Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20030527_efr.html

Ни одного бюджетного рубля
не вложено в Константиновский дворец, - утверждает Владимир Кожин

Екатерина Ефремова

Дата публикации:  27 Мая 2003

Пресс-тур в Константиновский дворец, о котором давно мечтали журналисты, должен был начаться в десять утра. Так было написано в письме со списком аккредитованных, которое каждый получил по электронной почте. Но накануне, в лучших традициях уважения к журналистам, время начала перенесли на восемь сорок пять. Так что, кто узнал - тот успел, а кто не узнал - тот догонял колонну из четырнадцати маршруток, движущуюся по городу в сопровождении милицейских машин, собственными силами. А добраться до Стрельны, где находится Константиновский дворец, было ой как непросто. Колонна мчалась со скоростью больше ста километров в час по "зеленой волне" светофоров. А собравшиеся в маршрутках (строго по спискам!) чувствовали себя не слишком уютно. "Из машин не выходить, паспорт и аккредитацию иметь при себе, списки в ФСО", - строго сообщили всем еще в начале путешествия. На шоссе в сторону Пулкова среди многих рекламных щитов вдруг угрожающе бросилась в глаза реклама какой-то газеты: "Президент знает все!" Стало не по себе. По сторонам шоссе начались знаменитые "потемкинские" заборы: с одной стороны они закрывали садовые домики на огородах, с другой - огромное кладбище и - чуть ближе к Стрельне - помойку. Помойка воняла. Запах не спрячешь. "Не проще ли было ее убрать, по крайней мере, наверняка, обошлось бы дешевле", - заметил кто-то. Один из журналистов вдруг нервно замахал руками: "Смотрите, вот эти, замаскированные под зеленые холмики то ли "Катюши", то ли зенитки, это - что бы вы думали? - радарные установки для прослушки разговоров на шоссе". Фоторепортеры живо защелкали затворами камер. Еще ничего не началось, а столько впечатлений...

Наконец мимо пронеслась табличка с надписью "Стрельна", и журналисты воочию увидели, как охраняют Константиновский дворец. По обеим сторонам дороги, буквально у каждого столба, поддерживающего электрические провода, стоял милиционер и бдительно осматривал окрестности. В лесу промелькнули полевая кухня, повар и несколько милиционеров. Проехали стрельнинский вокзал. Несколько милиционеров спокойно покупали прессу в газетном киоске. Местные жители передвигались по городу спокойно и безоценочно, то ли уже привыкнув к обилию стражей порядка, то ли понимая необходимость бдительной охраны. Внезапно милицейские кордоны оборвались. Слева показался высокий забор, вполне просматриваемый со стороны шоссе, маршрутки заехали за ворота. Журналистов попросили выйти из машин и пройти на КПП. Там, в лучших традициях пулковской таможни, всех людей пропустили через рамку металлоискателя, а сумки и камеры - фото и видео - через специальную аппаратуру. Одну камеру уронили на пол. Никто не извинился. Вопрос: "Кто ответит?" - остался без внимания. Побледневший журналист стал проверять исправность камеры. Ощущение прохода через таможню на территорию какой-то новой страны под названием Константиновский дворец было полным, стойким и точным.

По ту строну "таможни" журналистов разбили по группам (строго по спискам, от экскурсовода не отходить) и повели на экскурсию по огромной дворцовой территории. Показали сам дворец, гостиничный комплекс "Балтийская звезда", двадцать коттеджей, построенных для глав государств, приезжающих на саммит, вертолетную площадку, павильон для переговоров и пресс-центр.

Как известно, после войны весь дворцовый ансамбль занимало Ленинградское арктическое училище. Все дворцовые постройки после него оставались в весьма плачевном состоянии. Журналистам прежде всего показали административный корпус, обеспечивающий жизнедеятельность всех служб дворца и даже (в случае необходимости) автономность его существования. В его центре бросилась в глаза огромная телевизионная вышка.

Прошли мимо отреставрированного дворцового ледника, построенного по проекту Штакеншнейдера, но остановились на гранитной набережной внутреннего канала, сохранившегося с петровских времен. Всех впечатлила внушительная плотина (воссозданная после некоторого разрушения в военное время) и Большой дворцовый пруд (также частично воссозданный). Плотина поддерживает уровень воды во всех дворцовых каналах, сами каналы прочищены и расширены. Бывшие караульные ворота времен Растрелли были полностью отреставрированы и доделывались прямо на наших глазах. Девушка-реставратор втирала песок в промежутки между плитками в основании ворот, а рабочие засыпали песок на дорогу, проходящую под ними.

Журналистов провели по Нижнепетергофской дороге, которая проходила когда-то от Фонтанки до Ораниенбаума. На береговых уступах строились дворцы. Один из которых - Стрельнинский - был задуман Петром I как парадная резиденция - русская Версалия. Разбивка парка и каналов началась в Стрельне с 1715 года: его регулярный парк входит в число первых парков России, в одном ряду с Летним садом и Петергофским регулярным парком. Разбивка парка каналами также уникальна - в его плане воссоздан морской трезубец. Когда-то восточный канал имел выход в залив, но в восемнадцатом веке он его потерял, но, может быть, как сообщил экскурсовод, его восстановят в будущем. В парке сейчас четыре фонтана, два из которых бьют в баскетах перед дворцом, где также высажены десять тысяч кустиков барбариса.

С петровского времени тут росло много лип. В 70-е годы пытались провести реставрацию парка, который стал уже лесопарком. Все другие деревья были вырублены, а липы посажены заново. Сейчас же решили не реставрировать весь парк, а сделать подсадку липовых деревьев.

Журналистам показали мини-пристань с лестницей прямо напротив входа во дворец со стороны парка. Об этом мечтал еще Петр I - к подножию дворца можно подплыть от моря. По центральному каналу сейчас может пройти небольшая яхта или катер, а три моста на нем сделали подъемными.

Центральный канал упирается в Петровский остров, на котором расположен павильон переговоров. В народе уже давно ходили легенды о двух подземных этажах и "парковке" для подводной лодки, но внешне не наблюдалось ничего подобного. Нормальный застекленный одноэтажный павильон. Правда, журналистам его показали лишь с дороги, идущей вдоль моря, а ближе никого не подпустили.

Наконец экскурсия подошла к отреставрированному и воссозданному Константиновскому дворцу, который был заложен Петром I в июне 1720 года. Это самый большой дворец петровской эпохи на южном побережье Финского залива. Уникален он тем, что со временем не увеличился в размерах, а уменьшился; когда-то от дворца отходили галереи на сто метров в каждую сторону, которые завершались башенками со шпилем.

В подвальном уровне дворца восстановлены гроты, отделанные российским туфом, и винные погреба (их, к сожалению, не показали) и дегустационный зал (мимо него тоже быстро провели). По легенде, в этих подвалах в елизаветинские и екатерининские времена хранили венгерские токайские вина, которые завезены сюда и теперь.

Дворец стоит на береговом уступе в трех уровнях - подвал, гроты и терраса. Он представляет архитектурный интерес прежде всего прорезанной в центре тройной аркадой, колонны которой выдаются с северной стороны и поддерживают изогнутый причудливый балкон. На дворце изменена конструкция кровли - теперь она медная, как это и было исторически. На фасаде здания с одной стороны - российский герб, с другой - герб его владельца - Великого князя Константина Николаевича. Часы вернулись на свое место на фасаде. Флагшток всегда был на крыше, штандарт поднимали, когда в доме находился хозяин. Теперь здесь развивается российский флаг.

Чтобы подняться в помещения дворца, всех журналистов одели в бахилы. "Там все стерильно!" - нервно воскликнула смотрительница в яркой сине-желтой куртке с надписью "Управление делами президента". Большинство встреченных нами "местных" были одеты именно в такие куртки, рабочие - в комбинезоны без надписей, а начальство - в костюмы-тройки. Наверное, чтобы всем сразу было понятно - кто есть кто. Журналисты ходили по территории стайками только в сопровождении экскурсовода, который начинал волноваться, как только кто-то из группы исчезал в неизвестном направлении. Поскольку фотографы по роду своей работы практически все время куда-то девались, то их постоянно искали, находили где-нибудь около рабочего, завершающего реставрацию зеркала, и тогда путешествие продолжалось. Короче, бахилы все послушно надели, походили в них по коврам и паркетам дворца, скинули, выходя на площадь перед дворцом, и вновь надели, возвратясь в здание.

На центральной площади перед подъездом к дворцу со стороны шоссе ждала своего открытия статуя Петра I - копия памятника скульптора Густава Шмидта, поставленного в Риге в 1910 году в честь присоединения Лифляндии к России. Где-то - где, журналистам не показали, - ждала своего часа и авторская скульптурная композиция "Петр I и его свита" Михаила Шемякина.

Во дворце разместилась временная музейная экспозиция, которую подготовили совместно государственные музеи - Эрмитаж, Петергоф и Военно-морской. Выставка расположена в нескольких комнатах. На стенах одной из них развешены портреты владельцев Константиновского дворца - великих князей Константина Павловича, Константина Николаевича и его жены - немецкой принцессы Александры Иосифовны, а также почти семейный портрет - Павла Петровича с сыновьями на конной прогулке. В других четырех залах дворца на протяжении полугода будет расположена временная выставка из фондов Эрмитажа "Государственная символика России XVIII -начала XIX века". В одной из комнат уже сейчас были размещены российские штандарты и парадные мундиры. В следующих трех - воссозданы интерьеры квартиры Великого князя Константина Константиновича Романова - столовая, кабинет и музыкальная комната. Подлинная мебель подобрана и интерьер воссоздан по фотографиям начала века. Как известно, К.Р. - поэт, переводчик, актер, драматург, художник, коллекционер, президент Академии наук, начальник всех кадетских корпусов России - не унаследовал Стрельну, а лишь проживал со своей семьей в квартире. Константиновский дворец принадлежал его брату - Великому князю Дмитрию Константиновичу, который был расстрелян большевиками в 1919 году. Здесь проходили домашние концерты и спектакли. Во дворце бывал Антон Рубинштейн, а Иоганн Штраус посвятил его хозяйке вальс "Александра" и знаменитую кадриль "На террасе Стельнинского дворца"...

Журналистов потрясли три роскошных дворцовых зала, восстановленных за полтора года практически из руин - голубой военный зал, мраморный зал переговоров и бельведер со смотровой площадкой. Голубой военный в 400 квадратных метров был когда-то актовым залом училища, а затем десятилетиями находился в аварийном состоянии. А сейчас это - двухцветный огромнейший зал дворца с воссозданным паркетом и мраморными каминами с зеркалами, в котором могут проходить встречи, балы и ассамблеи.

Второй - мраморный зал переговоров в желто-серой цветовой гамме - расположен в центре дворца над тройной аркадой. Интерьер - из искусственного мрамора - воссоздан по акварелям архитектора Штакеншнейдера. Реставраторами были вручную отполированы пилястры и колонны ионического ордера (лазуритового цвета), воссозданы барельефы на темы гомеровской Илиады, пять люстр из бронзы, с позолотой и хрусталем (в центре - большая и четыре небольшие - по краям), четыре фальш-камина с мраморными бюстами и зеркалами. В центре зала расположен шестиугольный стол, оснащенный новейшей техникой - видео-экранами, мини-компьютерами, переговорными устройствами. Говорят, что во время саммита "большой восьмерки" в этом зеле не нужно будет присутствие переводчиков. Таков уровень технического оснащения. А сейчас на шести экранах в полном синхроне летали морские чайки и звучал джаз. Рабочие стояли по углам зала и терпеливо ожидали окончания экскурсии.

Поднявшись же на бельведер, журналисты обнаружили не только "прекрасный вид, открывавшийся перед нами", но и комнату отдыха из дуба - бывшее чердачное помещение, стилизованное под рубку корабля. В его центре - винтовая дубовая лестница, уводящая на самую высокую точку дворца - башенку над крышей. Журналистов туда не пустили. Наверное, из соображений безопасности. А за дверями уже вовсю пылесосили ковры и ужасались тому, что телевизионщики своим камерами обшарпали недавно окрашенные лестничные стены.

Как сообщил на пресс-конференции руководитель Управления делами президента Владимир Кожин, "в Константиновский дворец не вложено ни одного бюджетного рубля". На реконструкцию и воссоздание Константиновского дворца - Дворца конгрессов было потрачено 280 миллионов долларов. Вся сумма была собрана Международным фондом по воссозданию комплекса. В акции приняли участие не только крупнейшие российские компании, но и физические лица. Сумма ежегодного содержания государственного комплекса "Дворец конгрессов" колеблется от 60 до 80 миллионов рублей. Любая организация может провести в государственном комплексе "Дворец конгрессов" собственное мероприятие, а частное лицо - арендовать любой из двадцати коттеджей или гостиничный номер в "Балтийской звезде". Словом, в дальнейшем комплекс может сам зарабатывать на свое содержание. "Здесь, - как отметил Владимир Кожин, - можно жить в исторических музейных интерьерах, а работать в современных технических условиях".