Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Дата публикации:  28 Июня 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

ПРИКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

О Военной доктрине Украины

Соответственно статье 2 Закона Украины "Про основы национальной безопасности Украины" (964-15) приказываю:

1. Утвердить Военную доктрину Украины (прилагается).

2. Кабинету Министров Украины внести в установленном порядке предложения по приведению актов законодательства в соответствие с данным Приказом.

Президент Украины Л.КУЧМА

г.Киев, 15 июня 2004 года

╧ 648/2004

УТВЕРЖДЕНО

Приказом Президента Украины

От 15 июня 2004 года ╧ 648/2004

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА УКРАИНЫ

I. Общие положения

Военная доктрина Украины (далее - Военная доктрина) - это совокупность руководящих принципов, военно-политических, военно-стратегических, военно-экономических и военно-технических взглядов на обеспечение военной безопасности государства.

Военная доктрина носит оборонительный характер. Это значит, что Украина не считает ни одно государство своим военным противником, но вместе с тем будет считать потенциальным военным противником государство или группу государств, последовательно недружелюбная политика которых будет угрожать военной безопасности Украины.

Правовой основой Военной доктрины является Конституция Украины (254к/96-ВР), законы и другие нормативно-правовые акты, а также международные договоры Украины, полномочие которых подтверждено Верховным Советом Украины.

II. Военно-политические основы Военной доктрины

1. Военно-политическая обстановка вокруг Украины характеризуется динамичностью и нестабильностью событий и процессов, возникающих вследствие следующих основных причин:
стремление большинства государств в мире к ограничению использования военной силы как способа достижения политических целей;
реформирование военных организаций большинства государств в сторону сокращения вооруженных сил с одновременным повышением их качественных параметров;
дальнейшее развитие международных систем безопасности и одновременно недостаточная эффективность, в отдельных случаях, попыток решения с их помощью спорных вопросов, возникающих между государствами или внутри стран;
проявления межнациональных и межэтнических противоречий, которые приводят к нестабильности и конфликтам;
возрастание угрозы распространения ядерного и другого вооружения массового уничтожения, международного терроризма;
возникновение территориальных споров между государствами;
обострение международной конкуренции в отношении политического влияния в отдельных регионах мира, овладения рынками сбыта и сырьевыми ресурсами,
возникновение в связи с этим угрозы использования военной силы для решения экономических и сырьевых проблем;
возникновение новых видов угроз международной безопасности и миру, в том числе расширение деятельности экстремистских, сепаратистских, радикальных религиозных, террористических организаций, незаконных вооруженных формирований;
возрастание попыток незаконного сбыта оружия и наркотиков, а также нелегальной миграции;
появление новых видов и систем вооружения, информационных технологий, которые меняют традиционные представления о вооруженной борьбе.

2. Основными признаками военно-политической обстановки является укрепление доверия и расширение международного сотрудничества в военной сфере, уменьшение вероятности развязывания широкомасштабной войны, прежде всего ядерной, и одновременно сохранение потенциальной угрозы возникновения вооруженных конфликтов, локальных и региональных войн, их эскалации и втягивание в них Украины.

3. Военная угроза для Украины- это совокупность политических, социально- экономических, военных и других внешних и внутренних факторов, которые при определенных обстоятельствах и в определенных условиях могут привести к военному конфликту, угрожающему национальным интересам Украины.

4. Военная безопасность для Украины - это состояние защищенности национальных интересов, ее суверенитета, территориальной целостности и неприступности для посягательств с применением военной силы, составляющая национальной безопасности Украины.

Главной целью обеспечения военной безопасности Украины является устранение внешних и внутренних угроз национальной безопасности Украины в военной сфере и в создании благоприятных условий для гарантированной защиты национальных интересов.

5. Основными реальными и потенциальными внешними угрозами национальной безопасности Украины в военной сфере являются:
распространение вооружения массового уничтожения и способов его доставки;
недостаточная эффективность существующих структур и механизмов обеспечения международной безопасности и глобальной стабильности;
возможность вовлечения Украины в противостояние с другими государствами или в региональные войны;
военно-политическая нестабильность и конфликты в соседних государствах, международный терроризм, расширение незаконного сбыта оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
скопление другими государствами возле границ Украины войск и вооруженных группировок, приводящих к нарушению соотношения уже сложившихся военных сил;
незавершенность договорно-правового оформления государственных границ Украины.

6. Основными реальными и потенциальными внутренними угрозами национальной безопасности Украины в военной сфере являются:
противоправная деятельность экстремистских, сепаратистских, радикальных религиозных организаций и попытки создания террористических организаций , а также непредусмотренных законом военных и вооруженных формирований;
опасное снижение уровня обеспеченности военной и специальной техникой и оружием нового поколения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, что угрожает их боеспособности;
медленное осуществление реформирования Военной организации государства и оборонно-промышленного комплекса, недостаточное финансовое обеспечение выполнения соответствующих программ;
скопление в Вооруженных Силах Украины излишнего количества устаревшей военной техники и вооружения, взрывчатых веществ;
неудовлетворительный уровень социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

7. Обеспечение военной безопасности Украины осуществляется в соответствии с базовыми концепциями:
военно-политического партнерства, которое предусматривает обоснованную, взвешенную военную политику и направленное на повышение стратегической стабильности в Центральной и Восточной Европе, снижение уровня угрозы национальной безопасности Украины в военной области с использованием политических, экономических и других средств;
предупреждение возможной вооруженной агрессии путем ее военно-силового сдерживания, в частности путем угрозы нанесения потенциальному агрессору ущерба, не адекватного ожидаемому, в случае использования военной силы против Украины;
сопротивление вооруженной агрессии, которая предусматривает использование всех необходимых форм и способов вооруженной борьбы для прекращения агрессии на начальной стадии, нанесение агрессору поражения и принуждение его к прекращению военных действий.

8. Обеспечение военной безопасности Украины базируется на принципах:
главенствования права;
оборонной достаточности;
непредъявления территориальных претензий к соседним государствам и непризнания Украиной территориальных претензий к ней;
приоритета договорных (мирных) способов в решении конфликтов;
своевременности и адекватности способов защиты национальных интересов от внешних и внутренних угроз в военной области;
демократического гражданского контроля над Военной организацией государства и правоохранительными органами;
соответствия боевых возможностей, уровня боеспособности, подготовки и всестороннего обеспечения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований нуждам обороны Украины и повышения взаимосовмещаемости с вооруженными силами стран - членов НАТО и ЕС;
взаимодействия органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и органов военного управления и четкого распределения их полномочий;
использования в национальных интересах межгосударственных систем и механизмов международной коллективной безопасности.

9. Условия обеспечения военной безопасности Украины:
укрепление доверия между государствами, последовательное снижение угрозы использования военной силы, проведение политики евроатлантической интеграции, конечной целью которой является вступление в НАТО, как основы общеевропейской системы безопасности;
усиление сотрудничества с мировыми, европейскими и региональными структурами коллективной безопасности;
использование международных договоров Украины в области национальной безопасности и обороны, утвержденных Верховным Советом Украины;
поддержание на надлежащем уровне оборонной достаточности государства, боеспособности Вооруженных Сил Украины, других военных формирований;
предупреждение возможной вооруженной агрессии путем ее сдерживания военными и невоенными средствами;
предупреждение социально-политических, межнациональных, межконфессиональных конфликтов внутри государства и их своевременное решение;
готовность государства к защите населения от последствий использования обычного вооружения и оружия массового уничтожения;
завершение договорно-правового оформления и обустройство государственной границы Украины.

10. Основными составляющими обеспечения военной безопасности Украины являются:

а) в мирное время:
прогнозирование и оценка угрозы национальной безопасности Украины в военной области;
ускорение реформирования Военных Сил Украины, прочих военных формирований с целью обеспечения их максимальной эффективности и способности давать адекватный ответ внешним и внутренним реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности Украины в военной сфере, переход к формированию Вооруженных Сил Украины на контрактной основе;
использование государственных программ модернизации вооружения и военной техники, разработка и внедрение их новых образцов;
эффективный контроль за состоянием защищенности важнейших государственных и военных объектов, своевременная утилизация излишков и устаревших боеприпасов и вооружения;
охрана государственной границы, воздушного пространства государства и подводного пространства в границах территориального моря Украины, ее суверенных прав в исключительной (морской) экономической зоне и на континентальном шельфе, а также борьба с организованными преступными группировками, в том числе международными, которые пытаются действовать через государственные границы Украины;
исполнение международных договоров Украины в военной сфере, в том числе по запрещению и нераспространению оружия массового уничтожения и укрепления доверия между государствами;
следование законодательству и исполнение международных договоров относительно временного размещения Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины;
развитие военной науки, формирование научно-технической и технологической базы для создания высокоэффективных способов военной борьбы;
внедрение системы демократического гражданского контроля над Военной организацией страны и правоохранительными органами;
обеспечение социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей, военно-патриотического воспитания граждан Украины, подготовки молодежи к военной службе в Вооруженных Силах Украины, других военных формированиях;
развитие военно-политического партнерства и сотрудничества с НАТО и ЕС, а также участие в международной миротворческой деятельности;

б) в период военной угрозы и в случае начала войны (вооруженного конфликта):
использование возможностей Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС, других структур коллективной безопасности, отвечающих за поддержание международного мира и безопасности, в соответствии с Меморандумом о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного вооружения (998-158), использование кризисного консультативного механизма в соответствии с положениями Хартии об особом партнерство между Украиной и Организацией Североатлантического договора (994-002);
своевременное введение военного положения в стране, либо в отдельных ее областях, проведение общей или частичной мобилизации, полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и приведение их в готовность для выполнения заданий;
проведение мер территориальной и гражданской обороны;
усиление охраны и защита государственной границы Украины;
локализация вооруженного конфликта и недопущение его перерастания в локальную или региональную войну;
координация в соответствии с законодательством деятельности и сосредоточения усилий всех органов государственной власти, органов власти Автономной республики Крым, органов местного самоуправления и граждан в интересах ликвидации военного конфликта и отпора военной агрессии;
перевод национальной экономики, отдельных ее отраслей, предприятий, в том числе транспортных, и коммуникаций на функционирование в условиях особого периода;
отпор вооруженной агрессии, нанесение ударов по наиважнейшим объектам и войскам агрессора с целью принуждения его к отказу от ведения дальнейших военных ( боевых) действий на начальной стадии агрессии и установления мира на условиях, соответствующих национальным интересам Украины.

11. Украина, пользуясь неотъемлемым правом каждого государства на индивидуальную и коллективную оборону в случае вооруженной агрессии, не исключает возможность получения военной помощи от других государств и международных организаций.

12. Формирование и обеспечение реализации государственной политики в сфере военной безопасности осуществляется органами государственной власти и органами военного управления.

Основными субъектами обеспечения военной безопасности Украины является Верховный Совет Украины, Президент Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины, Ставка Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины (в случае ее создания), Кабинет Министров Украины, центральные и местные органы исполнительной власти, иные государственные органы, Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования, правоохранительные органы, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, выполняющие задания в области военной безопасности.

13. Полномочия, основные функции и задания субъектов обеспечения военной безопасности Украины определяются Конституцией Украины (254к/96-ВР), Законами Украины "Об основах национальной безопасности Украины" (964-15), "Об обороне Украины" (1932-12) и другими законами, актами Президента Украины и Кабинета Министов Украины.

14. Руководство в области военной безопасности осуществляет Президент Украины, как глава государства, гарант государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, приверженности Конституции Украины (254к/96-ВР), прав и свобод человека и гражданина и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины.

15. Основными принципами руководства в области военной безопасности является принцип главенствования права, централизованного руководства на основе единого стратегического и оперативного планирования использования Вооруженных Сил Украины, других военных формирований в интересах обороны государства, скоординированности политической, дипломатической, военной, экономической, информационной деятельности органов государственной власти и органов военного управления.

16. Целью Украины является укрепление внешней гарантии национальной безопасности, противостояние возникновению новых угроз стабильности в Центральной и Восточной Европе.

В условиях современной военно-политической обстановки интересы национальной безопасности Украины обуславливают существенное углубление отношение с НАТО и ЕС с гарантиями безопасности и стабильности в Европе, Украина готовится к стать полноправным членом этих организаций.

Активизация евроатлантической интеграции Украины с ориентацией на вступление в НАТО, как основы общеевропейской системы безопасности, и связанное с этим глубокое реформирование оборонной сферы страны в соответствии с европейскими стандартами относятся к важнейшим приоритетам, как внешней, так и внутренней политики.

17. Украина -как государство-член ООН и ОБСЕ, особый партнер НАТО и участник Совета евроатлантического партнерства и программы "Партнерство ради мира", осознает свою ответственность в деле поддержания международного мира и безопасности и принимает активное участие в действиях и мерах многонациональных сил, создающихся в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН для предупреждения конфликтов и их разрешения.

Украина рассматривает участие в международных миротворческих операциях, как важнейшее направление своей внешней политики и обеспечение региональной военной безопасности. Участие Украины в международных миротворческих операциях осуществляется путем направления миротворческого контингента, миротворческого персонала, а также материально-технических ресурсов и услуг, которые определяются решениями о проведении таких операций.

III. Военно-стратегическая составляющая Военной доктрины

18. Целью обороны Украины является подготовка государства к вооруженной защите, а также ее защита в случае военной агрессии или вооруженного конфликта.

В ближайшей перспективе возможность широкомасштабного использования военной силы против Украины является маловероятной. Тем не менее не исключена возможность, что при определенных обстоятельствах Украина может быть втянута в военные конфликты разной интенсивности.

19. Военный конфликт, как способ разрешения разногласий между государствами с обоюдным использованием оружия или в случае вооруженного столкновения внутри государства может осуществляться в форме:
региональной войны (конфликт повышенной интенсивности) - войны между государствами (коалиция государств), которые для достижения своих политических целей используют все имеющиеся силы и способы, в том числе и использование оружия массового уничтожения;
локальные войны (конфликт средней интенсивности) - войны между государствами, которые ведутся с ограниченными целями, для достижения которых используются обычные способы вооруженной борьбы с ограничением масштаба и района их использования;
вооруженного конфликта (конфликт пониженной интенсивности) - ограниченного вооруженного столкновения между двумя государствами или вооруженного столкновения внутри государства, которое является совокупностью военных (боевых) действий и не переходит в войну (отсутствие правового акта про объявление военного положения).

20. Характерными чертами современной вооруженной борьбы является:
широкое использование новейших систем вооружения и военной техники, в частности использование высокоточного вооружения, способов воздушного нападения, разведки и радиоэлектронной борьбы;
возрастание роли и значимости противоборства в информационной области, использование новейших информационных технологий;
высокоманевренные (мобильные) действия войск (сил) на различных направлениях с широким использованием сил быстрого реагирования, аэромобильных войск, десантных и войск специального назначения;
широкое использование специальных (неконтактных) способов ведения вооруженной борьбы (специальных операций), дальнего огневого и электронного поражения, подрывных действий;
одновременное поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории воюющих сторон;
увеличение масштабов вооруженной борьбы (вовлечение в военный конфликт многих государств) и спектра способов, которые используются (включая оружие массового поражения).

21. В рамках усовершенствования системы обеспечения национальной безопасности в военной области Украина осуществляет реформу собственных Вооруженных Сил, которые по своему характеру, составу, системе управления, обучения и подготовки должны приближаться к стандартам вооруженных сил государств - членов НАТО.

Характер угроз национальной безопасности Украины в военной области определяет необходимость иметь в составе Вооруженных Сил Украины такие функциональные структуры, как Объединенные силы быстрого реагирования, Основные силы обороны и Стратегические резервы.

Объединенные силы быстрого реагирования предназначены для предупреждения, военно-силового сдерживания возможной агрессии против Украины, немедленного реагирования на угрозы и вооруженные конфликты с целью их нейтрализации и недопущения перерастания в локальную или региональную войну.

В мирное время Объединенные силы быстрого реагирования обеспечивают защиту от террористических посягательств своих военных объектов, а также обязаны участвовать в проведении антитеррористических операций на военных объектах и, в случае возникновения террористической угрозы государству из-за границ Украины, в миротворческих операциях, ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Основные силы обороны предназначены для отпора агрессии, разгрому противника и создания условий для прекращения военных действий, установления мира и для усиления Объединенных сил быстрого реагирования во время ликвидации последними вооруженного конфликта на угрожающем направлении и использования в локальной (региональной) войне.

Стратегические резервы обеспечивают стойкость обороны Украины, усиление (замену) войск из состава основных сил обороны и могут разворачиваться накануне или в ходе вооруженного конфликта (войны).

22. Основными военно-стратегическими целями использования Вооруженных Сил Украины, других военных формирований является:
в вооруженном конфликте - обеспечение неприкосновенности государственной границы, ликвидация вооруженного конфликта и создание условий для стабилизации обстановки в соответствии с нормами международного права и законодательства Украины;
в локальной или региональной войне - защита суверенитета и территориальной целостности Украины, отпор вооруженной агрессии, разгром войск агрессора, которые вторглись на территорию государства, обеспечение заключения мира на выгодных условиях;
в международных миротворческих операциях - предупреждение возникновения межгосударственных или внутренних конфликтов; урегулирование или создание условий для разрешения межгосударственных или внутренних конфликтов с согласия их сторон или с использованием принудительных методов по решению Совета Безопасности ООН; выполнение функций обеспечения безопасности и соблюдения прав человека; устранение угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии

23. Основные обязанности Вооруженных Сил Украины в мирное время:
осуществление разведывательной и информационно-аналитической деятельности в интересах обороны государства;
войск (сил) в состоянии постоянной боевой и мобилизационной готовности;
несение боевого дежурства;
осуществление мер обеспечения информационной безопасности;
участие в осуществлении мер по подготовке к территориальной обороне;
участие в создании, подготовке и накоплении мобилизационных ресурсов и неприкосновенного запаса;
участие в накоплении вооружения, военной техники, других материальных ресурсов в неприкосновенном запасе и мобилизационном резерве, а также создании резерва военно-обученных человеческих ресурсов;
оказание помощи центральным и местным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти Автономной Республики Крым, органам местного самоуправления в проведении поисковых и аварийно-спасательных работ во время ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
участие в исполнении международных договоров Украины в отношении контроля над вооружением;
участие в акциях, проводимых в рамках договоров по международному сотрудничеству (двусторонние и многосторонние) и в международных миротворческих операциях.

24. Обязанностью других военных формирований и правоохранительных органов в мирное время является участие в стратегическом планировании использования Вооруженных Сил Украины, осуществление вместе с Вооруженными Силами Украины подготовки и обеспечение готовности к совместным действиям с целью обороны государства.

25. Основными обязанностями Вооруженных Сил Украины в период угрозы вооруженной агрессии:
активизация разведки с целью своевременного предупреждения Президента Украины, Председателя Верховного Совета Украины, Премьер-министра Украины про возможность вооруженного нападения и приведение войск (си) в состояние повышенной боевой готовности;
усиление охраны и защита государственной границы, защита воздушного пространства;
образование и наращивание группировок войск (сил) на угрожающих направлениях, в том числе проведение стратегического развертывания (частичного или полного) Вооруженных Сил Украины.

26. Основные обязанности других военных формирований и правоохранительных органов в период перед угрозы военной агрессии:
участие в прикрытии стратегического развертывания Вооруженных Сил Украины и осуществление территориальной обороны государства;
участие в эвакуации населения из приграничных районов на направлении возможного вооруженного нападения.

27. Основные обязанности Вооруженных Сил Украины в период угрозы вооруженной агрессии:
проведение стратегического развертывания Вооруженных Сил Украины и создание группировок войск (сил) для отражения военной агрессии;
отражение нападения агрессора с воздуха, суши и моря и недопущения вторжения группировок его войск (сил) на территорию государства;
ведение операций и боевых действий с целью оказания отпора войскам (силам) агрессора, его разгрома и создания условий для заключения мира;
ликвидация (локализация, нейтрализация) вооруженного конфликта в случае его возникновения.

28. Обязанности других военных формирований и правоохранительных органов в период угрозы вооруженной агрессии
участие в осуществлении мер по соблюдению правового режима военного положения;
участие в исполнении обязанностей по территориальной обороне;
защита населения, объектов экономики и инфраструктуры от влияния средств поражения, используемых агрессором.

29. Использование Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и правоохранительных органов в военных конфликтах определяется Конституцией Украины (254к/96-ВР), законами Украины и другими нормативно-правовыми актами с учетов принципов и норм международного права в отношении сдерживания и отпора вооруженной агрессии и базируется на общих принципах военного искусства.

В период отражения вооруженной агрессии Украина считает возможным использовать все формы, способы и методы вооруженной борьбы, которые в сложившихся условиях, являются наиболее эффективными.

В случае разжигания вооруженной агрессии против Украины не исключается перенесение Вооруженными Силами Украины боевых действий на территорию агрессора с целью его полного разгрома.

30. Основными формами использования Вооруженных Сил Украины, других вооруженных формирований является стратегические действия Вооруженных Сил Украины, операции, боевые действия, удары, бои объединений, соединений и военных частей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований - в региональный, локальных войнах, вооруженных конфликтах и действиях миротворческих контингентов в международных миротворческих операциях.

31. Способы использования Вооруженных Сил Украины, других военных формирований определяются в соответствии с Планом стратегического использования Вооруженных Сил Украины, который разрабатывается Генеральныи штабом Вооруженных Сил Украины, в зависимости от условий сложившейся обстановки, сил и способов вооруженной борьбы, которые используются, характера и масштаба военных (боевых) действий.

32. Основные обязанности Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и правоохранительных органов после отражения вооруженной агрессии:
восстановление боеспособности Вооруженных Сил Украины и других военных формирований;
демобилизация Вооруженных Сил Украины, других военных формирований;
оказание помощи населению, центральным и местным органам исполнительной власти, органам власти Автономной Республики Крым и органам местного самоуправления в ликвидации последствий военных (боевых) действий.

33. Основными условиями прекращения Украиной военных действий против агрессора являются:
прекращение агрессором военных (боевых) действий, отказ от каких-либо агрессивных намерений относительно Украины и полное восстановление территориальной целостности Украины;
гарантии агрессора относительно возмещения ущерба, нанесенного Украине вследствие вооруженной агрессии.

34. Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования и правохранительные органы привлекаются к осуществлению мер правового режима чрезвычайного положения в соответствии с законом.

35. Вооруженные Силы Украины, другие военные формирования и правохранительные органы осуществляют борьбу с терроризмом в рамках своей компетенции, определенной законами и принятыми на их основании нормативно-правовыми актами.

36. Для участия в международных миротворческих операциях Украина направляет миротворческие контингенты, миротворческий персонал и выделяет материально-технические ресурсы и услуги для использования в указанных операциях.

Правовые, организационные и финансовые условия участия Украины в международных миротворческих операциях, а также порядок направления Украиной миротворческих контингентов и миротворческого персонала определяются международными договорами Украины в соответствии с законом.

37. Основными обязанностями Вооруженных Сил Украины, других военных формирований в период оказания военной помощи другим государствам являются:
передача опыта по вопросам строительства и реформирования вооруженных сил, их в боеспособном состоянии и боевого использования путем направления советников и специалистов;
осуществление воздушных (морских) перевозок войск (сил) и материальных средств;
подготовка специалистов и кадров для вооруженных сил , других военных формирований;
участие подразделений Вооруженных Сил Украины, других военных формирований в исполнении военных, миротворческих или гуманитарных заданий, связанных с защитой гражданского населения от радиоактивной, химической, биологической опасности и ликвидацией последствий использования оружия массового поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

38. Руководство Вооруженными Силами Украины осуществляется Президентом Украины - Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины. В Особый период стратегическое руководство Вооруженными Силами Украины, другими военными формированиями и правоохранительными органами Президент Украины осуществляет через Ставку Верховного Главнокомандующего (В случае ее создания), рабочим органом которой является Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины.

39. Непосредственное руководство Вооруженными Силами Украины в мирное и военное время осуществляет Главнокомандующий Военными Силами Украины.

40. Основными обязанностями руководства Вооруженными Силами Украины, другими военными формированиями и правоохранительными органами в мирное и военное время являются:
определение перспектив и обеспечение реформирования и развития Вооруженных Сил Украины, других военных формирований;
подготовка и принятие стратегических решений относительно использования Вооруженных Сил Украины, других военных формирований;
стратегическое планирование применения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований;
координация оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и правоохранительных органов;
подготовка операций, руководство стратегическим развертыванием Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, ходом военных действий и выполнением заданий территориальной обороны в период войны (вооруженного конфликта);
организация всестороннего обеспечения стратегических действий Вооруженных Сил Украины, других военных формирований;
обеспечение взаимодействия группировок Вооруженных Сил Украины между собой, с другими военными формированиями, правоохранительными органами, центральными и местными органами исполнительной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления в период подготовки обороны Украины, защиты ее суверенитета, территориальной целостности и неприкасаемости.

41. Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины является главным военным органом по вопросам планирования обороны государства, управления использованием Вооруженных Сил Украины, координации и контролю за исполнением заданий в области обороны другими военными формированиями и правоохранительными органами, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в рамках, определенных законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

IV. Военно-экономическая и военно-техническая составляющие Военной доктрины

42. Меры по обеспечению деятельности Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и правоохранительных органов направлены на создание условий их эффективного функционирования, использования имеющихся материальных, финансовых, кадровых, информационных и других ресурсов в соответствии с законодательством.

43. Экономическое обеспечение военной безопасности Украины осуществляется в рамках экономических и финансовых возможностей государства путем формирования и реализации научно-обоснованной военно-экономической, военно-технической и военно-промышленной политики.

44. Основной целью экономического обеспечения военной безопасности Украины является всестороннее удовлетворение потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и правоохранительных органов в финансовых и материальных ресурсах при рациональном распределении оборонных нужд государства.

45. Основные принципы экономического обеспечения военной безопасности Украины:
соответственность характера, масштаба, приоритетам и направленности военно-экономической деятельности государства задачам военной политики (нуждам военной безопасности), а также финансово-экономическим возможностям Украины;
направление необходимых финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов для решения ключевых задач обеспечения военной безопасности Украины;
создание благоприятных условий для функционирования предприятий, учреждений и организаций, определяющих производственно-технологичекую и научно-техническую стабильность оборонно-промышленного комплекса Украины;
обеспечение научно-технического, технологического, информационного и ресурсного потенциала в разработке и производстве основных видов военной продукции.

46. Основные направления экономического обеспечения военной безопасности Украины:
своевременное (в рамках имеющихся оборонных ресурсов государства) выполнение программ реформирования и развития, а также планов подготовки и использования Вооруженных Сил Украины, других военных формирований;
оптимизация затрат оборонных ресурсов и осуществление контроля за их использованием;
развитие научно-технической, технологической и производственной базы оборонно-промышленного комплекса;
обеспечение создания, производства и усовершенствования (модернизации) вооружения и военной техники;
уменьшение зависимости Украины от поставок другими государствами вооружения, военной техники и материально-технических ресурсов;
обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, используемых в продукции, производимой для нужд обороны, а также в технологиях ее разработки и производства;
обеспечение функционирования и усовершенствования мобилизационной подготовки национальной экономики;
формирование и содержание в надлежащем виде государственного материального резерва, резервных фондов денежных средств;
формирование и осуществление взаимовыгодного международного военно-политического, военного и военно-технического сотрудничества, выполнение международных договоров Украины в военно-экономической области;
осуществление социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей, сотрудников Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и правоохранительных органов;
осуществление мер экологической безопасности (ликвидация последствий военных действий, утилизация техногенно-опасных видов вооружения, военной техники, боеприпасов, имущества, других материальных средств и т.п. );
развитие системы военно-экономического анализа и прогнозирования финансовых, матриальных нужд для обеспечения обороноспособности Украины.

47. Военно-техническая политика государства направлена на содержание в боеспособном состоянии, модернизацию, разработку и оснащение Вооруженных Сил Украины, других военных формирований системами вооружения и военной техники, составляющих основу их боевого потенциала.

48. Приоритетные направления обеспечения Вооруженных Сил Украины, других военных формирований вооружением и военной техникой:
создание эффективных систем (комплексов, образцов) вооружения и военной техники для решения задач, поставленных перед Вооруженными Силами Украины, другими военными формированиями, с учетом реальных экономических возможностей государства;
содержание имеющегося вооружения и военной техники в боеспособном состоянии;
гарантированные поставки Вооруженным Силам Украины, другим военным формированиям современных высокоэффективных видов вооружения и военной техники;
предупреждать военно-техническое и технологическое отставание Украины в развитии основных видов вооружения и военной техники, которые можно производить на Украине и которые могут быть конкурентноспособными на мировом рынке вооружения;
формирование научно-технической базы в области фундаментальных и исследовательских достижений, в том числе технологий двойного назначения ;
создание благоприятных условий мобилизационного развертывания промышленности для производства вооружения и военной техники в необходимых объемах;
проведение рациональной конверсии и реструктуризации оборонно-промышленного комплекса;
снижение уровня зависимости Украины в военно-технической области от других государств;
развитие военно-технического сотрудничества, формирование сбалансированного экспорта и импорта продукции военного назначения и товаров двойного применения;
проведение испытаний и сертификации вооружения и военной техники.

V.Заключительные положения

Реализация Военной доктрины достигается путем осуществления комплекса политических, экономических, социальных, военных, информационных, правовых и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности и обороны Украины.

Военная доктрина является основой для подготовки и принятия военно-политических и военно-стратегических решений, разработки программ в военной сфере. Положения Военной доктрины обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в рамках полномочий, предусмотренных Конституцией (254к/96-ВР) и законами Украины.

Положения Военной доктрины могут уточняться и дополняться в период формирования и реализации государственной политики в области военной безопасности с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания угроз национальной безопасности Украины в военной области, условий военного строительства.

Реализация положений Военной доктрины обеспечивается Президентом Украины, Советом национальной безопасности и обороны Украины и Кабинетом Министров Украины в соответствии с полномочиями, определенными Конституцией (254к/96-ВР) и законами Украины.

Руководитель Администрации
Президента Украины В.МЕДВЕДЧУК


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Людовь Мейнерт, Новые маневры старого корабля /25.06/
Терри Девис - профессиональный менеджер и искушенный политикс большим стажем - в течение пяти ближайших лет будет возглавлять Совет Европы.
Орхан Джемаль, Исламизм в русском мире /25.06/
Создатели Национальной организации русских мусульман считают себя государственниками, то есть людьми, привязанными не только к русскому народу, но и к территории России, а исламизацию русских считают условием процветания российского государства.
Руслан Бедрик, Украинский счет в евразийской игре /25.06/
Чтобы ЕЭП мог эволюционировать в полноценный стратегический проект, Россия должна в первую очередь изменить свою интеграционную политику.
Вадим Соловьев, Россия теряет союзников /24.06/
Со стороны Киева можно ожидать последовательной наступательной политики по отношению к России.
Никита Куркин, Кандидат мечты /23.06/
"Миф Ющенко" работает против него же - многие на Украине не готовы видеть президентом страны человека, женатого на американке, хоть и украинского происхождения, при котором возможно обострение отношений с Россией. Да и во властных структурах России кандидатура Ющенко вызывает понятную настороженность.
  • Украина приняла новую военную доктрину.
  • Сергей Згурец. Путь Украины в ЕС лежит через НАТО.


  • предыдущая в начало следующая
    Поиск
     
     искать:

    архив колонки: