![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ |
Карабах - размороженный конфликт Дата публикации: 5 Июля 2004 ![]() ![]() ![]() В водовороте закавказских событий, связанных с положением в Грузии, Абхазии и Южной Осетии, о карабахском узле противоречий как-то стали забывать, тем более что этот очаг конфликта не проявляет горячей активности с 12 мая 1994 года, когда при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской ассамблеи СНГ в Бишкеке Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах подписали протокол о прекращении военных действий. Однако тишина на этом направлении обманчивая. В ближайшее время там намечаются события, которые могут стать поводом для значительного обострения ситуации или даже стать новым casus belli. Общая растущая нестабильность в Закавказье также может способствовать тому, что события, которые еще год назад остались бы незаметными, на этот раз вполне способны привести к вспышке насилия. Одним из таких возможных триггеров является намеченное в Нагорном Карабахе на 8 августа При более подробном разборе страхов и опасений сторон невозможно избежать анализа того, что принято называть "историческим осадком". В случае армян таким "осадком" служат воспоминания об армянском геноциде, а также об известных событиях в Баку, которые армяне воспринимают как продолжение геноцида. Нация, поставившая в центре своего исторического сознания переживание геноцида, формирует свои отношения с соседями соответствующим образом. Что касается азербайджанских страхов, то они касаются очевидной для окружающих исламской идентичности этого государства. Перед лицом христианских народов, доминирующих в мировой политике, Азербайджан (как, видимо, и Турция) чувствует себя "незваным гостем", постоянно опасаясь, что основные центры силы в недостаточной степени учитывают его интересы и предпочтут договориться у него за спиной. Как пример, в азербайджанской прессе весной появились материалы, в которых выражалось опасение, что великие державы готовят некий геополитический размен: Нагорный Карабах - Армении в обмен на передачу Аджарии Грузии. И если уж говорить о параллелях этого конфликта с другими, то следует упомянуть о ситуацию на Ближнем Востоке. Бросается в глаза сходные "системы страхов" субъектов конфликта. Одна из сторон охвачена паранойей нового холокоста, другая склонна рассматривать конфликт как "новое вторжение крестоносцев", подозревая великие державы в симпатиях к противоположной стороне. Касаясь роли третьих сторон, дилемма Россия в карабахском конфликте напоминала ту, с которой США столкнулись на Ближнем Востоке: поддержать ли маленькое, но культурно более близкое государство - или его соседей, обладающих, однако, значительным запасом энергоресурсов. И здесь Россия должна быть готова в определенный момент сделать выбор, поскольку балансирование и игра в "незаинтересованное посредничество" возможны только до определенного момента и в результате продолжения такой половинчатой политики можно в какой-то момент потерять обоих потенциальных союзников. Очевидно также, что после того, как выбор сделан, дипломаты крупной державы должны быть готовы к тому, что своего союзника, возможно, придется защищать политическими и военными средствами. Предполагается готовность наложить вето в СБ ООН на всевозможные проекты "недружественных резолюций". Так в случае нового вооруженного конфликта и попытки блокады крупная держава должна быть готова организовать транспортный мост для поддержания своего союзника. Учитывая особенности географического положения, в случае Армении такой мост потребует открытия воздушного или наземного коридора через Грузию или Иран. А значит, крупная держава должна быть готова оплатить определенные интересы этих стран в обмен на спасение своего союзника. В наиболее серьезном случае, если в конфликт Армении и Азербайджана будет втянуты сильные в военном отношении соседи, Россия должна быть готова к прямому военному вмешательству с целью не допустить разгрома Армении. И здесь встают вопросы: готова ли страна к ответу на подобное развитие? Если она по каким-то причинам технически не готова к подобным сценариям, очевидно, что не стоит давать себя в них втянуть помимо собственной воли. Если же готова, то все еще остается вопрос стоимости операции: оправдывает ли существование такого союзника, как Армения, имеющиеся политические и военные риски? Ответ, как нам думается, лежит в общем направлении развития отношений России с исламским миром. Если Россия твердо решила поставить на исламскую карту (что в свете значительного числа мусульманского населения в стране выглядит объяснимо), Армения в этой игре была бы лишней фигурой, только помехой развитию такой дружбы. Если же Россия чувствует себя на азиатской доске уязвимой перед непрекращающимися попытками политических конкурентов (США, Европы) закрепить исламский мир в качестве своего союзника, - другое дело. Не стоит забывать, что все 80-е и 90-е годы, начиная с ввода советских войск в Афганистан и кончая конфликтами в Боснии, Чечне и Косово, прошли под знаком решительного наступления Запада на российские позиции в исламском мире. При этом дипломатии США и Европы ловко удавалось, за рядом исключений, позиционировать себя лучшим другом всех мусульман, переигрывая российскую дипломатию. Россия может, в конце концов, оказаться перед фактом существования мощного блока исламского мира с Западом или его частью, наподобие того союза, который создался в период Афганской войны. Если политика формирования такого блока окажется эффективной (здесь уместно вспомнить идею Нового Ближнего Востока), у России не останется других вариантов, как искать любых потенциальных союзников, готовых стрелять. При таком политическом раскладе ставка на Армению как на единственную страну в регионе, выживание которой полностью зависит от России, имеет очевидный смысл. Теоретически возможен и промежуточный вариант: Россия решительными шагами по поддержке Армении закрепляет это государство в сфере своих интересов, а затем, пользуясь своим влиянием, ведет обмен интересов своего союзника на политические приобретения в исламском мире. Подобную политику время от времени пытаются проводить США, убеждая Израиль отказаться от части своих территориальных приобретений ради формирования на Ближнем Востоке блока проамериканских государств. Нынешняя ситуация в зоне армяно-азербайджанского конфликта предопределяется еще и тем, что Россия начинает политику не с чистого листа: в Армении находятся российские части (102-ая база в Гюмри), и с этой страной уже сложились определенные союзнические отношения. С другой стороны, Азербайджан после прихода к власти Ильхама Алиева все больше сдвигается в сторону США и Турции. Об этом, кстати, свидетельствует и ужесточение позиции по карабахскому вопросу, и неожиданно резкие протурецкие и прозападные С момента оформления карабахского конфликта в 1918 году, когда новообразованные Азербайджан и Армения впервые предъявили свои претензии на этот край, до ходатайства в 1988 году армян Карабаха о передаче Нагорного Карабаха из Азербайджана в состав Армении прошло 70 лет - время жизни великой державы. В течение этого времени конфликт был приглушен, однако не исчез - еще одно подтверждение того, что межэтнические конфликты не "лечатся" простым откладыванием их разрешения. Вмешательство России в той пропорции, которая она сейчас может себе позволить, навряд ли способно заморозить карабахский конфликт еще на 70 лет. Развязать же его могут только сами армяне и азербайджанцы. ![]() ![]()
|
![]() |
![]()
![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||