Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20041014.html

Указ о введении свободомыслия в России
Гражданское общество должна создать власть при помощи ветеранов силовых структур

В.И. Редюхин

Дата публикации:  14 Октября 2004

1. Запад есть Запад, Восток есть Восток... Есть и Россия, которую не понять русским умом, не объять российским сознанием, зажатым между восточной "точкой медитации", позволяющей строить любые замкнутые миры, и открытым западным реальным "пространством" векторов личностного самоопределения.

Российская модель общественного сознания и социального менталитета, расположенная между "точкой" и "пространством", может олицетворяться отрезком вертикальной прямой: находясь внизу этого отрезка, русский человек молитвенно обращен хоть куда-нибудь вверх с сакраментальным вопросом Чернышевского "Что делать?", а добравшись и взгромоздившись на самый верх вертикали, грозно вопрошает низы вслед за Герценом - "Кто виноват?". Других вопросов при таком устройстве сознания и возникнуть не может...

Мы исторически, при общенациональных социальных катастрофах, предпочитаем "соборность" - всенародный сход под стяг или хоругвь, вертикаль чьей-то сильной власти для борьбы с общим поименованным врагом. Власти, даже пусть и инородной, но клятвенно обещающей обеспечить общий порядок. Вот и призываем в регионы варягов и викингов извне: "Приходите и княжите нами".

Почему так произошло - остается только гадать. То ли сказался бескрайний ландшафт наших российских степей и равнин, так и подмывающий вытянуться на цыпочках и заглянуть за горизонт, побежать туда сломя голову, не обращая внимания на почву, по которой ступаешь, и на то, что ломаешь в своем стремительном завоевательном беге. То ли сыграл свою роль родовой тотем русских, изображенный на гербах многих российских городов, вольный медведь-шатун, в зиму вовремя не залегший спать в берлогу, а теперь вставший на дыбы и не смотрящий под ноги. Чтобы под ноги смотрел, дров не наломал, к земле ближе был - нужно его оседлать и поставить на четыре лапы. Французскому лису не требуется на зиму впадать в спячку, он всегда, в силу своего физического устройства зрения, может обозреть пространство вокруг себя по всем направлениям.

Может быть, это - последствия противоречий между оседлым и кочевым укладами жизни наших русских и западных предков? Этой жаждой освоения новых пространств Русь всегда резко отличалась от свойственного Западу стремления обустроить уже имеющиеся пространства для быта, комфортной повседневной жизни. Обуянное стремление ввысь трансформировалось в гигантоманию не только плотин, поворотов рек, поднятия целины, КамАЗов и Бамов, но и катастроф. Как техногенных, так и социальных тоже: "поэт в России больше чем поэт" легко узнаваемо в - "депутат в России больше, чем депутат", "бандит в России больше, чем бандит" и т.д.

Может, это заложено в разном понимании Бога? Если в западных конфессиях Бог представлен и в окружающем внешнем, и во внутреннем мире человека, то в ортодоксальных учениях православной церкви Бог находится вне человека. Глаза русского народа молитвенно обращены ввысь с мольбой о вожделенном откровении смысла и предназначения. Кто-то (кажется, Сергей Чернышев) писал, что работа без смысла для русского - каторга, ну а если смысл снизошел, то тогда это уже не работа, а героический подвиг во имя смысла. Поэтому русский человек никогда не работает в западном понимании работы. Во всем и всегда смысл ищет, но не там, где он его потерял, а под фонарем - где удобнее и привычнее.

Или же сыграло свою трагическую роль православное ортодоксальное христианство...

2. Не важно... Важно, что так оно в массовом порядке почему-то есть и отрицать это сложно.

Попробуем из двух сконструировать третий возможный всероссийский вопрос: "А КТО делать-то может..., хочет..., должен..., будет...?" Делать сегодня, "здесь и теперь, для...". Иван кивает на Петра, а Петр кивает... Да куда заблагорассудится, но только не на себя. Народ - на государство, государство - на бизнес, бизнес - на общество... "Делать" некогда или невозможно... Все заняты - воруют все, кто может, что может и как может ... И все это - у самих себя и внутри государства - идет собственности перераспределение...

Власть - это доступ к ресурсам или их перераспределению. Безответственное слабое государство сегодня - не власть... А по Конституции в России народовластие. Народ вроде пока еще есть, криминального социума хоть отбавляй, а вот общества нет...

Зато есть война... Против терроризма... Не очень понятно, что это такое и кто это - но очередная война объявлена публично и всенародно. Война, которая всегда в истории спасала Россию, периодически доходящую до крайностей своей парадоксальности. Режим с обострением...

Устроенному по сетевым принципам терроризму может противостоять только устроенная по сетевым же принципам сила. Иначе бесполезно бить тонкой тростью кучу расползающихся муравьев, или махать ею в надежде разогнать рой жалящей мошкары.

Такой силой могло бы стать гражданское сообщество. Но его в России сегодня нет. Как нет и сформировавшихся местных сообществ на локальных территориях. Есть зачатки разной степени зрелости профессиональных сообществ, национально-этнических, религиозно-конфессиональных, общественно-гражданских, сообществ по интересам: садоводов-огородников и рыболовов-спортсменов... Но между собой и эти сообщества не только не взаимодействуют, но и конкурируют в борьбе за ресурсы сверху и знаки внимания любой власти: административной, бизнеса, западных фондов, СМИ, национальных и региональных элит, вплоть до криминала.

Ну, нет в России гражданского общества, и старые упования на его выращивание "снизу" не работают. Надо прекратить тщетные попытки выращивания гражданского общества по примеру западного - "стричь и поливать триста лет, как английский газон", или восточного, где столетиями существует понятие "махаля" - решающее и значимое для всех слово старейшин рода.

3. В 1978 году в Женеве в рамках МОТ и ООН принята Конвенция по правам государственных служащих - об общественных организациях государственных служащих. Таким образом, на западе государственные служащие включены в систему гражданского общества.

В 1968 году при взрывоопасной ситуации со студенческими волнениями Правительство Франции выбрало и начало финансировать 15 общественных организаций по разным направлениям, которые и упорядочили другие общественные организации.

Способом создания в России нового гражданского общества может стать опора на общественные организации "государевых людей", как уже не работающих, так и работающих в органах государственной власти. Их главная задача и национальная миссия - создать в России сетевое гражданское общество нового типа, противостоящее терроризму, но толерантное к "своим". (Толерантность - это утрата иммунитета к защите и агрессии)

Первым шагом может стать принцип отбора участников в общественную палату при Президенте: "не только грамотно советую, но и имею разветвленную региональную сеть, чтобы превратить принятые на Палате решения в действие".

Такой опорой могут стать общественные организации ветеранов МВД, ФСБ, прокуратуры. Если их функции (сегодня, как правило - хозяйственные и финансовые для поддержки своих членов) расширить за счет функций просвещения и социального проектирования.

И создать при этих организациях общественные приемные для юридического и другого консультирования населения и молодежные клубы, нацеленные на активизацию социального творчества населения, преодоление пассивности граждан.

4. Молодежь - та часть населения, которая может дать толчок к активности других жителей локальной территории. Но к этому социальному творчеству саму молодежь еще надо принудить, используя личные побуждения (заработки, повышение статуса, карьера, приобретение жилья...) для вмешательства (на Западе употребляют еще более жесткую формулировку - "интервенции") в изменение ситуации в регионе, для повышения качества жизни, социально-экономическое развитие территории. Эти цели сформулированы Президентом РФ: борьба с бедностью, удвоение ВВП, повышение качества жизни, совершенствование армии и борьба с терроризмом.

Для того чтобы современная молодежь стала фактором социально-экономического развития России, действенным средством повышения гражданской и деловой активности населения, она сама должна:

- стать образцом нравственного патриотического отношения к малой и большой Родине, быть готовой прийти на помощь нуждающимся, искренне и безвозмездно отдать свой труд на благо людей и своей малой и большой Родины;

- овладеть знаниями, умениями и навыками работы по специальности, для того чтобы профессионально удовлетворять потребности жителей своей территории;

- научиться грамотно управлять производственно-промышленными, социально-политическими, культурно-образовательными, национально-этническими, финансово-экономическими и другими процессами в регионе.

5. Для этого необходимо, не уповая на ведомственные интересы системы образования, не способной преодолеть оторванность нынешней школы от социума, усилить через создаваемые сегодня при школах попечительские и управляющие Советы влияние на систему образования общественных организаций силовых структур, восстановить практику шефствования над школами.

Совместными усилиями "государевых людей" и педагогов, средствами образования, воспитания, обучения и развития необходимо помочь молодежи:

- перейти от позиции обывателя к позиции общественника и гражданина: "Помогая другим - помогаешь себе!"

- стать не только специалистом в предметной области, но и профессионалом, удовлетворяющим потребности социума: "Отдавая другим - получаешь сам!"

- быть в будущем не только хорошим администратором-руководителем, но и управленцем - проектировщиком и организатором: "Содействуя развитию других, развиваешься сам!"

Лишь в случае реализации воспитывающей, обучающей и развивающей цели профессионального образования молодежи можно надеяться на социальное творчество как на фактор социально-экономического развития России.

Воспитывающая цель подготовки к социальному творчеству состоит в предъявлении молодежи образцов самоотверженного служения отечеству, представленных в прошлом российского народа, а также в необходимости найти в настоящем и поддержать в будущем такие качества, как взаимовыручка, волонтерство, безвозмездный труд на благо других. Начинать нужно с помощи другим, пытаясь посильно помочь людям, находящимся в проблемной ситуации.

Но чтобы отдавать - необходимо иметь то, что можно отдать - для этого нужно произвести инвентаризацию того содержания образования, которое через учебные планы и программы получают школьники и студенты: насколько оно способствует их реальной социализации на территориях по месту жительства, есть ли в нем необходимые составляющие, востребованные сегодня на селе?

Третьей, наиболее трудной составляющей является подготовка будущих управленцев, способных организовать описанную выше работу по подготовке к социальному творчеству. Для этого уже сегодня молодежь должна иметь представление о социальном, социально-образовательном и социально-экономическом проектировании, проектном управлении и стратегическом планировании.

6. Но прежде необходимо сами общественные организации силовиков обучить и подготовить к такого типа деятельности. В противном случае существует опасность навсегда структурировать ситуацию так, что ростки социального творчества задохнутся в атмосфере казармы, и человек уйдет в себя, потупит голову, подобно чеховскому мужику, отвинтившему гайку на железнодорожных путях, и продолжит совершенствовать способы жить в государстве "вне государства", не надеясь ни на кого, но ища способы обмануть и прожить за счет кого-то.

Во всем нужна мера и новый профессионализм.

Опыт обучения персоналий и организаций такой работе у ряда существующих организаций имеется. Администрации Президента можно было бы провести среди них тендер на создание соответствующих программ, обучающих сотрудников и руководство общественных организаций силовых структур (ООСС), и концепций формирования гражданского общества посредством создания организаций государственных служащих в соответствии с российскими и международными актами.

Вывод парадоксальный: свободу в России необходимо создавать силовыми средствами, принудительно и немедленно.