Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Кто меньшевик - решит Минюст
Политика "усохла" потому, что партии на местах приватизировал бизнес

Дата публикации:  23 Июля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Партии в поисках причин

Анализу сложившейся политической ситуации, причинам сенсационного поражения еще недавно казавшихся достаточно прочными политических партий, а главное - их бессилию провести реорганизацию и наладить эффективную работу, будет посвящен не один фундаментальный труд историков и политологов.

Однако можно сразу указать на один важный момент, который, как показывает опыт, практически всегда остается без достаточного внимания со стороны комментаторов, современников и позднейших исследователей: положение в региональных организациях политических партий.

Основное внимание, как правило, уделяется лидерам политических партий и руководящим партийным органам, деятельность которых сосредоточена в столицах. Оно и понятно: лидеры партий являются, без сомнения, статусными лицами, которые заполняют информационное пространство, к тому же они выступают как собственники партийной идеологии - в отличие от регионального актива, который никому не интересен.

Последствия такого подхода сказываются довольно быстро. Создается впечатление, что партийная деятельность заключается лишь в деятельности вождей. Такое отношение постепенно складывается и в самих политических партиях - несмотря на то, что есть видимость активной работы с регионами в виде требований регулярных отчетов о проделанной работе и участия в реализации федеральных партийных проектов. В качестве возможной причины общей неудачи партии, неудовлетворительное положение в ее региональных организациях часто констатируется, но, как правило, детально не анализируется.

Однако политик федерального уровня, утративший благосклонность государственных структур и финансовых групп, может остаться в игре и пережить трудные времена только в том случае, если он может опереться на сеть прочных и готовых к жесткой политической борьбе региональных организаций. В противном случае о нем очень быстро забудут.

Причины слабости региональных структур российских партийных организаций состоят не в слабости лидеров, а в слабости партийных структур. Главной целью вновь образованных партий было показать федеральным властям свою значимость. Кроме известных финансовых и PR ресурсов, имевшихся в распоряжении вождей, наиболее эффективный способ этого достичь в кратчайшие сроки - покрыть страну сетью своих региональных организаций.

При этом критериями, по которым оценивалась их успешность, были: наличие финансовых ресурсов, численность и количество "своих" депутатов в местных законодательных органах власти и т.п. Идеальным вариантом считалось, если о своей поддержке партии заявит какой-либо глава местной администрации.

При создании местных партийных организаций центральные партийные органы пошли (и идут до сих пор) по пути наименьшего сопротивления. Федеральные партийные органы чаще всего приветствовали ситуации, когда созданием их региональных организаций начинали заниматься различные бизнес-структуры. Казалось, что разом решались все проблемы - появлялась готовая региональная организация, располагавшая денежными средствами, личным составом партийных "бойцов", кадрами функционеров и офисом.

Привычка любыми путями раздувать численность собственных рядов сохраняется в полной мере и сейчас. В качестве примера можно привести хотя бы высказывание лидера партии "Родина" Д.Рогозина, прозвучавшее на недавно прошедшем съезде, - Рогозин планирует увеличить численность своей партии с 30 до 100 тыс. При этом в партию готовы принимать выходцев из КПРФ, "Яблока" и "Единой России".

С созданными по описанному принципу региональными организациями все обстоит прекрасно только до тех пор, пока партиям не приходится противостоять действующим властным структурам. В последний выборный цикл неприятности начались именно тогда, когда интересы партий столкнулись во время выборов в Государственную Думу. Иначе говоря, когда руководители (это понимается в самом широком смысле) "Единой России" почувствовали себя в силах монополизировать политическое поле.

Столкнувшись с административным ресурсом и почувствовав, что последствия их политических амбиций плачевно скажутся на бизнесе, руководство региональных партийных организаций капитулировало перед региональными властями.

Созданные как ответвления бизнес-структур политические организации оказались абсолютно непригодными для решения своих непосредственных задач, как в рамках общепартийных программ, так и для работы в одномандатных округах по продвижению конкретных кандидатур.

Возникавшие в новых партийных организациях конфликтные ситуации разрешались московской верхушкой однозначно в пользу той стороны, которая располагала большими финансовыми возможностями. При этом суть конфликтов, как правило, серьезно не разбиралась. В партиях была уничтожена возможность свободного обмена мнениями, которое, по идее, должно было выявлять наиболее сильных функционеров, чтобы выдвигать их на руководящие должности, а также действительный балласт партии, от которого нужно избавляться.

Приватизация партий

Характерен пример Ростовской области - депрессивный дотационный регион с жесткой и авторитарной властью губернатора, но не входивший в приснопамятный красный пояс. В области действует шесть значимых политических партий: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, Яблоко, СПС, Родина (рогозинская), Российская партия жизни. "Единую Россию" можно оставить за скобками. Остаются еще шесть партий.

Ростовская РО СПС была создана на базе старой организации Демвыбора России: партия не отличалась особой активностью, когда ее возглавлял демократ первой волны Б.Титенко, но при нем сложилась достаточно работоспособная организация единомышленников, которая, несмотря на крайне неблагоприятные политические условия и недостаток денег, смогла получить на прошедших в 1999 году выборах в Государственную Думу 6%.

Летом 2003 года организация была "приватизирована" богатым таганрогским бизнесменом К.Подольским, предполагавшимся "эффективным менеджером". Первым шагом бизнесс-руководства стал разгон всего прежнего состава СПС - люди, многие из которых начинали участие в демократическом движении еще Советского Союза, были объявлены балластом. Взамен была создана организация согласно корпоративным нормам бизнес-структуры. Партийными функционерами были назначены сотрудники коммерческих структур, абсолютно некомпетентные в решении политических вопросов.

Момент истины наступил очень быстро. Некомпетентность таганрогских бизнес-политиков сказалась еще в 2002 году на выборах в ЗС Ростовской области, когда их кандидат, несмотря на очень дорогую кампанию, потерпел сокрушительное поражение. В то же время кандидат, на которого работала ростовская городская организация СПС, смог переломить мощь административного ресурса и при минимальных затратах победить одного из богатейших людей Ростова. Однако при поддержке федерального руководства СПС таганрогский бизнесмен возглавил всю ростовскую РО СПС: результатом стали менее 3 % на последних думских выборах.

По той же схеме создаются Ростовские региональные организации партий "Родина", ее работой руководит бизнесмен В.Чистяков, и "Партия возрождения России", которую возглавляет также бизнесмен В.Вовк. Единственное их отличие от СПС состоит в том, что эти организации создаются с чистого листа, без политических традиций, все остальное то же самое.

ЛДПР возглавляет бизнесмен М.Зейналабидов - пожалуй, он представляет счастливое исключение в ряду контролирующих политические организации представителей бизнес-элиты. Он полностью сохранил политическую структуру организации, политические методы работы и кадры функционеров. Результат - блестяще проведенные избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы и президента (в пользу Малышкина): максимальный результат при небольших, по сравнению с другими партиями, финансовых затратах.

Особняком стоят региональные организации КПРФ и "Яблока". Раньше ростовское "Яблоко" было достаточно мощной политической организацией, но сейчас, после перехода ее лидера М.Емельянова в ряды "Единой России", партийная организация осталась фактически без средств, которые мог находить Емельянов, избегая полного контроля над организацией со стороны бизнес-структур. Сейчас судьба ростовского "Яблока" фактически предрешена: ему предстоит либо исчезнуть с политической сцены, либо повторить путь ростовского СПС.

В ростовских организациях КПРФ наблюдается сближение с бизнес-структурами, однако, в силу опасений негативной реакции поддерживающих КПРФ избирателей, этот процесс замедлен, но он идет.

Партия и корпорация: столкновение организационных культур

Если обобщить региональный фактический материал, то можно выделить следующие характеристики методов, которые становятся определяющими в деятельности руководимых бизнесменами политических организаций.

(1) Жесткое единоначалие: если бизнесмен лично не возглавляет политическую организацию, то все равно ее формальный лидер не может решать никаких важных вопросов. Он лишен возможности быстро реагировать на меняющуюся обстановку и оперативно действовать.

(2) Интересы собственно политики в расчет не принимаются. Часто такие "политические" организации действуют вопреки политической логике. Политика должна лишь обслуживать бизнес владельца партии и подчинятся его интересам.

(3) Аппарат политических партий организован как офис бизнес-структуры, изначально не предназначенной для решения политических задач. Функционеры, работающие в такой партии, не имеют необходимых навыков и способностей.

(4) Отношение к членам и сторонникам партии, работа с которыми требует специального подхода, строится как с наемными рабочими, которые обязаны беспрекословно подчиняться работодателю и которых можно в любой момент уволить.

(5) Отсутствует критический обмен мнениями и дискуссии, которые должны быть основой внутренней жизни любой полноценной партии. Любые расходящиеся с официальной линией руководства мнения рассматриваются как нарушение корпоративной этики с соответствующими оргвыводами. Критически мыслящие члены партии и вообще те люди, которые приходят в партийную организацию, но не работают в принадлежащих ее руководству бизнес-структурах, рассматриваются как сомнительные элементы, и их стараются любыми путями отстранить от активной политической деятельности.

(6) Нет реального интереса к вопросам партийной программы и идеологии.

(7) Решения, касающиеся внутри партийной жизни, принимаются в закрытом порядке узким кругом лиц или единолично "лидером" региональной организации. Информация о партийной жизни абсолютно (за исключением куцых официальных отчетов) не доступна рядовым членам партии.

(8) Некомпетентность в решении политических вопросов, последствия которой не могут исправить даже нанятые со стороны специалисты в области политических технологий. Колоссальные финансовые затраты на проведение политических акций и организацию партийной работы обратно пропорциональны эффективности. Неспособность к работе в неблагоприятных политических условиях.

Бизнес, безусловно, не может быть изолирован от политики, и данный анализ касается тех случаев, когда бизнесмены начинают непосредственно руководить работой политических организаций. К сожалению, число таких организаций увеличивается в геометрической прогрессии.

Мировой опыт требует, чтобы политическая партия сохраняла хотя бы относительную независимость от бизнес-структур и действовала исходя из логики политической борьбы, выдвигая в качестве своих руководителей лиц, способных бороться даже вопреки здравому смыслу.

Сейчас, если смотреть из регионов на "московские" события, ситуация выглядит как пробежка по граблям. Повторяются буквально все указанные выше ошибки. Политики ищут причины своего поражения где угодно: от происков Кремля до глубин загадочной русской души, - иногда самокритично признавая некоторые ошибки в проведении PR кампаний; но практически никто из них не признал полный провал своей политики по отношению к регионам.

Руководители партий - неглупые люди, и, скорее всего, причины неудач партийного строительства нужно искать в том, что подавляющее большинство политиков не ставит перед собой цели добиться политической власти. На существующее положение вещей обиженно сетуют, но его не пытаются изменить, хотя какая правящая элита добровольно уступит свои господствующие позиции?

В итоге при слабых партиях и отсутствии реальной политической борьбы нет предпосылок для формирования полноценного гражданского общества. Политики не могут приучиться цивилизованно приходить к власти и расставаться с ней, о чем говорил даже президент страны, и высшим арбитром, к которому при решении внутренних конфликтов апеллируют даже представители "непримиримой оппозиции", является государство. Так что пока, кто меньшевик, а кто нет, - решает Минюст.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Храмчихин, Реформа в армии началась с отставок /22.07/
"Зачистка" силовых структур, устроенная президентом Путиным, стала важнейшим событием политического "межсезонья". В свете этого стало модно говорить об этих отставках как о начале большой перестройки Вооруженных Сил. Однако, скорее всего, эти разговоры беспочвенны.
Вадим Малкин, Завтра меритократа /22.07/
Развернувшаяся дискуссия вокруг "кризиса" и "смерти" либерализма и остра, и скучна. Но главную свою задачу она выполнила - обнажила идейную нищету нынешней российской политической мысли.
Успешное государство без единой нации /21.07/
Русский Журнал продолжает публикацию экспертных мнений об этнокультурном ландшафте Украины. Пока российское информационное пространство не имеет ясного представления об этом феномене, в сути которого √ понимание того, чем на сегодняшний день является ближайший сосед России.
Александр Бикбов, Французская мысль на экспорт /20.07/
Чтобы понять причины духовного лидерства Парижа в современной Европе, стоит обратиться к феномену французской философии, диктующей интеллектуальную моду во многих странах мира.
Борис Межуев, Революция Рейгана и ее наследники /19.07/
Дискуссия в среде консерваторов идет вокруг двух пунктов: экономической стратегии покойного президента и его внешнеполитического курса. Резкие повороты в обеих этих сферах и составили то, что часто именуют "революцией Рейгана".


предыдущая в начало следующая
Максим Васьков
Максим
ВАСЬКОВ
Аспирант кафедры Отечественной истории РГПУ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: