Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20040708_felis.html

Уйти, чтобы вернуться
Возможные сценарии продления полномочий Александра Лукашенко

Иван Фелистович

Дата публикации:  8 Июля 2004

Вот уже год, как в Белоруссии идет массированная кампания по восхвалению президента Александра Лукашенко и дискредитации его оппонентов. И даже отсутствие стоящих информационных поводов - не помеха для государственных пропагандистов. Вот дорогой Александр Григорьевич раскланивается со звездами "Славянского базара". Вот он посещает Чернобыльскую зону, обещает превратить неперспективные деревни в перспективные. В мундире с маршальскими погонами во время празднования Дня Независимости принимает парад военной техники и предостерегает Запад от вероятного нападения на Белоруссию.

Оппозиционеры, если и присутствуют в официальных СМИ, то либо как идейные последователи пособников Гитлера, либо как растлители малолетних ("документальные" фильмы, соответствующего содержания недавно продемонстрировали все белорусские телеканалы). Руководитель делегации Парламентской ассамблеи ОБСЕ Ута Цапф сообщает о подготовке к эфиру еще 20 подобных "шедевров". Никто при этом не связывает происходящее исключительно с грядущими в октябре парламентскими выборами.

Для обеспечения нужных результатов Лукашенко вполне достаточно действующего избирательного законодательства Белоруссии, фактически исключающего попадание оппозиции в Палату представителей Национального собрания. Наблюдатели едины во мнении, что подобным образом Лукашенко готовит пролонгацию собственных полномочий в условиях, когда президентский срок заканчивается в 2006 году, а Конституция запрещает занимать высокий пост более двух сроков подряд. Загадкой остается лишь то, какой из возможных вариантов этой самой пролонгации выберет Лукашенко.

Я вам, вы - мне

Самый "свежий" сценарий озвучили в мае текущего года депутаты ПП НС из группы "Республика" Валерий Фролов и Сергей Скребец. По их информации, возможность продления своих полномочий Лукашенко уже тайно обсуждает с двумя десятками нынешних парламентариев.

Якобы лояльные к главе государства депутаты готовят законопроект, согласно которому полномочия президента будут урезаны, а полномочия почти бесправного нынче парламента расширены. Расширены настолько, что он будет выбирать президента. Кто им должен стать, сомневаться не приходится - Александр Григорьевич Лукашенко. Разумеется, по словам "республиканцев", все эти двадцать человек войдут в новый состав ПП НС и станут его основой. Правда, назвать "заговорщиков" Фролов и Скребец не могут. Возможность претворения данного сценария минимальна в силу крайней подозрительности Лукашенко. Дело даже не в том, что президент сам сделал все, чтобы урезать до минимума возможности парламента? и замкнул на себе решение самых мелких проблем Белоруссии. Александр Григорьевич, наверное, в силу воспитания и жизненного опыта не доверяет самым близким и преданным ему людям.

Тут достаточно вспомнить о том, что бывший член команды кандидата в президенты Лукашенко и вице-премьер Виктор Гончар ушел в оппозицию, а затем бесследно исчез. Бывший представитель президента в парламенте Анатолий Лебедько уже долгое время возглавляет одну из самых влиятельных оппозиционных партий, а экс-глава управления делами президента Иван Титенков, сбежав от "патрона", иногда раздает разоблачающие его интервью. А ведь это те, кого в 1994 г. Лукашенко считал "в доску своими". А тут какие-то депутаты...

Тем более что последние в душе могут любить президента значительно меньше, нежели на словах. И для этого у них есть все основания: Лукашенко не раз подвергал работу парламента резкой критике, а подчиненные ему органы ни в грош не ставят депутатскую неприкосновенность. Да и риск получить полноту власти для нынешних "карманных" парламентариев слишком велик. Кроме того, на протяжении всех 10 лет нахождения у власти Александр Григорьевич тщательно оправдывал свои поступки волей народа и интересами государства. Очевидно, что при осуществлении президентом описанного сценария даже не политизированные в массе своей белорусы в разговорах о высшей целесообразности почувствуют фальшь и обнаружат личную выгоду Лукашенко.

Игры в отставку

Переломить свое недоверие к окружающим людям придется президенту и в случае реализации им варианта, названного белорусской оппозиционной прессой "I'LL BE BACK". Согласно ему Лукашенко ставит во главе правительства максимально преданного и надежного человека, а затем за несколько месяцев до президентских выборов уходит в отставку.

Учитывая ораторские способности Александра Григорьевича и любовь постсоветских лидеров копировать поведение друг друга не сложно представить, что именно он будет говорить. Мол, сделал все что мог, простите, если что не так, история оценит, правы ли были мои критики, даю дорогу молодым и талантливым. Обязанности президента принимает на себя премьер, оппозиция ликует и выставляет претендентами на высший пост заведомо непроходных кандидатов. Народ разочарован и впадает в апатию, ибо главным вопросом белорусской политики всегда было "Кто же, если не он?", а убедительного ответа на него никто так и не дал. И тут среди десятка "ветеранов демократического движения" и откровенно смешных персонажей появляется... Лукашенко.

Последний заявляет, что передумал уходить на пенсию. Мол и рад бы, но к власти рвутся политические авантюристы, страна опять на краю бездны, бросить родину в такой момент ему не позволяет совесть, и он надеется, что его знания, связи и опыт будут полезны родимой державе. Невозмутимый премьер посылает запрос в Конституционный суд на предмет законности выставления бывшим президентом своей кандидатуры. КС приходит к выводу, что в Основном законе говорится о двух полных сроках и... после всенародного голосования Лукашенко вновь въезжает в ненадолго покинутую резиденцию.

В пользу этой версии говорят только два факта. Действительно, отправка в отставку предыдущего правительства во главе с нерешительным Геннадием Новицким (за приписки в отчетности!) стала полной неожиданностью для наблюдателей. В реальность же выполнения поставленных перед нынешним правительством социально-экономических задач не верят, пожалуй, даже президентские сторонники. Случись что, и премьера Сергея Сидорского можно обвинить в чем угодно. Однако где гарантии того, что испытанный во многих политических кампаниях председатель Конституционного суда Григорий Василевич и на сей раз "сделает правильный выбор"? Тем более что в последнее время руководимый им орган уже принял несколько решений, заставивших недоумевать властные структуры.

Чрезвычайщина

Единственный очевидно законный способ для Лукашенко остаться у власти - это ввести в стране чрезвычайное положение. Согласно недавно появившемуся в Белоруссии закону, его срок может длиться не более 30 дней. Однако в случае, если в течение этого месяца цели ЧП не будут достигнуты, президент может его продлить своим указом на неопределенное количество времени.

Данный сценарий удержания власти в стране представляется наблюдателям самым фантастическим. Действительно, относительная стабильность и отсутствие войны представляются белорусским лидером как главное достижение его десятилетнего правления. Однако зачем в таком случае понадобилось принятие в спокойной стране упомянутого закона? (Уточним: белорусский парламент принимает любые законопроекты, подготовленные в "высших инстанциях".)

К чему Лукашенко понадобилось подписывать Директиву N 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины" и сопровождать это подписание экстренным обращением к народу? Зачем, наконец, президенту к месту и не к месту делать заявления подобные этим: "В этой суете, в тяжелой экономической ситуации, внешнеэкономической ситуации мы можем потерять страну. Вы видите, что происходит вокруг нашего государства, вы видите, что происходит с ценами на энергоносители. Если мы сами себя не подтянем и не покажем людям, как надо себя вести в этой экономической ситуации, мы не выживем". "Люди уже так расслабились: общество так расслабилось и думают, что это Лукашенко или кто-то за них будет определять их жизнь и нести их на руках. Так расслабились, что просто страшно становится. Люди не думают о своей жизни, люди не заботятся о себе, о своем здоровье. Это тоже очень опасная тенденция в нашем обществе. Слишком много вызовов, на которые мы вынуждены реагировать". Ответа на данные вопросы пока нет.

Навстречу народной воле

В своих публичных выступлениях Лукашенко не раз подчеркивал, что пойдет на продление собственных полномочий только в том случае, если его об этом попросит народ. Однако как озабоченным судьбой республики гражданам довести свое мнение до президента? А очень просто! По словам белорусского президента, "народные вече, наши пятилетние съезды" являются неотъемлемой чертой славян вообще и белорусов в частности.

И действительно, в решающий для родины час объявляется проведение Всебелорусского собрания. Там же президент выслушивал от избранных трудовыми коллективами делегатов напутствия в свой адрес. Там же принимались программы дальнейшего развития страны. И если прежде данные форумы воспринимались Лукашенко исключительно как PR-акция накануне очередных выборов, то почему бы не использовать ставшие традиционными собрания как механизм устранения мешающей статьи в Конституции?

Кто-то скажет, что это неприкрытое нарушение законодательства и "вече" не имеет никаких юридических полномочий. Однако Александра Григорьевича такие мелочи никогда особенно не смущали. (Вспомнить хотя бы заявления экс-председателя Конституционного суда Валерия Тихини о том, что к июлю 1996 года Лукашенко 18 раз преступил закон.) К тому же если Всебелорусскому собранию позволено принять программу развития страны на 5 лет, то почему нельзя "внести коррективы" в законодательство? Тем более что полного доверия к парламентариям, благодаря усилиям Лукашенко по их дискредитации, народ никогда не испытывал.

Главное - значительно растянуть во времени выдвижение кандидатов и создать иллюзию всеобщего участия в этом процессе. Но тут уж президентская вертикаль и подконтрольные главе государства СМИ сделают свое дело. Единственный минус данного сценария в том, что его придется реализовывать впервые, а первый блин, как известно, может получится комом. Для похода же ва-банк необходим старый испытанный способ с давно известным и отлаженным механизмом.

Бог любит троицу

Разумеется, речь идет о референдуме. Обсуждать описанные выше варианты заставляет лишь тот факт, что популярность Лукашенко в народе далеко не та, что в 1995 году, когда был проведен первый в независимой Белоруссии плебисцит. Значительно упал рейтинг президента и в сравнении с 1996 годом, когда в результате всенародного волеизъявления Александр Григорьевич не только избежал импичмента, но и впервые продлил свои полномочия. О том, какова нынче популярность президента (доверия не вызывают данные ни официальных, ни оппозиционных социологов), можно спорить.

Однако, судя по всему, и сам Александр Григорьевич настроен не так оптимистично, как государственные социологические службы. А потому медлит с принятием решения и в заявлениях на данную тему всячески темнит, оставляя себе пространство для будущего маневра.

В частности, еще 17 сентября 2002 года Лукашенко был достаточно категоричен: "Я пойду ясным и честным путем: референдум, изменения в Конституции и выборы". Далее, в феврале 2003 года, рассуждая на эту тему, осторожно замечает: "Я нигде не говорил, что буду баллотироваться на третий или пятый срок. Если будут приняты определенные решения и мне будет что-то предложено, то я буду думать... все нормы Конституции приняты народом, и ни Лукашенко - никому не позволено их менять". Рассматривает иные варианты или думает над их компиляцией?