Русский Журнал
/ Обзоры / www.russ.ru/culture/20040707_nikifor.html |
Одна нация - разные культуры? Андрей Никифоров Дата публикации: 7 Июля 2004 Украина - не единое культурно-историческое пространство. В его пределах существует несколько областей, иногда разительно отличающиеся друг от друга, со своими обычаями и цивилизационными предпочтениями. Эти этнокультурные области складываются столетиями и часто живут гораздо дольше самих государств. Поэтому нельзя не учитывать эту специфику при построении внутренней политики - невнимание к ней приводит к неизбежному конфликту региональных интересов внутри самого государства. На вопросы РЖ отвечает историк, политолог, доцент Таврического Национального Университета Андрей Никифоров РЖ: Существует мнение, что территория Украины состоит из нескольких этнокультурных областей. Часто называют 5 зон: первая - Новороссия, Крым, вторая - левобережная Украина от Сум до Харькова, третья - правобережная Украина - от Киева до Винницы, четвертая - Прикарпатье, Галиция, Волынь, Ивано-Франковская обл., пятая зона - Закарпатье. А.Н.: Существуют различные принципы районирования, по которым Украина делится на отдельные зоны. И на три делят, и на 11 - в зависимости от избранного принципа. Я предпочитаю свой, который называю "культурно-историческим". Это близко к "этнокультурному", но не одно и то же. РЖ: Какие области вы могли бы выделить и чем обусловлено это разделение? Дайте пожалуйста их краткое описание (языковые, культурные особенности, разность в обычаях, цивилизационные предпочтения). Насколько это разделение заметно на территории современной Украины? А.Н.: В первом приближении культурно-историческое поле Украины расколото на две части - почти точно по Днепру. Очень рельефно это проявилось во втором туре президентских выборов 1994 г. Тогда олицетворением интеграции с Россией, борьбы с "прихватизацией", восстановления социальных гарантий был нынешний президент Леонид Кучма. Украина к востоку от Днепра проголосовала именно за него. И не важно, что потом оказалось, что никакой он не интегратор, да и лавры постсоветского Робин Гуда его не интересуют. Важно, что так думали в тот момент люди. Второе приближение дает следующую картину культурно-исторического районирования Украины: Западная зона с регионами: Галиция, Волынь, Северная Буковина; зона Новороссии с регионами: Северное Причерноморье, Крым с Севастополем, Слобожанщина; Правобережье; Малороссия (Среднее Приднепровье); Закарпатье. Последние три территории - отдельные культурно-исторические регионы. Правобережье - своего рода буфер между Западной зоной и Новороссией. Малороссия - историческое ядро Киевской Руси. Закарпатье - специфический регион, исконным населением которого является своеобразная восточнославянская этническая общность - подкарпатские русины. Как проявляются культурно-исторические различия сейчас? А возьмите электоральную карту любых парламентских выборов. При нехитрых операциях ментальные пласты, складывавшиеся веками, проступают очень отчетливо. Партии меняются: разочаровываются в одних, заставляют себя верить в другие - чтобы разочароваться потом... РЖ: Чем поддерживается целостность Украины? Некоторые считают, что разность настолько велика, что может при определенной ситуации (политическом кризисе) привести к распаду Украины на ряд областей. Насколько серьезны такие предположения? Какое влияние оказывают эти различия на политику и экономику страны? А.Н: Украина как политическая целостность держится на нескольких факторах: российском нефтегазовом транзите, русском языке (единственном понятном без усилий практически всему населению Украины), державной инерции - своего рода государственническом инстинкте, носителями которой являются, прежде всего, 11 млн. русских. Ну и еще, а точнее - в первую очередь, - на внешних договоренностях РФ, США и некоторых геополитических игроков послабее. Если эти внешние силы придут к соглашению о разделе Украины, дни существования независимого украинского государства в его современной конфигурации будут сочтены. Влияет ли этот культурно-исторический раскол на политику и экономику? Безусловно. Не случайно же украинская дипломатия приняла доктрину "многовекторности". Вот только разнонаправленные вектора одинаковой силы друг друга уравновешивают... Поэтому и топчемся на месте - между ЕС и ЕЭП. Точно так же и в национальной экономике: прыгнуть по-гайдаровски в рынок не дает Восток, пойти по "белорусскому варианту" не позволит Запад. А пока власть, выбирая экономическую доктрину, шарахается из стороны в сторону, все "подбирают" местные олигархи. Они не такие крутые, как российские. Но, что любопытно, свои "клубы по интересам" создают тоже по региональному принципу: там - "днепропетровские", здесь - "донецкие"... РЖ: И наконец, возможно ли формирование единого этнокультурного поля на территории Украины? А.Н.: Этническое поле Украины, в принципе, едино. Культурно-историческое - за исключением пяти-семи западных областей - в значительной степени тоже. Причем - единство это не замыкается в границах Украины. Оно шире: от Калининграда до Владивостока (кстати, и в Калининграде, и особенно - на Дальнем Востоке "украинцев" немало). Другое дело, что на это единство не опираются ни в Киеве, ни, кстати, в Москве. А оно - в признании факта существования единого восточнославянского народа (русского, если называть вещи своими именами), искусственно разделенного на "русских", "украинцев" и "белорусов", а теперь еще и расчлененного государственными границами. Беседу вела Ольга Шляхтина |