Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Петербургский юбилей: уникально, незабываемо и скандально
Дата публикации:  4 Июня 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Трехсотлетний юбилей в Петербурге праздновали на широкую ногу - с 23 мая по 1 июня - с приглашением гостей со всего света, с двумя саммитами - международным и стран СНГ и огромным количеством подарков. Множество событий самого разного калибра досталось на долю тех петербуржцев, которые не испугались масштаба празднования и не уехали за город. Действительно, в городе власти, как и обещали, периодически перекрывали движение по центру и по мостам, ведущим из центра на Васильевский остров. И это, конечно, портило жизнь. По радио постоянно звучали объявления о том, что с началом международного саммита могут перекрыть для движения - и транспорта, и пешеходов - и сам Васильевский остров - довольно значительную часть города. Но, в конце концов, этого не случилось, в центре все время что-то происходило, и горожанам было довольно весело.

За исключением, пожалуй, самого дня рождения города: оказавшись глубокой ночью в центре, полтора миллиона горожан, собравшихся на разрекламированное лазерное шоу Хиро Ямагато, обнаружили, что метро не работает, мосты разведены, а мест, где можно перекусить и отсидеться (за исключением ночных клубов) не организовано, так же как и туалетов. Чуть не снесли Эрмитаж, Стрелку Васильевского острова и парочку центральных мостов. Само же шоу напомнило плохо устроенную дискотеку в провинциальном ДК. Разве что зеленые лазерные лучи скользили не по обшарпанным стенам клуба, а по питерскому небу и отреставрированным стенам Эрмитажа. Честное слово, наше северное сияние выглядит гораздо эффектнее. Да и в самом Питере есть авангардисты и покруче этого сомнительного японца.

Лазерное шоу начиналось в половине первого и было не слишком продолжительным. Это было известно заранее, как и то, что зрителям после окончания зрелища будет просто некуда деться. Непредусмотрительность властей для города обернулась горой мусора на набережных и улицах, закоулками, превращенными в общественные туалеты, и толпами раздосадованных людей, среди которых, кстати, было довольно много родителей с детьми. Даже приехавшие на собственных машинах люди, не имели возможности выбраться из центра на протяжении нескольких часов. На время акции вырубились все GSM-овские мобильники - никто не ожидал такого наплыва владельцев телефонов. В результате люди просто не могли найти друг друга в толпе. Было холодно, суматошно и невесело.

А в открытый для посетителей всю праздничную ночь Государственный Эрмитаж всю же ночь была очередь аж от самого Невского проспекта. Что, честно говоря, удивляло всех и, в первую очередь, самого Михаила Борисовича Пиотровского - его директора, рискнувшего пойти на беспрецедентную акцию - три дня - 27, 28 и 29 мая - и одна ночь бесплатного посещения музея. Ведь билет в Эрмитаж стоит всего 15 рублей. Народ, видимо, рванул в музей за экзотикой и экстримом. И того, и другого в праздничную ночь было хоть отбавляй. Если уж удавалось прорваться сквозь милицейские кордоны нового входа со стороны Дворцовой площади, то музей встречал страшной духотой, явно повышенной влажностью и десятками людей, облепившими выходившие на Дворцовую набережную окна, за которыми проходило японское лазерное шоу. В музее предусмотрительно были закрыты некоторые залы второго этажа с окнами на набережную, но все доступные окна были заняты столпившимся народом. В узком коридоре мужчина начальственного вида пытался заставить другого - вида менее начальственного - отогнать людей от окон. Тот отвечал, что указаний разгонять посетителей не было и он этого делать не станет. Словом, атмосфера была самая демократическая.

И надо признать, что именно в Эрмитаже происходил настоящий праздник. В Эрмитажном театре каждые два часа начинался новый сеанс прославленного на весь мир, но мало кем виденного на тот момент фильма Александра Сокурова "Русский ковчег", в музейных залах ежечасно проходили концерты классической музыки, которые давал оркестр Государственного Эрмитажа "Санкт-Петербург Камерата" и его многочисленные ансамбли, а в Александровском зале ровно в час ночи начался первый в истории музея джазовый концерт "Радио "Эрмитаж" и его друзья" (Андрей Кондаков и камерный ансамбль "Дивертисмент" под управлением Ильи Иоффа), который тут же транслировался в прямом радийном эфире. Пожилые смотрительницы залов страшно устали, но, не теряя вежливости и доброжелательности, бдительно охраняли музейные экспонаты. Сами посетители к утру нового дня еле-еле передвигали ноги и заняли все стулья, скамьи и диваны. Деваться этим людям, собственно говоря, было некуда. Перекусить можно было в эрмитажном кафе, а полазить по Интернету - в интернет-кафе. Метро же открывалось лишь в шесть часов утра. Праздник - не праздник, оказалось, хозяев города не заботит то, как же в праздничную ночь народ сможет добраться до дома.

Между этими двумя городскими событиями - провальным и успешным - и разворачивалось, собственно говоря, действие городского юбилея. Самыми главными событиями стали подарки. Городу и горожанам вручали памятники, музеи и даже деревья. Пожалуй, самым скандальным подарком стала французская Башня мира, которую вопреки протестам общественности поставили-таки в историческом центре города на Сенной площади. На этой 17-метровой стеклянной, похожей на дорожный указатель стеле на 32 языках написано слово "мир". Раздражало всех, похоже, две вещи: ее стоимость 3 миллиона долларов и то, что автор памятника - Клара Хальтер - приходится супругой Мареку Хальтеру - комиссару по подготовке к празднованию 300-летия города со стороны Франции. Стоит эта "дура" в центре дорожной магистрали, никому не мешает, "нужно будет, - как сказал один из городских чиновников, - демонтируем".

В Петропавловской крепости был открыт памятный знак в честь 300-летия Петербурга. Тоже довольно странный. Квадратная тумба из гранита с высеченным на ней текстом: "Здесь 27 мая 1703 года заложен первый бастион Петропавловской крепости, названный в честь Петра I Государевым. С этого началось строительство крепости". Памятник этот вряд ли будут демонтировать, но и украшением крепости его назвать нельзя. А нежелание хозяев города создать в его центре что-нибудь действительно оригинальное и художественное вызывает уныние.

На Васильевском острове отрыли памятник бомбардиру Василию Корчмину - герою легенды о возникновении названия острова. Мужчина, одетый по моде петровского времени, в треуголке и ботфортах, с трубкой в руке сидит на лафите пушки с надписью "1703". Скульптура столь же безликая, столь и банальная. Для шемякинской композиции "Петр I со свитой" в городе вообще не нашлось места, она притулилась в парке у пристани Константиновского дворца в Стрельне и вряд ли будет доступна горожанам в каком либо виде, кроме фотографического.

Сам Константиновский дворец - который скромно называют: Государственный комплекс "Дворец конгрессов", - вот что войдет в историю как самый грандиозный, дорогостоящий и уникальный подарок к юбилею города. Руины дворцового здания на практически сгнившем фундаменте, огромный парк и административные постройки были полностью реконструированы и воссозданы за полтора года. Сейчас во дворце расположились несколько музейных экспозиций, в парке - гостиница, двадцать жилых коттеджей, вертолетная площадка, павильон для переговоров и пресс-центр. Техническое оснащение "Дворца конгрессов", по утверждению Владимира Кожина, на данный момент не имеет аналогов в мире. А арендовать его или жилой коттедж может любая организация или физическое лицо. Правда то, сколько это удовольствие стоит, руководитель Управления делами президента, к сожалению, не сообщил. Вероятно, не дешево и нам не по карману. А простые горожане смогут посетить государственный музей "Константиновский дворец" как только закончится саммит глав государств и завершится юбилей.

В дни юбилея в городе открылся еще один уникальный дворец - литературный музей Гавриилы Романовича Державина и русской словесности его времени - филиал Всероссийского музея А.С.Пушкина. Мемориальный огромнейший дворец на Фонтанке, 118, сравнимый по размерам разве что с Шереметьевским дворцом, полностью исторически воссоздан в соответствии с сохранившимися чертежами и документами. Здесь поэт прожил почти четверть века. С начала 1790-х годов и вплоть до его смерти дворец был одним из главных культурных центров города. С 1811 года в большом двусветном зале устраивала свои заседания знаменитая "Беседа любителей русского слова". В экспозиции представлены рукописи, иллюстрации, редчайшие книги XVIII века, журналы, портреты современников поэта. Музей этот, рассказывающий о литературе целого столетия, является уникальным и по объему информации, и по своей будущей роли в культурной жизни Петербурга.

Государственный Русский музей в дни юбилея тоже не уронил своего имперского достоинства. Он открыл после реставрации и реконструкции Михайловский замок и Михайловский сад. Конечно, в полном объеме выполнить работы не удалось. Зато стены замка обрели наконец-таки свой исторически-естественный кирпичный цвет, купола дворцовой церкви блестят золотом, а на флагштоке реет российский флаг. В центре двора расположился новый бронзовый памятник - Павел, сидящий на троне (с мальтийской символикой) с подлокотниками в виде имперских орлов, в императорской мантии, в короне, со скипетром и державой в руках. Постамент сделать как следует не успели, на открытии на временную подставку из гидропрока кто-то нечаянно наступил и ее продавил, так что пришлось рабочим ее заново красить битумным лаком. Со временем здание становится все больше похоже на средневековый замок. Гидравлическая система замка частично воссоздана: по каналу с зеленоватой протухшей водой, отделяющему замок от дороги, плавал на надувной лодке рабочий и сачком вычищал грязную воду. Говорят, что позднее будут прорыты и остальные каналы, по первоначальному замыслу полностью защищавшие замок от посещения посторонних лиц. Кстати, от посещения горожан замок был защищен и 29 мая - в этот день, согласно программе празднований, все музеи города должны были работать бесплатно для посетителей. Ворота во двор были закрыты, на них висела табличка: "Музей будет открыт для посетителей после 31 мая". Так что хоть замок официально и открылся, но войти в него оказалось невозможно.

А вот Михайловский сад посетить удалось. Работы по реставрации сада продолжались прямо на глазах. Газоны чернели землей. Здесь, в отличие от газонов Константиновского дворца в Стрельне, рабочие не расстилали травяные ковры, а просто засеивали газоны травой. Сад был закрыт на реконструкцию в июле прошлого года. Его внешний вид хотели привести в соответствие с планом Карло Росси 1826 года: восстановить мостик, восточный пруд, подлечить деревья. В северной части сада хотели устроить парк то ли современной, то ли русской скульптуры. Сейчас же просто установили три современных копии скульптур девятнадцатого века: бюсты Карла Росси, Карла Брюллова и Александра Иванова. Почему именно эти? Бог весть.

Во Мраморном дворце Русского музея открылась выставка "Мариинский театр. 1783 - 2003. Тема с вариациями", посвященная старейшему музыкальному театру страны. Экспозиция, подготовленная Государственным театральным музеем и Мариинским театром, включает около 700 экспонатов, часть из которых впервые увидит широкая аудитория. Выставка достаточно условно разделена на две части. Первая - уникальная по композиции - интерактивная зона театральный кулис. Шумовые и световые машины, бутафория создает ощущение присутствия на репетиции. Вторая - экспозиционно достаточно банальная - демонстрирует фотографии, эскизы и макеты декораций, костюмы, предметы реквизита, партитуры, живопись... Из уникального - дирижерская палочка Чайковского и партитура балета "Щелкунчик" с его личным автографом, туфельки Тальони, Кшесинской, Карсавиной, Павловой, Вагановой, костюмы исполнителей балетов Мариуса Петипа, макеты декораций Георгия Цыпина к вагнеровским операм и костюмы к гофмановским балетам Михаила Шемякина...

Государственный же Эрмитаж открыл Главные ворота Зимнего дворца: вход для посетителей теперь не с набережной Невы, а с Дворцовой площади. Во время церемонии открытия случился казус. На площади (до этого) губернатор принимал парад кадетских корпусов. Естественно, доступ на площадь горожан был перекрыт милицейскими кордонами. Парад закончился, церемония открытия началась, директор Эрмитажа стал произносить речь, и тут-то милицейские кордоны прорвали. Разгоряченный народ понесся по площади на встречу с прекрасным, вызывая в памяти знаменитые кинокадры взятия Зимнего дворца. Пиотровский заметно побледнел и стал громко и очень убедительно говорить в микрофон, что исторически Зимний брали совсем через другие ворота... Люди, видно, охладив свой пыл пробегом по площади, уже спокойно подходили к парадным воротам и терпеливо ждали окончания церемонии. Да и Главные ворота из кованого железа впечатляли: их венчали золотые двуглавые орлы, на одной из створок был вензель императрицы Марии Федоровны (ворота являлись официальным подарком Дании к юбилею - Мария Федоровна, как известно, была датской принцессой), а на другой - императора Александра П.

На столь исторически безупречном фоне на Дворцовой площади уже привычными подарками стали бесплатные общедоступные концерты. Концерт Александра Розенбаума его почитатели и он сам выдержали под проливным дождем. Гала-концерт (опера и балет) Мариинского театра прошел при столь ветреной и холодной погоде, что имело смысл опасаться за здоровье и артистов, и зрителей. Но самоотверженный маэстро Гергиев концерт не отменил. Большинство же театралов имело уникальную и безопасную возможность увидеть и услышать его прямую трансляцию на канале "Культура".

Кроме того, юбилей, несомненно, скрашивали ежедневные концерты и спектакли гергиевского международного фестиваля "Звезды белых ночей" и темиркановской "Петербургской ассамблеи" в Филармонии, да еще и уникальная бесплатная акция посещения закулисья театров под названием "Театральная феерия". К сожалению, не все объявленные театры приняли в ней участие. Но вот Театр имени Ленсовета за три положенных часа сумел принять около 800 посетителей. Весь театр - от гримерок до буфета, от сцены до бутафорского цеха - был показан зрителям, на все вопросы было досконально отвечено, недовольных не было. И стоит надеяться, что посетителями этой акции было куплено хотя бы несколько "лишних" театральных билетов.

И что самое приятное - за время юбилея в городе буквально выросли подаренные нам цветники, сады и леса: были посажены сибирские кедры, японская сакура, морозоустойчивые яблони и розы, заморская черешня...

Ну, а о том, что каких-то подарков в юбилей мы так не получили, конечно, хозяевам города не принято напоминать: это так и не восстановленная "ветка" метро, так и не достроенное восточное полукольцо объездной трассы, так и не доделанная дамба, да и много чего еще... Придет время - подарят и это.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Есин, Дневник как поступок /02.06/
Литература - вещь жестокая. Перед тем, как печатать дневник, я задумался над тем, что такое писатель. Он всегда стремится дать реванш. Я много всего в жизни вынес, вплоть до сожженной квартиры, когда я стал ректором Литературного института. И не считаю необходимым что-нибудь корректировать в своих дневниках.
Екатерина Ефремова, Ни одного бюджетного рубля /27.05/
Пресс-тур в Константиновский дворец должен был начаться в 10-00. Но накануне, в лучших традициях уважения к журналистам, начало перенесли на 8-45. Журналистов пропустили через металлоискатель: ощущение прохода через таможню на территорию какой-то новой страны под названием Константиновский дворец было полным, стойким и точным.
Владимир Поздняков, Петербург - Северная Пальмира? /23.05/
Если Петербург - Северная Пальмира, то на роль Зенобии сама собой просится Валентина Матвиенко.
Александра Тучинская, Маски-шоу по Булгакову /22.05/
На канале "Культура" показан "Театральный роман" Михаила Булгакова. Любимое произведение "творческой интеллигенции" советских шестидесятых, знаковый роман-памфлет с угадываемыми, как в кроссворде, персонажами прочитан едва ли не впервые как жесткая трагикомическая сатира. По крайней мере, это достоверная Игра.
Григорий Заславский, Книги - на вынос /21.05/
Предмет раздора между Министерством культуры и Министерством труда - помещения, которые занимает библиотека, владеющая лучшей в мире коллекцией книг по социальной истории. Но осенью здание занял Московский государственный социальный университет. В понедельник стена хранилища библиотеки и заделана временным пожарным щитом.


предыдущая в начало следующая
Екатерина Ефремова
Екатерина
ЕФРЕМОВА
katefr@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: