иметь глаз хирурга и чутье экстрасенса. Именно этими качествами обладает хореограф Жозеф Надж. Недаром он стал любимцем российских критиков.
Наталия Казьмина, Мотив сезона-4 /19.12/
Когда костюм в спектакле удачен, о нем могут и не написать, но фамилию художника запомнят. Когда костюм вычурен, выламывается из спектакля, а спектакль к тому же нехорош, у художника по костюмам еще больше шансов засветиться в печати. Театральный костюм незаметен - может быть, это и есть высшая похвала художнику?
Валентина Тоцкая, Ожидания и послевкусие /15.12/
На исходе прошлого года страна обсуждала, нравственно ли показывать программу "За стеклом". Прошел год, и выяснилось, что застеколье - все еще детство отечественного телевидения. Даже самое остросюжетное ток-шоу проигрывало "Норд-Осту" в прямом эфире, ведь результат был абсолютно непредсказуем!


предыдущая в начало следующая
Григорий Заславский
Григорий
ЗАСЛАВСКИЙ
zaslavski@mail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: