Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20040702_oruzhie.html

От анархии к монополии: украинский оружейный бизнес
Сергей Згурец

Дата публикации:  2 Июля 2004

Смутное время
Первые годы на рынке оружия были для Украины непростыми √ в стране, обладающей фактически вторым по величине арсеналом в Европе, тотчас узрели потенциального конкурента. Поэтому неудивительно, что украинские экспортеры часто упоминались в прессе как поставщики сербам зенитно-ракетных комплексов, пусковых установок и противотанковых ракет, как экспортеры значительной партии бронетехники в Азербайджан и т.п. Издания пестрели сообщениями о том, что в первые годы своей деятельности украинские торговцы оружием грешили демпингом. Наиболее резонансной стала продажа в 1994 г. четырех самолетов-разведчиков Су-17 в Йемен по цене мерседесов √ $500 тыс. за каждый.
Следует признать, что определенные нарушения со стороны поставщиков оружия или посредников в этом деле были √ они-то и стали основанием различных информационных взрывов в будущем.
Нарушения международных правил признавали и официальные лица. Причем с каждым годом оружейная тема все больше эксплуатировалась во внутренней политической жизни страны, а кульминацией стало предание гласности результатов расследования Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по фактам несанкционированной торговли оружием в апреле 1998 г.
Несмотря на то, что большинство наблюдателей указывали на явный политический подтекст доклада Временной следственной комиссии парламента, он все же очень негативно отразился на имидже Украины как экспортера оружия.
Дыма без огня, конечно, не бывает, но вопрос здесь, скорее, в масштабах нарушений украинской системы ВТС.

Реестр избранных
Хотя парламентская комиссия и заявляла об участии в оружейном бизнесе 114 торговых фирм, официальное право торговли оружием и специальными услугами имели лишь три внешнеторговых государственных предприятия: ╚Прогресс╩, ╚Укроборонсервис╩ и ╚Укринмаш╩. Причем с самого начала торговля оружием, а вернее - ее всестороннее обеспечение, было прерогативой силовых ведомств и их специальных служб.
Если в России пошли по стопам Советского Союза и изначально определили оружейный бизнес почти исключительной вотчиной небезызвестного ГРУ, создав монолитное ╚Росвооружение╩ под руководством генерала военной разведки Александра Котелкина, то на Украине интересы государства были раздроблены. Так, ╚Укроборонсервис╩ был образован при Министерстве внешнеэкономических связей, ╚Укринмаш╩ √ при Министерстве машиностроения, ВПК и конверсии, а ╚Прогресс╩ √ при Кабинете Министров.
На становление централизованной оружейной торговли на Украине повлияло еще одно событие. В августе 1995 г. министром машиностроения, конверсии и ВПК был назначен Валерий Малев. С именем этого человека связано многое в украинском оружейном бизнесе. Ровно через год его включили в состав Совета национальной безопасности и обороны страны и поставили во главе Государственной комиссии по возврату валютной выручки предприятий из-за рубежа. Как утверждали представители Минмашпрома, благодаря Малеву из лексикона правительственных чиновников исчезло слово ⌠конверсия■: вместо обвального разоружения он занялся продвижением наукоемкой продукции и оборонных технологий на мировой рынок. 13 июня 1996 г. министр дал первое и последнее откровенное интервью на тему торговли оружием. Он отметил, что экспорт оружия в последнее время (т.е. с момента его назначения) увеличился, но вырученные деньги √ это не собственность военных, а достояние бюджета. Относительно покупателей Малев заявил, что в ⌠горячие точки■ стреляющие товары не поставляются.

╚Прогресс╩
Первые упоминания об этой внешнеторговой фирме приходятся на начало 90-х годов √ начало успешной торговли редкоземельными металлами. Расширение присутствия Украины на мировом рынке торговли оружием способствовало заключению ⌠прогрессовцами■ самого крупного оружейного контракта Украины √ на поставки Пакистану 320 танков Т-80УД. Стоимость сделки оценивалась в $640 млн., а ее прямым результатом стало закрепление Украины в десятке сильнейших экспортеров оружия. Для самого ╚Прогресса╩ танковый контракт означал не только хороший доход и приобретение имиджа крупнейшего украинского спецэкспортера, но и получение исключительного права работы по целому спектру направлений на ряде региональных рынков.
После 2001 г., когда объемы оружейной торговли с Пакистаном резко снизились, ╚Прогресс╩ пошел по пути увеличения своего присутствия на региональных рынках. В начале нового столетия ⌠прогрессовцы■ стали активными игроками на рынках Малайзии и Индонезии, ряда стран Африки и Латинской Америки. Именно ╚Прогресс╩ продвигает отечественные танки в Турцию. Украинские предложения, безусловно, экономически более выгодны и, кроме прочего, предусматривают передачу 100% технологий производства танков.
С легкой руки ╚Прогресса╩ на рынке оружия появилось новшество √ использование нестандартных схем финансирования. Эти решения связаны уже с именем Михаила Морозова, который для решения задач оружейного бизнеса начал привлекать иностранные финансовые структуры, заинтересованные во взаимодействии с украинскими спецэкспортерами. Эти партнеры, кредитуя, скажем, модернизацию постсоветской техники украинскими предприятиями в качестве расчета могли получать лицензии на отлов рыбы или производство кофе.

