Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Бесстрашный Швыдкой
Министр культуры не боится уже никого, он готов бороться не только с ветряными мельницами

Дата публикации:  16 Июля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Министр культуры в определенном смысле даже сильнее Гарри Каспарова. Каспаров, случалось, проигрывал, играл вничью. Михаил Швыдкой - в худшем случае откладывал партии, так как и его противостояние с Никитой Михалковым, и то ли прошло-, то ли позапрошлогодний уже конфликт с Валерием Гергиевым просто отложены и, думается, в выигрышной для министра позиции. В противном случае, конечно, и тот, и другой воспользовались бы слабостью министерской защиты и скоро бы добили противника.

Последняя история - история, разворачивающаяся вокруг Центрального Дома актера имени Яблочкиной на Арбате.

История вопроса: в трудном для всей страны 1937 году на улице Горького открылся Центральный дом актера. Его директором долгие годы работал Александр Эскин, при котором этот дом стал, быть может, самым домашним из всех официально-гостеприимных, политически-грамотных и одновременно диссидентски-свободолюбивых творческих домов. В 1990 году дом неожиданно сгорел. Многие подозревают, что это был поджог, так как буквально двумя неделями позже здание перешло в собственность тех самых людей, которые до того предлагали руководству Дома актера свою помощь в коммерческом использовании площадей. Но это тема - темная, опасная, так что даже Маргарита Эскина, дочь Александра Эскина и сама - бессменный директор ЦДА, старается об этом не вспоминать и не говорить. Не станем и мы.

Погорельцев принял под свое крыло министр культуры СССР Николай Губенко. Так Дом актера оказался в здании министерства культуры СССР на Арбате, 35. Вскоре Министерство было списано в архив, заодно со всем СССР, а актеры так и остались в этом доме. Прошло еще несколько лет, и здание было передано ЦДА указом президента России Бориса Ельцина (что было подтверждено и решением тогдашнего главы Госкомимущества Анатолия Чубайса). В долгосрочную аренду сроком на 45 лет.

Здесь, как в сказке, полагается сказать: прошло еще несколько лет. Действительно, прошло. И вдруг в недрах нынешнего, уже российского Министерства культуры заговорили о том, что, мол, недурно было бы из скучного бюрократического здания-коробки в Китайгородском проезде перебраться в приличные апартаменты бывшего союзного Минкульта. Мол, именно там, на Арбате, только и пристало принимать культурных зарубежных гостей.

У Эскиной принимать зарубежных гостей действительно получается всегда хорошо. Как, впрочем, и отечественных.

А у Минкульта, хочется напомнить тем, кто забыл об этом, имеется в распоряжении свой, куда более презентабельный особнячок, ныне почему-то пустующий. Речь - о здании бывшего Госкино, в Гнездниковском переулке. Очень приличное здание, недавно, судя по некоторому количеству стройматериалов вокруг, пережившее ремонт (отремонтировано было и само здание Министерства культуры на Китай-городе).

Вот и вся история. Пора перейти к злободневному.

***

В интервью "Газете" директор Дома актера Маргарита Эскина рассказала об этом так: "Недавно к нам пришел министр культуры Швыдкой и сказал, что, как только он сядет здесь, эта проблема снимется. Но это предложение было встречено актерами с молчаливым отторжением. И от этой идеи он отказался. Но, как я недавно узнала, он сказал, что дом может быть выставлен на торги!.." Основания для беспокойства есть: "Дом все равно заберут", - сказал министр культуры, когда пришел к нам".

Судя по тону ее интервью, Маргарита Александровна не видит ни возможности, ни оснований для примирения с министром: "Могу допустить (но это десять процентов из ста), что он из хороших побуждений решил переехать сюда и прикрыть нас собой. Но тогда надо было прежде всего поговорить хотя бы со мной. До того, как два раза сообщить всем, что Минкульт переезжает! А он пришел сюда и сказал: "В доме неблагополучно!" В чем неблагополучие, скажите нам, тут все свои люди! "Я не могу сейчас сказать". А секретов у нас никаких нет! Михаил Ефимович в силу необходимости прислушиваться к верхам, по-моему, делает иногда неверные шаги. И правильно понимает, что народ, в общем-то, при этом всегда безмолвствует. Но Дом актера - это один из немногих вариантов, когда равнодушный ко всему народ может возникнуть".

Резкое довольно заявление, что и говорить.

