Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Украина приняла новую военную доктрину
Дата публикации:  24 Июня 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Наш великий славянский сосед решил кардинально укрепить свою обороноспособность. С этой целью президент Украины Леонид Кучма подписал 15 июня сего года указ "Про Военну доктрину Украiни".

Полный русский текст этого программного документа в ближайшие дни будет опубликован в Русском Журнале вместе с подробными комментариями военных экспертов. Нетерпеливые желающие могут ознакомиться с полным украиноязычным оригиналом доктрины:

Безусловно, России необходим вдумчивый анализ того набора угроз и методов их устранения, которые украинцы считают ключевыми.

Ведь Украина обладает значительным экономическим и человеческим потенциалом, ее армия, несмотря на сложные времена, остается одной из самых современных и мощных европейских армий, она к тому же претендует на особые союзнические отношения с НАТО.

Наглядным выражением той военно-политической активности, которую проявляет украинское государство, можно считать присутствие в Ираке украинского контингента, уже, кстати, понесшего первые потери в столкновениях с повстанцами.

Как известно, дело прочно, когда струится кровь, - и реальность основных положений военной украинской доктрины подтверждается этим старым девизом заговорщиков-аристократов, который Киев применяет на практике.

Мы предлагаем Вашему вниманию краткое изложение ключевых положений Военной доктрины Украины:

"Военно-политическая обстановка вокруг Украины характеризуется динамичностью и нестабильностью, которые возникают вследствие таких основных причин, как:

  • стремление большинства государств мира к ограничению использования военной силы как средства достижения политических целей;

  • реформирование военной организации большинства государств и сокращение вооруженных сил с одновременным повышением качественных параметров;

  • дальнейшее развитие международной системы безопасности и недостаточная эффективность решения внутренних и внешних конфликтов;

  • проявление межнациональных и межэтнических конфликтов;

  • возрастание угрозы распространения ядерного оружия и других средств массового уничтожения, международный терроризм;

  • территориальные споры между государствами;

  • обострение международной конкуренции за владение рынками сбыта и сырьевыми ресурсами и возникновение в связи с этим угрозы применения военной силы для развязывания экономических конфликтов;

  • появление новых видов угроз, в том числе расширение деятельности экстремистских, сепаратистских, радикальных религиозных, террористических организаций, незаконных вооруженных формирований;

  • рост объемов незаконной торговли оружием и наркотиками, а также нелегальная миграция;

  • появление новых видов и систем вооружений, информационных технологий, которые влияют на характер вооруженной борьбы.

<...>

5. Основными реальными и потенциальными внешними угрозами национальной безопасности Украины в военной сфере являются:

  • распространение средств массового поражения и способов их доставки;

  • недостаточная эффективность структур и механизмов обеспечения международной и глобальной стабильности;

  • возможность втягивания Украины в противостояние других держав, в региональные войны;

  • военно-политическая нестабильность и конфликты в соседних державах, международный терроризм, расширение незаконного оборота оружия и боеприпасов;

  • наращивание другими государствами численности войск вблизи границ с Украиной, что приводит к нарушению сложившегося соотношения сил;

  • незавершенность договорно-правового оформления государственной границы Украины.

  • Основными реальными и потенциальными внутренними угрозами национальной безопасности Украины в военной сфере являются:

  • противоправная деятельность экстремистских, сепаратистских, радикальных религиозных организаций и возможность создания террористических организаций и незаконных вооруженных формирований;

  • снижение уровня обеспечения военной и спецтехникой и вооружением нового поколения, что отражается на боеспособности вооруженных сил Украины;

  • сложности реформирования военной организации государства и оборонно-промышленного комплекса, недостаточное финансирование;

  • скопление в вооруженных силах Украины избыточного количества устаревшей военной техники;

  • недостаточный уровень социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

<...>

7. обеспечение военной безопасности Украины основывается на следующих базовых концепциях:

  • военно-политического партнерства, которое предусматривает обоснованную, взвешенную военную политику и направление на повышение стратегической стабильности в Центральной и Восточной Европе, снижение уровня угрозы национальной безопасности Украины в военной сфере с использованием политических, экономических и других средств;

  • предотвращения возможной вооруженной агрессии путем ее военно-силового сдерживания, в частности путем создания не адекватной ожидаемой угрозы причинения потенциальному агрессору вреда в случае применения военной силы против Украины;

  • отпор вооруженной агрессии, которая предусматривает использования всех необходимых форм и способов вооруженной борьбы для прекращения агрессии на начальной стадии, поражение агрессора и принуждение его к прекращению военных действий.

<...>

  • 10. Основными составляющими обеспечения военной безопасности Украины являются:

    а) в мирное время:

    • прогнозирование и оценка угроз национальной безопасности Украины;

    • ускорение военной реформы вооруженных сил Украины с целью обеспечения максимальной эффективности при отражении внешних и внутренних угроз, переход к комплектованию армии на контрактной основе;

    • выполнение государственных программ модернизации вооружения и военной техники;

      <...>

    • развитие военно-политического партнерства и сотрудничества с НАТО и ЕС, а также участие в миротворческой деятельности;

    б) В период войны или вооруженного конфликта:

    • использование возможностей Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и других структур коллективной безопасности, которые несут ответственность за поддержание международной безопасности, использование кризисного консультативного механизма по Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО;

    <...>

    17. Украина как государство - член ООН и ОБСЕ, особый партнер НАТО и участник Совета евроатлантического партнерства и программы "Партнерство ради мира", сознавая свою ответственность в деле поддержания международного мира и безопасности, активно участвует в действиях и мероприятиях многонациональных сил, которые создаются по решению Совета Безопасности ООН для предотвращения конфликтов и их разрешения.

    Украина рассматривает участие в международных миротворческих операциях как важное направление своей внешней политики и обеспечения региональной военной безопасности. Участие Украины в международных миротворческих операциях осуществляется путем предоставления миротворческого контингента, миротворческого персонала, а также материально-технических ресурсов и услуг, которые определяются решениями о проведении таких операций.

    <...>

    21. В рамках усовершенствования системы обеспечения национальной безопасности в военной сфере Украина будет производить реформу собственных Вооруженных сил, которые по своему характеру, составу, системе управления, обучения и подготовки должны приближаться к стандартам вооруженных сил государств - членов НАТО.


  • поставить закладкупоставить закладку
    написать отзывнаписать отзыв


    Предыдущие публикации:
    Лев Сигал, Не судите да не судимы будете /22.06/
    Палестинцы всегда очень шумно, с автоматной стрельбой хоронят своих погибших. Что-то подобное происходит и у нас.
    Владимир Каганский, Пермский прецедент /22.06/
    Не раз я слышал суждение, что Коми-Пермяцкий АО не выдержал испытания самостоятельностью. А кто выдержал? Дело не только в деньгах - в полномочиях; даже сейчас их округу явно недостает, прежде всего - для поддержания национальных языка и культуры; у округа - дефицит статуса.
    Полина Нестеренко, Украинские некоммерческие организации: источники финансирования и сферы деятельности /18.06/
    По материалам исследования "Состояние и динамика развития общественных организаций Украины. 2002-2003", Творческий центр Каунтерпарт.
    Владимир Каганский, Национальная модель культурного ландшафта /18.06/
    Обыденный мир земной поверхности - не склад или свалка, но многослойная связная ткань - культурный ландшафт. Ландшафт -живая среда мест, освоенных утилитарно и символически, пронизанных смыслом для живущих в них людей.
    Иеромонах Григорий (В.М.Лурье), "Я знаю, где живет Сид Барретт" /16.06/
    13 полемических тезисов о церковных перспективах русской рок-культуры. Созвучный православию путь развития светской культуры подводит вплотную к тому месту, откуда начинается христианская аскетика. А светская культура лучшая та, которая лучше вспахивает. Поэтому Егор Летов - это хорошо, а "православный рок" - сродни "православной математике" и "мичуринской биологии".


    предыдущая в начало следующая
    Поиск
     
     искать:

    архив колонки: