|
||
/ |
Убить КВН Дата публикации: 25 Августа 2004 Испортил хорошую вещь... "Мечты сбываются - и не сбываются", - пел кумир миллионов Юрий Антонов. А у меня в аэропорту Кеннеди как-то чуть не разорвалась сумка - я взял с собой на Восток Чужие издания если уж и передирать, то лучше всего частично, ну а если частично не хочется, а хочется только целиком, то по крайней мере нужно делать это осмысленно, содержательно - так, как былые революционеры подделывали паспорта. Однако если вас зовут Лев Самуилович Изаксон, а документ гласит, что вы Кузьма Иванович Неживой, жандармы схватят вас за бороду. Нечто подобное и здесь: журнал "Новый очевидец" Откуда все началось? Оригинальный New Yorker - символ того Манхэттена, о котором снят Однако на том месте, где в Америке было драматическое представление, в России начался разухабистый цирк, и на арену кубарем выкатились коверные. Редактором "Нового очевидца" стал профессиональный остроумец Сергей Мостовщиков, уже сделавший за два года до этого русский Village Voice не леворадикальным политизированным журналом, как оно есть в Сейчас, после выпуска двух номеров, можно точно определить целевую аудиторию "Нового очевидца". Это умственно отсталые люди. Ничего смешного, тоже вполне почетная таргет-группа - как раз в Америке, например. Правда, там для mentally disabled аудитории издается не "Нью-йоркер", а иные достойные издания, копированием которых С.Мостовщикову и следовало с самого начала заняться. Ведь в первых номерах "Очевидца" он предложил своим истинным читателям столько интересных материалов! Здесь и четко изложенная в вопросах и ответах история злодеяний Саддама Хусейна (такого рода тексты американские "освободительные" силы, должно быть, распространяют в Ираке напечатанными на листовках очень крупным кеглем), и познавательные "письма читателей" про мяукающих ворон, и куплеты некоего Разумеется, никакой политики в "Очевидце" быть не может. Точнее, там ее можно представить только в виде очередной жизнеутверждающей байки а-ля "Я шел по улице и насвистывал. Взглянув на крышу, я заметил падающую на меня сосульку. Должно быть, такова политика Путина". Иными словами, в этом журнале под абсолютным запретом находится смысл текста как таковой. Он не допускается нигде и ни в чем, ну а если уж какой-то автор сумеет написать полностью бессодержательное "юморное", с хитринкой, живинкой и веселинкой эссе о политике - честь ему и хвала, оно наверняка будет напечатано. Вообразим себе, к примеру, как выглядел бы в русском "Нью-йоркере" материал о происходящем в тюрьме "Абу-Грейб". "Я оказался в темном помещении без окон. Я испугался, потому что оно напомнило мне чулан в пионерлагере в 1982 году, куда меня запирала тетя Нюра за плохое поведение. Но здесь тети Нюры не было, а были какие-то смуглые раздетые мужчины, которые зачем-то сидели в узких клетках. Я спросил их, для чего они там сидят, но они ответили что-то на непонятном гортанном языке, совсем как мой сосед по лестничной клетке Вася, когда сильно напьется. Потом пришел американец и, улыбнувшись, сказал, что мне пора. Я попрощался и вышел. Странные люди иракцы. Зачем сидеть в клетке, когда у них солнышко светит так ярко! Вот у меня в Бибирево оно так никогда не светит". Есть, однако, в "Новом очевидце" и кое-что "не по основной теме". В частности, культурный блок, за которым, говорят, присматривает писатель Александр Кабаков. И здесь кончаются даже шутки юмора (область применения талантов Мостовщикова) - и начинается сводящая скулы, пыльно-мусорная скука. Рассказ вконец исписавшегося В.П.Аксенова, наихвалебнейший отзыв о Обнаруживаются в "Очевидце" и совсем уж ни в какие ворота не лезущие разножанровые экзерсисы. Вроде олимпийского (опять-таки) текста одного из аннибалов русского горе-либерализма Семена Новопрудского с сочным высказыванием: "Олимпиада во Владивостоке - вообще вау!" Или культурная афиша, в которой читателю рекомендуется пойти на спектакль режиссера Андрея Житинкина (боюсь, даже умственно отсталую аудиторию нельзя оскорблять такого рода приглашениями). Или абсолютно не смешные карикатуры. А вот сочинение Василия Голованова о возвращении в Россию иконы Казанской Богоматери; обратите внимание на нижеследующий пассаж оттуда: "Пусть эта вера наивна, как наивна с атеистической точки зрения любая вера. А мы, пройдя через семьдесят лет просвещенного атеизма, что обрели взамен? Попытку одну религию заменить религией коммунизма? Мавзолей, кремлевские звезды, памятник Ленину в каждом городе, пионерские галстуки и громадные портреты всенародно любимых членов политбюро на демонстрациях? Или же только страх и безмыслие сталинских времен, всеразъедающую иронию анекдотов брежневской поры и рвущееся в небо отчаяние Высоцкого: "И ни церковь, ни кабак - ничего не свято..." Вам не кажется, что подобная журналистика "рвалась в небо" в прогрессивном журнале "Сельская молодежь" году этак в 1990-м? Не пора ли ей упасть на землю и никогда более не подниматься? Ан Мостовщиков подобрал и это. И все-таки апофеоз бесстыдно-имбецильного кошмара - хвалебный материал о Сергее Владимировиче Михалкове. Сложно учинить подобное в 2004 году, даже будучи очень "модным" и очень глупым, даже если специально задаться целью придумать что-нибудь поистине мерзопакостное. Вот что пишет о Михалкове некая Наташа Афанасьева. "Он умеет отличать знание от мудрости, он терпелив и спокоен. Он умеет управлять некой Силой. Я думаю, что Сергей Владимирович действительно очень похож на Мастера Йоду из "Звездных войн". То есть, простите, на Классика из России". Вот так, чего уж там. Ну и сам Мастер Йода тоже откровенничает на славу: "Жить надо так, чтобы каждый вечер засыпать с чистой совестью... Я старался всем помогать... Синявский - спекулянт от литературы. - А Пастернак? - Бориса любил. Но он был действительно не прав..." Господи, стоило ли столько лет думать, что фильм ужасов окончен и что мы наконец вышли из кинозала, когда жутчайший из монстров благодушно вещает... по Первому каналу? В "Литературной газете"? Нет, в русском псевдо-"Нью-йоркере". Не Евгений ли свет Александрович Евтушенко ожидается в следующих номерах? Он, должно быть, наш Оби-ван Кеноби? Джедаи джедаями, только уж слишком противно. Главнейший урок из истории с "Очевидцем", помимо возможных исков американских юристов (об этом уже И раз нет в России ни "Нью-йоркера", ни "Виллидж войса", - чтобы противостоять деградации, нужно хотя бы уничтожать бешено ликующий вокруг нас КВН на доступной территории доступными средствами. Сжечь страницы, посыпать землицей, забыть.
|
|
|
||