Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20040607.html

Украинорусы: идеологические и политические ориентации
Михаил Белецкий, Михаил Погребинский

Дата публикации:  7 Июня 2004

Положение русских на Украине существенно отличается от положения в других странах бывшего СССР, за исключением Белоруссии. Отличие начинается с того, что на Украине особенно трудно провести границу между русскими и титульной нацией. Русские и украинцы суммарно составляют около 95% населения, но на психологическом уровне люди этих двух крупнейших этносов зачастую затрудняются при ответе, к какому из них себя относить. Это особенно заметно при открытых вопросах, когда респондентам перечень возможных ответов не указывается (и тем самым возможности ответа не ограничиваются). В этих условиях на вопрос о национальности 69% опрошенных назвали себя украинцами, 20% - русскими, 6% ответили "и украинец, и русский". Всем им был задан уточняющий вопрос: ощущаете ли вы себя: - только украинцем; только русским; и украинцем, и русским. На этот вопрос только украинцами назвались 56% (от общей совокупности), только русскими 11%, и украинцами, и русскими 27% - более четверти населения Украины. Характерно, что русские особенно склонны к двойной самоидентификации: 43% из них ощущали себя одновременно и украинцами. (В дальнейшем изложении для обозначения тех, кто при ответе на этот вопрос выбрал однозначную самоидентификацию, мы будем использовать кавычки: "украинцы", "русские"; для указавших двойную самоидентификацию будем использовать рабочий термин "украинорусы".) Эти особенности самоидентификации необходимо учитывать при анализе этнокультурной ситуации на Украине.

Сложности возникают и при определении языковых предпочтений - характер ответа на этот вопрос зависит от его постановки. На наш взгляд, наиболее простой и показательный способ - указать язык, на котором люди предпочитают общаться с интервьюером при заполнении анкет, тем более что такой вопрос стандартно задается (предлагается выбрать украинский или русский язык). В этих условиях опрашиваемые разделились на три группы почти поровну: украинский язык выбрали 33%, русский - 31%, выразили готовность общаться на любом из двух языков - 36%.

Сделаем к этому два замечания.

Первое. В национальном и языковом отношении население распределено по регионам неравномерно. Традиционно рассматриваемые в социологии пять регионов Украины можно расположить в следующий ряд (назовем его "осью регионов"):

Восток - Юг - Восточный Центр - Западный Центр - Запад.

По мере движения по этому ряду монотонно уменьшается доля русских и русскоязычных (то есть тех, кто назвал родным языком русский; сюда включаются и русские). Если на Востоке их соответственно 38% и 71%, на Юге - 36% и 52%, то на Западе всего 3% и 4%.

Второе. В ходе официальных опросов наблюдается тенденция перемещения русских и русскоязычных в более социально престижную группу титульной нации и языка. Так в переписи 1989 г. русскими назвали себя 22%, русский язык назвали родным 33%, а в переписи 2001 г. соответственно 17% и 30%. Вместе с тем по данным социологического опроса 2002 г. соответствующие цифры практически совпадают с данными "советской" переписи: 20% и 34%. Очевидно, можно говорить о двух способах самоидентификации: "для себя" и "для начальства" (каковым не без основания воспринимались переписчики).

Существенный момент самоидентификации - отождествление себя с исторической или географической территорией, которую человек считает своей родиной. Представления этнокультурных групп здесь значительно различаются. "Русские" чаще всего считают своей родиной бывший Советский Союз (29%) и почти с одинаковой частотой Украину и Россию (19% и 18%). "Украинорусы" отличаются от "русских" тем, что существенно чаще выбирают Украину (42%) и существенно реже Россию (3%); вместе с тем они почти так же часто, как и "русские", считают своей родиной Советский Союз.

Как основные этнокультурные группы, так и регионы заметно отличаются по своим культурным, идеологическим и политическим ориентациям и прежде всего в "русском вопросе".

Одно из наиболее сильных различий проявляется в вопросе о государственной политике по отношению к русскому языку. По мере продвижения по оси регионов падает доля тех, кто считает нужным сделать его вторым государственным на Украине (с 64% до 12%) и растет доля тех, кто выступает за его полное устранение из официального обращения (с 2% до 36%). (Отметим, что при этом существенно не меняется доля сторонников промежуточного решения: сделать официальным в отдельных местностях по желанию населения.)

"Русские" и "украинорусы" в преимущественном большинстве (соответственно 73% и 65%) поддерживают повышение статуса русского до второго государственного и совсем не поддерживают идею его устранения (5% и 2%). Любопытно отметить, что "украинорусы" - бОльшие противники устранения русского языка, чем сами "русские".

Та же закономерность наблюдается и по отношению к другим идеологизированным вопросам: почти всегда доля крайних решений при движении по оси регионов растет или падает монотонно. При этом заметно отличается от других Западный регион.

Таковы вопросы:

о преподавании русского языка в УКРАИНОЯЗЫЧНЫХ школах. За преподавание в том же объеме, что и украинского: по Украине 45%; по регионам (с Востока на Запад) от 75% до 12%; "русские" - 83%; "украинорусы" - 75%;

об отношениях с Россией. Большинство населения (63%) считает, что Украина и Россия должны быть независимыми, но дружественными государствами, без виз и таможен. За объединение в одно государство: по Украине 19%; по регионам от 25% до 5%; "русские" - 48%; "украинорусы" - 38%.

***

Какое из различий является более существенным и определяющим - между регионами или между этнокультурными группами? Иначе говоря: что в большей степени предопределяет позицию человека - регион, в котором он проживает, или его национальность?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим позиции четырех групп респондентов: украинцев и русских двух крайних в идеологическом отношении регионов - Западного и Восточного. Результаты показывают, что региональная принадлежность оказывается существеннее этнической - в большинстве случаев позиции групп располагаются в следующем порядке:

украинцы Запада - русские Запада - украинцы Востока - русские Востока
(то есть русские Запада оказываются ближе к украинцам Запада, чем к украинцам Востока и тем более к русским Востока).

Отмеченные закономерности видны уже при предпочтении языков. Украинцы Запада выбирают украинский язык в 89% случаев, русские Запада - в 14% (вот такие русские!), украинцы Востока - в 6%, русские Востока - 0%. Соответствующие цифры в выборе русского языка: 1%, 38%, 46% и 63%.

***

В целом по Украине, за исключением, возможно, Западного региона, практически отсутствует противопоставление русских и украинцев. Различие между двумя этносами трудно заметить. Даже со стороны горячих сторонников "русской идеи" не приходится слышать о случаях дискриминации русских на национальной почве. В этом отношении положение русских на Украине аналогично положению украинцев в Советском Союзе.

Мы затрудняемся назвать какие-либо проблемы, касающиеся именно русских (как бы ни понимать этот термин). Тем не менее существует заметный дискомфорт более широкой совокупности, а именно русскоязычных. Этот дискомфорт вызван тенденциями влиятельной части украинской политической элиты, с одной стороны, максимально ограничить сферу функционирования русского языка, с другой - внедрить националистическую идеологию, существенной составляющей которой является русофобия.

В языковом плане наиболее актуальны проблемы, связанные с украинизацией образования, радио и телевидения. За годы независимости число русскоязычных школ резко сократилось и продолжает сокращаться, а в Западном регионе они практически ликвидированы. Немногие русскоязычные школы переполнены. В украиноязычных школах русский язык и особенно литература преподаются в минимальном объеме. На радио и телевидении русский язык также постепенно вытесняется, прежде всего из информационных и аналитических программ. В апреле 2004 г. Национальный совет по теле- и радиовещанию принял решение, согласно которому впредь лицензии будут выдаваться каналам при условии 100% вещания на украинском языке. Правда, на сегодня сомнительно, что это решение удастся провести в жизнь (президент Кучма назвал его противоречащим Конституции), но тенденция намечена.

Другой раздражающий момент - это повторяющиеся в СМИ выпады со стороны экстремистских идеологов против России, русскоязычных украинцев (как, например, янычар или манкуртов), а также Украинской православной церкви (находящейся в каноническом единстве с Московским патриархатом).

Русскоязычные граждане Украины негативно относятся к этим тенденциям, однако оставляют их на периферии внимания: в перечне значимых проблем языковые и культурные всегда оказываются на последних местах (в сравнении с проблемами благосостояния, здоровья, преступности).

Что же касается иногда звучащих в российской печати идей массовой репатриации в Россию, то русские Украины, за исключением крайне узкого слоя (порядка сотен человек), о них и не слыхивали.

В связи с отсутствием проблем, значимых для существенной части русских или русскоязычных, в Украине до сих пор не удавалось и мало вероятно в будущем создание сколько-нибудь массовой русской организации, равно как и проведение массовых акций. Характерный пример: широко распространено недовольство ситуацией с русскими школами, но на пикет по этому поводу Русская община Киева сумела собрать десяток с небольшим человек.

Бывшие или ныне действующие русские организации можно разделить на два класса.

Первый - организации политические, базирующиеся на защите идеологических ценностей: Великая Россия, единство трех славянских народов и т.п. Результатом их деятельности становятся политические демонстрации: за Союз с Россией и Белоруссией, за ЕЭП, против НАТО, против националистов и пр. Примером такой организации может служить Русское движение Украины.

Второй класс - "интеллигентские" организации, ставящие цели защиты позиций русского языка и культуры. Их деятельность сводится к проведению семинаров и конференций, выпуску печатных материалов. Типичный пример - Общество русской культуры "Русь".

И те и другие мало влиятельны. Их лозунги зачастую подхватываются более влиятельными политическими организациями, прежде всего левыми партиями.

В Западном регионе, особенно во Львове, нередки случаи нападений на русские организации со стороны националистических экстремистов.

***

Главной формой проявления этнокультурных ориентаций становится голосование на выборах. Два основных кандидата на президентских выборах 2004 г. имеют сформировавшийся имидж в отношении к "русскому вопросу". Виктор Янукович, представитель Донбасса, бывший губернатор Донецка, рассматривается как пророссийский политик; его соперник Виктор Ющенко, напротив того, - как недружественный по отношению к России и игнорирующий интересы русских и русскоязычных. Попытки Ющенко избавиться от этого имиджа и предстать в роли объединителя всех регионов и этносов, сторонника партнерских отношений с Россией - не дали результата. Этому мешает репутация значительной части его команды - как умеренных, так и радикальных националистов.

В результате те, кто говорит предпочтительно по-русски, поддерживают Януковича (57%) значительно чаще, чем Ющенко (33%). Соответствующие цифры в "русском" Восточном регионе - 33% и 6%; в Южном регионе - 17% и 11%. Однако в целом по Украине Ющенко имел бОльшую поддержку (23% против 16%) (данные за март 2004 г.; с течением времени эти показатели сильно меняются).