╚Укроборонсервис╩
Появившийся в конце 1993г. с уставным фондом в три гривны, ╚Укробороносервис╩ сконцентрировал усилия на оказании услуг специального характера и, по всей видимости, эта ставка оказалась верной: если в начале своей деятельности предприятие заметно уступало ╚Прогрессу╩ и ╚Укринмашу╩ по объемам экспортных контрактов, то к концу столетия по всем основным показателям значительно опережало их. ╚Укроборонсервис╩ стал быстро набирать обороты, когда начал внедрять офсетные расчеты, предполагающие встречные закупки военной техники. Именно на таких условиях в Туркменистан были поставлены станции пассивной радиоэлектронной разведки ╚Кольчуга-М╩. Кроме торговли оружием (ежегодный оборот превышает $100 млн.), компания занимается трансфертом технологий, строительством военных объектов, финансированием гособоронзаказа и даже продажей коллекционного и раритетного оружия.
Примечательной сферой деятельности этого предприятия является ╚натовское направление╩ - ╚Укроборонсервис╩ уже несколько лет ведет и финансирует программу совместимости средств связи с подразделениями НАТО. Еще один пример сотрудничества с Североатлантическим альянсом √ совместное с натовскими государствами создание уникального международного центра на базе Яворовского полигона. В этих проектах заложена не только коммерческая часть и взаимодействие с западными инвесторами, но и реальное сближение с НАТО в области подготовки подразделений и отработки миротворческих операций.

╚Укринмаш╩
В первые годы участия Украины в операциях по торговле оружием ╚Укринмаш╩ имел равные, если не превосходящие, с ╚Прогрессом╩ объемы экспорта оружия. С декабря 1991 г. и до появления ╚Укрспецэкспорта╩ ╚Укринмаш╩ возглавлял Борис Марусич, с именем которого связано многое в ⌠доадамовской■ истории украинского оружейного бизнеса. Причем начинал ╚Укринмаш╩ довольно скромно: проекты в военном строительстве, поставки обмундирования и прочие мелкие сделки.
В 1995 г. ╚Укринмаш╩ вместе с ╚Прогрессом╩ спонсировали украинский дебют на международной выставке оружия IDEX-95. Представители ╚Укринмаша╩ показали себя проворными бизнесменами и в самых отдаленных местах земного шара, предлагая свои услуги в Индонезии и Ливане.

╚Упорядочение╩ оружейного бизнеса - ╚Укрспецэкспорт╩
Именно 1996 год стимулировал украинских политических лидеров установить жесткую монополию государства на торговлю оружием. На деле это проявилось в создании единого государственного посредника √ госкомпании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения ╚Укрспецэкспорт╩, которой и были подчинены все субъекты оружейного бизнеса. Монополия государства позволила приблизиться к формированию единой системы маркетинга оборонной продукции и организовать выставочную деятельность на уровне государства, а не отдельно взятого предприятия. Сейчас более двух третей сделок, связанных с продажей украинских вооружений, технологий и услуг военного и двойного назначения, реализуются именно через госкомпанию ╚Укрспецэкспорт╩.
Несмотря на то, что идея централизации торговли ╚чувствительными товарами╩ обсуждалась с момента зарождения украинского оружейного бизнеса, ее реализации всегда мешала разнонаправленность интересов представителей различных ведомств, часто преследующих цель укрепления своих финансовых мускулов и политического влияния. Но заключение ╚Прогрессом╩ танкового контракта стало поводом объединить финансовые потоки от сбыта оружия и выстроить единую схему государственной военно-технической политики. Поговаривают, что именно настойчивость тогдашнего секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Владимира Горбулина, а также несколько курьезов на внешнем рынке и привели к решению о создании ╚Укрспецэкспорта╩. Надо сказать, что ни один вопрос в сфере безопасности, будь то переговоры с американцами относительно участия Украины в Режиме контроля за ракетными технологиями или решение продавать танки той или иной стране, не решался без личного участия секретаря Совбеза.
Новая схема торговли минимизировала роль целого ряда заинтересованных ведомств и выстраивала четкую властную вертикаль, которая вела прямо к кабинету главы государства. С момента появления ╚Укрспецэкспорта╩ каждому субъекту системы был как бы ⌠нарезан■ свой участок работы и ответственности
Результаты решения скоро проявились в конкретных цифрах и фактах: согласно рейтингу, ежегодно публикуемому Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира (SIPRI), Украина оказалась в первой десятке мировых экспортеров. За первые пять лет существования госкомпании круг государств√партнеров Украины в области ВТС увеличился более чем на двадцать стран. В 2003 г. суммарный оборот компании в сфере экспорта-импорта вооружений приблизился к $2 млрд.
Масштабнее всего внешнеторговая деятельность реализуется в странах Азии и Африки. При этом заметна тенденция ежегодного увеличения экспорта в страны Азии: в 2003 г. главными импортерами украинских военных товаров и услуг стали Россия, Туркменистан, Индия, Мяньма, Алжир, Китай, Йемен, Пакистан, Эфиопия. А по свидетельству руководства компании, ее основной задачей на сегодняшний день является закрепление на рынках Ближневосточного и Тихоокеанского регионов, в странах Латинской Америки и СНГ.
Госкомпания ╚Укрспецэкспорт╩ довольно быстро набрала политический вес, динамично сочетая активность на международных рынках с внутренней политической работой. Без последней было бы невозможно добиться успеха, учитывая, что ⌠добро■ в ряде случаев должен был давать лично президент. Причем принятие чрезвычайно важных политических решений иногда происходило в условиях почти экстремальных. Например, для того чтобы получить согласие на работу в Малайзии, одному из представителей украинского оружейного бизнеса было отведено около 20 минут √ время, за которое машина главы державы преодолела расстояние от улицы Банковой до аэропорта Борисполь.
Кроме этого, для закрепления централизации осенью было создано два новых органа: Государственная служба экспортного контроля и Комитет по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля. Последний организационно находится в структуре Совета нацбезопасности и обороны, и фактически генеральные политические решения в сфере ВТС реализует президент Украины именно через этот Комитет.

Достройка вертикали
С конца 2002 г., в связи с новой волной обвинений Украины в нарушении правил международной передачи оружия, Леонид Кучма подписал целую серию нормативно-правовых документов, посвященных реформированию системы ВТС. Общая идея сводилась к передаче функций по контролю за военно-техническим сотрудничеством Украины с иностранными государствами Администрации президента. Решением главы державы в одном из управлений Администрации был создан отдел, к сфере ответственности которого отнесли военно-техническое сотрудничество. Глава Администрации Виктор Медведчук получил право влиять на выбор кандидатуры гендиректора госкомпании ╚Укрспецэкспорт╩.
Но этим дело не кончилось. 26 сентября 2003 г. были подписаны указы о ряде назначений в Совете национальной безопасности и обороны Украины. Среди них интересны два: во-первых, президент определился с кандидатурой председателя Комитета по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля при Президенте Украины, назначив на это место Юрия Прокофьева. Во-вторых, на должность первого заместителя секретаря Совбеза глава державы назначил бывшего главного контрразведчика страны √ Петра Шатковского.
Кроме того, с осени 2002 г. куратором оружейного бизнеса стал Игорь Смешко, назначенный для ⌠погашения■ последствий ⌠кольчужного■ скандала. Генерал Игорь Смешко, профессиональный разведчик Министерства обороны, был хорошо знаком американцам, поскольку с августа 1992 по июль 1995 г. был первым военным атташе Украины в Соединенных Штатах. По всей видимости, президент остался доволен проделанной работой, потому что уже 4 сентября 2003 г. он назначил Смешко главой Службы безопасности государства.
В любом серьезном деле если не все, то очень многое зависит от личностей. А в таком деле, как торговля оружием, от личностей зависит почти все. Учитывая, что торговля оружием √ далеко не единственная ⌠взрывоопасная■ тема в отдельно взятом государстве, в этой сфере должен работать человек, на кого можно положиться. Казалось, что президент такого человека нашел к концу 2002 г. Указ о назначении, а затем передача под личную ответственность главы Администрации президента проблемы под названием ╚Кольчуга╩ говорит о том, что этого человека зовут Виктор Медведчук. И хотя на Украине все еще наблюдается слишком большое количество центров влияния на военно-техническое сотрудничество в целом и на оружейный бизнес в частности, президент выстроил устойчивую вертикаль таким образом, чтобы основные оружейные сделки находились под его личным контролем.