На следующий день "Газета" напечатала интервью или монолог Михаила Швыдкого, такого же бескомпромиссного борца, рыцаря идеи. Теперь - слово министру: "В течение последних десяти лет Министерство культуры занимается проблемами учреждений культуры, которые не имеют своего места или могут его потерять. Мы, к сожалению, видим только победы в области культуры и не хотим видеть поражений и следующих за поражениями проблем. Между тем не имеет своего здания прославленный ансамбль "Березка". Литературный музей и РОСИЗО, крупнейшее российское объединение, занимающееся выставочной деятельностью, ютятся как нежеланные гости в помещениях Высокопетровского монастыря. Из церквей выгоняют известный на весь мир центр Грабаря. Русская школа реставрации, как известно, превосходит многие европейские, специалисты центра буквально спасли многие произведения искусства, значительное место среди них занимают иконы. <...> Здание на Делегатской, 3, - усадьба XVIII-XIX веков, в ней расположен Музей декоративно-прикладного искусства. На парадное здание с вековой аллеей, старинным парком и удобными подъездными путями обратил внимание Павел Павлович Бородин и захотел его для своего ведомства. В связи с вышеперечисленным должен заметить, что здание Дома актера, бывшее Министерство культуры СССР, расположенное по улице Арбат, 35, вовсе не предмет вожделения Минкульта. Но нам напоминают: это здание может решить проблемы "Березки", Литературного музея и других учреждений культуры, остро нуждающихся в помещениях". Далее, без какой-либо эмоциональной либо же тематической отбивки министр вдруг говорит, что "Министерство культуры было чуть ли не единственной российской структурой, не получившей наследства от СССР. Мы находимся в здании бывшего вычислительного центра, где, несмотря на сделанный ремонт, холодно и некомфортно. Спасибо, в уборных чисто - не стыдно приглашать иностранные делегации. Но в любом государстве, даже слаборазвитом, министерства культуры расположены в таких зданиях!"

Тут хочется вклиниться с вопросом: так претендует все-таки министерство на бывшие кабинеты Петр Нилыча Демичева и его замминистров или нет? Слова со словами не сходятся. В конце министр, впрочем, еще раз говорит о том, в чем видит он "государственный подход": "Государственный подход - отдать здание на Арбате, 35, учреждениям культуры, остро нуждающимся в помещениях. У нас есть пример Петербурга, где мы добились успехов, там учреждениям культуры, особенно музеям, отданы замечательные здания".

Тоже жестко, жестче, как говорится, не бывает.

Ясное дело, что мастерские Грабаря не найдут себе места под крышей бывшего доходного дома. Думается, нет ничего страшного в том, что эти мастерские находятся в Высокопетровском монастыре. Если покопаться, можно найти не только в отечественных кладовых положительный опыт, есть он и за границей, - так вот там вполне мирно сосуществуют музеи и церкви. Не так, как у нас, где монастыри, возвращая себе собственность, выкидывают музеи на улицу.

Вряд ли подходят кабинеты Дома актера для Музея декоративно-прикладного искусства. Ансамбль "Березка" может рассчитывать здесь разве что на комнату-другую под офис... И т.д.

***

Обменявшись ударами, борцы вряд ли готовы уйти на перерыв. Да и схватка, настоящая схватка, судя по всему, находится в стадии дебюта. Самое интересное - впереди.

Можно предположить, что какие-то нарушения в работе Дома актера имели место, в том, как и кому там сдавались и сдаются помещения в аренду. Во всяком случае, аренда и субаренда - та область, где без нарушений обойтись мудрено. Но неужели начинать наводить порядок следовало именно с Дома актера, где делается - на виду у всех - так много хорошего. Где, в частности, не на словах, а на деле Эскина объединяет бывшее советское культурное пространство, не по одному разу в год собирая лучших и любимейших актеров со всего Советского Союза?! Во многих других вопросах нынешний министр культуры, а в прошлом √ председатель ВГТРК не был так привередлив и чистоплотен┘ Вопросы риторические, но одновременно и нуждающиеся в ответах.

Можно только поразиться смелости Михаила Швыдкого, который не хочет и тут остаться в стороне, пускай не защитником актерского дома, но хотя бы молчаливым наблюдателем, "не участником". Значит, уверен в победе?


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Петр Мамонов, Каждый день жить очень тяжело /27.06/
Пишу? Я беру ручку, атмосферу выстраиваю, пошел-пошел. Пишу к моим спектаклям тексты очень трудно. Дело в том, что... как это называется? Паралич, да? Не. Артрит. Ручку схватил - пишу под артрит. Схватил и пошел. Потом ничего не понимаю. Как это написал Крылов, сгорела рукопись: "По прошествии лет понять не могу".
Илья Овчинников, Незаменимых больше нет /18.06/
В минувшие выходные отечественную культуру постигли сразу две тяжелые утраты: скончались Алексей Зверев - переводчик, критик, преподаватель, заместитель главного редактора "Иностранной литературы" - и Евгений Колобов - выдающийся оперный дирижер, руководитель знаменитого театра "Новая опера", автор уникальных музыкальных спектаклей.
Галина Макарова, Что касается образования - я скептик /17.06/
Заниматься мазохистским бичеванием не хочется, но если что и утеряно, так это некоторый масштаб личности. Когда мы учились, нас учили педагоги более крупные по масштабу, масштабу личности.
Александр Соколов: "Mы никогда не берем только из-за денег" /16.06/
Беседа с ректором Московской консерватории. Раньше получению диплома сопутствовало распределение на периферию - педагогами оказалось заполнено все советское пространство; большая часть музыкантов оставалaсь там, и сегодня мы продолжаем получать проценты с этого капитала: среди наших абитуриентов половина - молодые музыканты из провинции.
Против форсирования /05.06/
Алла Даниловна Альшванг - директор столичной школы #1249 с углубленным изучением немецкого языка. "Одно из направлений деятельности нашей школы - работа с мотивированными детьми; слово 'одаренный' я бы все-таки не употребляла. Если мы видим, что у ребенка действительно незаурядные способности, то с ним занимаются с первого класса. По школе проходят олимпиады, выявляем таких детей."


предыдущая в начало следующая
Марина Юрченко
Марина
ЮРЧЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки: