Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Проблема Татарстана сквозь призму русской языковой картины мира
Опыт лингвистического моделирования

Дата публикации:  22 Сентября 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

От редакции. В ноябре 2003 года РЖ опубликовал программный манифест В.А.Найшуля и, несколько позднее, пояснения автора. Данная статья продолжает серию - демонстрацией способа переосмысления элементов российского государственного устройства через обращение к русскому политическому языку.

Методологическая преамбула

  •  Однородное экономическое пространство (рынок) - требует однородного пространства общественных норм - nation-state (национальное государство).
  •  Nation-state переводится на русский политический язык как Земля (русская, немецкая и др.). Об этом - в отдельных публикациях.

    Что означает Земля Русская?
    Это территория...
    •   ... действия русско-культурных норм,
    •   ... с укорененными на ней русскокультурными людьми, людьми Земли Русской,
    •   ... где возможно достижение политического консенсуса, основанного на русских культурных нормах.

    Аналогично, мы можем говорить о Земле Х (немецкой, английской и др.) и людях Земли Х.


    Языковое рассуждение о проблеме Татарстана

  •   В русской языковой картине мира современный Татарстан является:
  • - Землей Казанской
    - Землей Татарской
  •   В той же картине, исходя из семантической сочетаемости:
    - Земля Казанская - часть Земли Русской. < верно
    - Земля Татарская - часть Земли Русской. < неверно
  •   На территории Татарстана проживают:
    - люди Земли Казанской, которые являются и людьми Земли Русской.
    - люди Земли Татарской, не являющиеся людьми Земли Русской.

    Культурологический комментарий. Наличие Земли Казанской и ее принадлежность Земле Русской подтверждается ее святынями и преданиями, в частности собором святых: Варсонофия, Германа и Гурия, в Земле Казанской просиявших, и знаменитой Казанской иконой Божией Матери.
    Методологический комментарий. Мы не рассматриваем другие этнокультурные группы, проживающие на территории Татарстана, а также границы Казанской и Татарской Земель.

    Выводы


  •   Современный Татарстан должен иметь сложный государственный статус, поскольку в нем действуют два суверена:
    - Земля Казанская, с людьми Земли Казанской,
    - Земля Татарская, с людьми Земли Татарской,
    Он может именоваться Землей Казанско-Татарской и Землей Татарско-Казанской (равноценных наименования).
  •   Политическая воля Земли Татарской исходит непосредственно от людей Земли Татарской.
  •   Политическая воля Земля Казанской, как части Земли Русской, исходит как непосредственно от людей Земли Казанской, так и от людей Земли Русской в целом.

    Политологический комментарий. В силу своего географического положения и двойного государственного статуса Земля Казанско-Татарская /Татарско-Казанская должна быть связана вечными договорами с Землей Русской и не являться субъектом международного права.

    Гражданские права (следствие)

  •   Люди Земли Татарской не имеют ни прав, ни обязанностей людей Земли Русской, в т.ч. не служат в русской армии и не платят русских налогов.
  •   Люди Земли Казанской имеют и права, и обязанности людей Земли Русской.
  •   Люди Земли Казанской (как и люди Земли Русской) не имеют ни прав, ни обязанностей людей Земли Татарской.

    В Земле Казанско-Татарской /Татарско-Казанской (следствие)

  •   все законы должны быть одобрены одновременно и людьми Земли Татарской, и людьми Земли Казанской.
  •   действуют только собственные законы и вечные договора с Землей Русской.
  •   политическая воля Земли Русской имеет приоритет над политической волей Земли Казанской в силу принятого в нашей политической культуре единства Земли Русской.

    Выгодное экономико-политическое положение Казанско-Татарской /Татарско-Казанской Земли

  •   Эта Земля не имеет ни внешней политики, ни армии, и, следовательно, не несет расходов по собственной обороне.
  •   Она может быстро и оперативно менять свое законодательство.
  •   Люди Земли Татарской не платят Русской Земле вообще никаких налогов.
  •   Люди Земли Русской платят Русской Земле только общерусские налоги с физических лиц.

    Экономический комментарий. Земля Казанско-Татарская /Татарско-Казанская должна иметь единый таможенный режим с Русской Землей и не иметь собственных таможенных границ.
    Культурологический комментарий. В отношении внутреннего устройства Земля Казанско-Татарская /Татарско-Казанская чем-то напоминает красочно описанную страну Ордрусь ("Орда-Русь") из современного популярного романа "Дело незалежных дервишей" Х. ван Зайчика.

    Политические коалиции вокруг Казанско-Татарской /Татарско-Казанской Земли

    Общий дизайн

  •   Российская Федерация должна стать договорной федерацией Земли Русской и нерусских Земель (все они, возможно, будут иметь свой дизайн).
  •   Земля Русская слагается из русских Земель (Московской, Казанской, Сибирской...) и краев Земель. (Рассмотрение этого устройства - в отдельных публикациях).

    Политологический комментарий 1. Наличие в составе России неразделимых русских и нерусских земель означает, что она не может быть превращена в культурно-однородное государство, и потому в политологическом смысле должна быть империей: "совокупностью государств, управляемых из единого центра".
    Политологический комментарий 2. Культурная однородность позволит усилить экономическую и политическую эффективность Земли Русской.
    Методологический комментарий. Понятие Земли является краеугольным при решении проблем межэтнических отношений в Российской Федерации.

    Заключение
    Обращение к русской языковой картине мира может продуцировать интересные подходы к решению российских государственных проблем.


  • поставить закладкупоставить закладку
    написать отзывнаписать отзыв


    Предыдущие публикации:
    МЕДИА: Реформа власти в контексте терактов /21.09/
    Когда люди комментируют событие, их интересует, в сущности, не оно само. Они ищут возможность встроить событие в свою картину мира - или, что то же самое, применить ее инструментарий для объяснения события.
    Владимир Каганский, Пострегионализация /27.09/
    Прежняя картина монолитов-регионов стремительно разъедается, на фоне блочно-региональной структуры возникает новый мозаичный рисунок, резчайше увеличивается дифференциация социально-экономического статуса мест и территорий. Этот процесс имеет и позитивные, и негативные стороны.
    Михаил Кордонский, Бармалей-666 /20.09/
    Мы не наняты ни американским империализмом, ни исламским фундаментализмом, и на нас, если придерживаться внутреннего локуса контроля, не действует каббала тибетских мудрецов, зашифрованная в 25 кадре телерекламы. Мы все по уши в коррупции.
    Никита Гараджа, Теперь это называется "консерватизмом" /20.09/
    Русская беда с идеологиями - никогда не знаешь, какой сегодняшний "изм" окажется эхом какого из вчерашних. Вот и консерваторы вдруг заговорили о политическом прагматизме, дословно повторяя тезис политических подонков начала 90-х годов о многочисленных нахлебниках на теле России.
    Владимир Каганский, Россия: инверсии советского пространства /20.09/
    По роли в экономике, обществе и политике нынешний топливно-энергетический сектор заменил советский военно-промышленный комплекс. Теперь связность и сложность пространства страны формируются не сочетанием "КПСС + ВПК", а сочетанием "Власть + ТЭК".


    предыдущая в начало следующая
    Виталий Найшуль
    Виталий
    НАЙШУЛЬ
    Директор Института национальной модели экономики
    URL

    Поиск
     
     искать:

    архив колонки: