|
||
/ |
Мир музыкального видео. Клип 1: Желание Дата публикации: 3 Февраля 2003 Планета MTV, мир музыкального видео, представляет собой параллельное пространство, по большей части игнорируемое "официальной культурой". В этот мир практически не проникают политики, в нем мало говорят о катастрофах, и самой существенной новостью дня нередко оказывается информация о новых оскорблениях, которыми брутальный И социальных, и философских, и эстетических "смыслов" в музыкальном видео можно найти предостаточно. Социолог может изучать проблемы подростковой идентификации на примере имиджа Эминема - самого продаваемого в мире артиста на сегодняшний день. Белый рэппер, бунтарь, нарушающий все границы возможного в конкретных жанрах, Эминем насыщает свои тексты ненормативной лексикой, оскорблениями в адрес большинства "коллег по цеху", презрением к "буржуазной норме" - и становится кумиром подростков вне зависимости от цвета кожи и благосостояния. Другой вариант для социологического наблюдения - появление в конце 2002 года на российском MTV певца по имени Шамиль. Некогда Шамиль был аляповатым "Оскаром", но он решил сменить имидж, вернул свое чеченское имя, снял два клипа в небрежной полуальтернативной эстетике и был поддержан в этом начинании музыкальными продюсерами. Несмотря на низкое качество этого "продукта", меня обрадовало появление Шамиля на российском MTV. Образ "чеченца" на музыкальном канале стал, конечно, лишь одним из многих вариантов продаваемой маргинальности. Но кто бы мог подумать еще в 2001 году, что такая маргинальность будет продаваться. Историки культуры и просто люди, неравнодушные к стилю, могут находить в музыкальных видеоклипах неисчерпаемое богатство аллюзий и весь ассортимент стилистических игр. Здесь есть свой авангард и свое ретро, свое бездумное убожество и свой блистательный китч. Здесь создаются образы, которым предстоит войти в заветный фонд коллективного желаемого: двусмысленные и влекущие, как все образы Мадонны, или "миленькие" и влекущие, как все ипостаси Кайли Миноуг ( Самыми удачливыми, самыми любимыми видеоартистами становятся те исполнители, которые способны в наиболее полной мере реализовать этот эффект "поверхности", на котором держится музыкальное видео. Не меняя настроение на "смысл", не втискивая в 4 минуты содержание полутора кинематографических часов, некоторым удается все же найти возможности для создания эффектных образов, останавливающих внимание, имеющих узнаваемые культурные источники, а иногда и активных социально. Ключевую роль в успешности таких образов играет их способность репрезентировать коллективное желание. А уж средства для его репрезентации существуют самые различные. В одном из наиболее типичных, "чистых" вариантов видеожелание представлено сегодня на телеэкранах клипом Робби Уильямса "Feel". Король современной британской поп-индустрии не упустил, кажется, ни одной составляющей той соблазнительной поверхности, которая может, наверно, соответствовать понятию "видеогении" (по аналогии с "киногенией" и "фотогенией" - с понятиями, характеризующими максимальную отзывчивость изображенного предмета на требования данного технического средства). Робби Уильямс видеогеничен на сто процентов. Его лицо, абсолютно не отвечающее "классическому" представлению о красоте, намекающее на опыт и даже порочность, соблазняет любого режиссера на съемки крупным планом. Его тело покрыто эффектными татуировками, рождающими мысли о реализации запретного. Все это помещено в клипе "Feel" в идеализированную атмосферу вестерна, где действует "подлинное мужество", "воплощенная женственность", "простота и прямота природы", "укрощение" и т.д. Замедленная съемка фиксирует полет в воздухе дикого коня, которого укрощает суровый ковбой - несколько секунд свободного парения, способные зачаровать любого зрителя. А укрощение коня становится метафорой укрощения не менее дикой и прекрасной женщины. Героиню клипа играет актриса Дэрил Ханна ( Клип "Feel" черно-белый, что тоже совсем не случайно. За черно-белым изображением в культуре музыкального видео закреплено сразу несколько устойчивых значений. Это и "эротичность" - и, вместе с ней, "качество", намек на отношение к изображению как к искусству ("Feel" встраивается здесь в один ряд с "Wicked game"
|
|
|
||