Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20040616-erhf.html

Все страны ЕС делают это

Дата публикации:  16 Июня 2004

Вопрос внешнего влияния на внутриполитические процессы на Украине был поднят почти за год до президентских выборов. Украинские политики вдруг осознали, что каждая страна, которая участвует в финансировании тех или иных проектов, лоббирует тем самым свои стратегические интересы. Доклад депутата Валерия Мишуры на заседании Верховной Рады, в котором обобщены данные по масштабам западных (американских и немецких) капиталовложений в украинские НГО, вызвал разноречивую реакцию как у украинской общественности и СМИ, так и в среде самих "грантополучателей".

РЖ решил обратиться за комментариями к представителям двух авторитетных украинских неправительственных аналитических центров: Константину Бондаренко, руководителю Центра исследований общественных процессов "Эксперт", и Владимиру Никитину, заместителю Директора Международного центра перспективных исследований.

По мнению Владимира Никитина, доклад депутата Мишуры "являлся его личным отчетом", не поддержанным рядом членов комиссии. По словам эксперта, даже президент Кучма отнесся к докладу весьма иронично, сказав: "Что касается миллионов, которые выделяются будто бы на развитие демократии... Деньги совсем не лишние, берите их, пожалуйста, только хоть немного помните про национальный интерес... Так как на дороге такие деньги не валяются <...> Я не так плохо думаю про общество, про оппозицию, чтобы полагать, что они критикуют власть, так как получили деньги или задание от американцев".

Владимир Никитин разделяет мнение большинства украинских независимых аналитиков о том, что западная финансовая и консультационная помощь способствует внедрению "средств публичной политики в практику общественной жизни". Он убежден, что на данном этапе Украине необходимы "носители реального опыта из стран развитой демократии", которые бы помогали Украине преобразовать западный демократический багаж исходя из задач и условий современной Украины. "Этим, то есть передачей и преобразованием средств работы, а не идеологией, мы и занимаемся, - подчеркнул В. Никитин. - Без такой работы Украина не может иметь эффективных форматов взаимодействия с ЕС или строить реальное самоуправление городов. И осуществляем мы такую работу вместе с правительством и другими НГО на грантовые деньги. Все страны, которые вступили в ЕС, прошли такое обучение".

Проблема иностранного вмешательства во внутренние дела государства путем финансирования подавляющего большинства украинских НГО многим на Украине кажется преувеличенной. Константин Бондаренко прокомментировал ситуацию следующим образом: "Реальное влияние иностранных неправительственных центров на политическую ситуацию в Украине слишком преувеличено. Да, на некотором этапе оппозиция надеялась на осуществление бендеровского лозунга "заграница нам поможет". Но помощь от заграницы если и поступала, то в достаточно ограниченных, мизерных размерах. Я хорошо помню, как весной 2001 года ряд оппозиционных деятелей с надеждой ожидали приезда в Украину некоей влиятельной американской дамы, распоряжающейся фондами и имеющей влияние в Конгрессе и Администрации США. Однако после трех раундов встреч наступило полное разочарование. Уже в июне 2001 года оппозиция понимала: поддержка Запада - это блеф. Последнюю точку в надеждах на западную помощь поставил визит в Украину весной нынешнего года Джорджа Сороса. К его приезду были организованы "показательные" выступления оппозиции под стенами Кабинета Министров, которые, по некоторой имеющейся информации, сам Сорос расценил как маскарад и клоунаду".

Украинские политологи не согласны с утверждением, что давая деньги, Запад таким образом формирует на Украине собственную профессиональную аналитическую подотчетную ему среду. Говоря об этом, Владимир Никитин привел в пример свой Центр, который, по его словам, имеет более 20 источников финансирования. Гранты от разных доноров составляют чуть более 50% бюджета, остальное - заказы правительства, бизнеса и продажа собственных публикаций. "Мы не имеем финансовой зависимости от определенного заказчика. Мы работаем по объявленным стандартам и выполняем работы в соответствии с ними, а не с пожеланиями заказчика. Были случаи отказа от выгодных контрактов именно вследствие навязывания заказчиком своих предпочтений".

"Некоторые НГО и мы, в том числе, - продолжил Никитин, - строят институции гражданского общества и тем оказывают значительное влияние на политическую жизнь. Во многом НГО делают это на деньги международных организаций, которым нужна стабильная и готовая к диалогу Украина, а не черная дыра". Построение гражданского общества, по его мнению, невозможно без процесса построения реальных институтов политической конкуренции, принятия решений с участием групп интересов, создания сильных независимых НГО.

Константин Бондаренко оценивает соотношение "внешнего" и "внутреннего" финансирования НГО как 5:95. "В Украине достаточно сильны внутренние инвесторы, вкладывающие деньги в политику. Украинская политика - это союз бизнеса и политики. Каждая политическая сила - это надстройка над неким бизнес-проектом. Украинские политики имеют достаточно сильные внутренние ресурсы для осуществления эффективной деятельности. Например, бизнес-среда Виктора Ющенко - это конгломерат нескольких олигархических объединений: групп Порошенко, Червоненко, Жвания, Мартыненко и т.д.". Бондаренко полагает, что "на самом деле украинская оппозиция уже успела разочаровать Запад, а Леонид Кучма - наоборот, смог убедить Запад в том, что ставка на него оправдана. В последнее время практически все визиты высокопоставленных западных политиков, дипломатов, представителей фондов организовываются не по линии оппозиции, а по линии Виктора Пинчука - народного депутата и зятя действующего Президента. Господин Пинчук вошел в ряд влиятельных международных организаций и реально влияет на политическую жизнь Украины и на имидж Украины в мире".