Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Украинские некоммерческие организации: источники финансирования и сферы деятельности
По материалам исследования "Состояние и динамика развития общественных организаций Украины. 2002-2003", Творческий центр Каунтерпарт.

Дата публикации:  18 Июня 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Украинская некоммерческая организация Творческий центр Каунтерпарт (ТЦК) (украинский филиал одноименной организации со штаб-квартирой в Вашингтоне; основана в 1965 году, имеет представительства в 60 странах мира). www.ccc.kiev.ua.

Развитие некоммерческих организаций Украины является постоянным предметом ежегодных мониторингов Центра, но до 2002 года результаты этих исследований использовались только по рабочей необходимости для внутренних аналитических программ Центра. Однако в 2002 году для повышения достоверности информации была усовершенствована методика исследований. Для определения уровня развития украинских НКО в соответствии с основными принципами устойчивого развития. Центр провел исследование, которое было сфокусировано на изучении нескольких важных с точки зрения эффективности организаций характеристиках. Исследование было поддержано Агентством по международному развитию США в рамках проекта Института устойчивых сообществ "Сеть гражданского действия в Украине".

География украинских НКО

Методология исследования

В основу нашего исследования была положена модель устойчивого развития НКО, разработанная INTRAC (UK), которая уделяет внимание трем основным компонентам. Это:

организационная способность НКО или внутренняя способность "быть" (самоопределение, легитимность, ответственность перед основателями, наличие необходимых структур менеджмента, структура организации);

внешние связи НКО или способность организации "работать вместе" (отношения с государством, донорами, другими НКО, бизнесом, СМИ, общественностью),

программная деятельность НКО или способность организации "работать и влиять" (представление интересов общественности, влияние на формирование политики государства).

Основным методом работы было выбрано анкетирование, что предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентом. Если у респондента возникали трудности, то он мог рассчитывать на консультационную поддержку регионального куратора. Выборочная совокупность была сконструирована из 630 организаций и являлась репрезентативной для 5000 активных некоммерческих организаций Украины. Отмечу, что в Украине зарегистрировано около 38000 НКО, однако, по оценкам экспертов, только 5000 являются активными и действующими.

Основные результаты исследования

В основном, организации, вошедшие в мониторинг, были зарегистрированы с 1996 по 1999 год. При этом 88% организаций зарегистрированы как объединения граждан и только 12% организаций - как благотворительные фонды.

Зарегистрированные НКО с 1990 по 2003 гг.

Самым приоритетным в своей деятельности украинские НКО считают решение наиболее остро стоящих вопросов в обществе, в том числе, связанных с положением уязвимых групп населения. Например, "дети и молодежь" - наиболее часто упоминаемая сфера деятельности для 45% НКО страны. Причем если это направление работы само по себе четко направленное, то другие приоритетные сферы являются более общими и неотъемлемыми для общественных организаций. Например, для 31% НКО "защита прав человека" - институциональная деятельность. Такой важный с точки зрения становления гражданского общества показатель, как "развитие НКО", рассматривают в качестве основного направления работы только 18% организаций.

В ходе исследования выяснилось, что "защита интересов и их лоббирование" приобрело первостепенное значение для многих украинских НКО. Его выбрали 44% организаций, что в первую очередь говорит об осознании важности этой задачи. В то же время появляются основания предполагать, что и роль некоммерческих организаций в представительстве и защите прав своих клиентов также повышается. При этом разработкой общественно-политических рекомендаций постоянно занимаются только 10% организаций.

К положительным изменениям можно отнести и тот факт, что за последний год увеличилось количество доступных интернет-ресурсов украинских НКО, а также возросли технические возможности использовать такие ресурсы. Если в декабре 2002 года только 12% организаций имели собственную веб-страницу, то в 2003 году этот показатель увеличился до 23%.

Уверенно можно сделать вывод о том, что украинские НКО овладели навыками стратегического менеджмента и достигли достаточно высокого показателя работы структур управления организацией. Однако, несмотря на это, у многих НКО пересекаются структуры управления и администрирования, и это, безусловно, снижает эффективность работы организаций.

Но отсутствие стратегического планирования деятельности НКО, даже при наличии стратегического менеджмента, все же негативно сказывается на эффективности и развитии НКО. Стратегический план, хоть и присутствует у большинства организаций, не является активным и действующим инструментом. Не у всех организаций, где разработан стратегический план, он обновлялся в течении последнего года. Поэтому у большинства организаций краткосрочное планирование преобладает над долгосрочным.

Системы финансового менеджмента в большинстве случаев отвечают национальным и международным стандартам и состоят из основных бухгалтерских и финансовых процедур. Но большинство организаций не имеют опыта прохождения аудита. По сравнению с данными 2002 года НКО стали привлекать больше ресурсов из внешних и внутренних источников, но национальное финансирование все еще остается слабым местом украинских НКО.

Источники финансирования

Кроме того, слабым компонентом деятельности НКО остается стратегия привлечения финансирования. До сих не проводиться систематической работы по изучению рынка грантов, не разрабатываются долгосрочные планы по привлечению ресурсов, не обновляются базы данных по источникам финансирования. С точки зрения устойчивого развития, такого рода непрофессионализм может существенно ослабить организации и привести их в дальнейшем к стагнации.

О своем сотрудничестве с государственными структурами на регулярной основе (ежедневно, еженедельно, ежемесячно) упоминало больше 2/3 опрошенных организаций. Однако, несмотря на то, что сотрудничество происходит достаточно часто, уровень сотрудничества остается невысоким, поскольку в большинстве случаев это участие в разовых акциях и проектах, а не долгосрочное сотрудничество.

Треть организаций отказали себе в сотрудничестве с бизнесом. В тоже время те организации, которые поддерживают связи с бизнес-сообществом, только стремятся привлечь помощь в денежном и не денежном выражении. Перспективы долгосрочного партнерства и обмена опытом в управлении, администрировании, стратегическом планировании и пр. остаются на периферии интересов НКО.

Вероятно, приобретение практического опыта в управлении организаций отходит на второй план из-за того, что необходимость повышения уровня юридической компетенции является более насущной. Действительно, за прошедший год произошли позитивные изменения в уровне юридической образованности руководящих структур НКО. Доля респондентов, считающих себя осведомленными в области законодательства, касающегося деятельности НКО, выросла с 53% в 2002 году до 61% в 2003 году. Не в малой степени этому способствовали встречи и семинары, интернет и информационные бюллетени самого НКО-сообщества.

Положительно оценивая изменения за год, нельзя не сказать о том, что все они связаны с решением конъюнктурных, краткосрочных задач организаций. Стратегии организаций не развиты, а значение долгосрочных институциональных действий пока недооценивается и потому игнорируется. В тоже время концепция устойчивого развития требует, чтобы стратегическое планирование организаций являлось ключевым в менеджменте НКО. Но пока эта компонента их деятельности остается второстепенной и нереализованной.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Каганский, Национальная модель культурного ландшафта /18.06/
Обыденный мир земной поверхности - не склад или свалка, но многослойная связная ткань - культурный ландшафт. Ландшафт -живая среда мест, освоенных утилитарно и символически, пронизанных смыслом для живущих в них людей.
Иеромонах Григорий (В.М.Лурье), "Я знаю, где живет Сид Барретт" /16.06/
13 полемических тезисов о церковных перспективах русской рок-культуры. Созвучный православию путь развития светской культуры подводит вплотную к тому месту, откуда начинается христианская аскетика. А светская культура лучшая та, которая лучше вспахивает. Поэтому Егор Летов - это хорошо, а "православный рок" - сродни "православной математике" и "мичуринской биологии".
Борис Смушкевич, Виртуальная букинистика /16.06/
Плюсы интернет-букинистики очевидны: магазины открыты круглые сутки; нет необходимости тратить деньги и время на езду в поисках понадобившейся книги, при этом без какой-либо гарантии ее найти; покупатель, как и продавец, может находиться в любой точки земного шара, где есть Интернет.
Все страны ЕС делают это /16.06/
Л.Кучма: "Что касается миллионов, которые выделяются будто бы на развитие демократии... Деньги совсем не лишние, берите их, пожалуйста, только хоть немного помните про национальный интерес. Я не так плохо думаю про общество, про оппозицию, чтобы полагать, что они критикуют власть, так как получили деньги или задание от американцев".
NGO: Втик - не втик, а побигты можна /14.06/
Целый ряд политических партий и организаций находятся под влиянием разного рода иностранных донорских организаций. Вопрос заключается в том, насколько такие партии и организации влиятельны в украинской политике.


предыдущая в начало следующая
Полина Нестеренко
Полина
НЕСТЕРЕНКО
Эксперт, ТЦ "Каунтерпарт"

Поиск
 
 искать:

архив колонки: