Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Снова о законе и благодати
Авторитаризм и "гражданская религия"

Дата публикации:  15 Октября 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

В либерально-гуманистическом государстве реализуется "идея закона как того, что превосходит политическую выгоду и человеческое желание"1. Источник закона - внечеловеческая реальность, т.е., по сути, сакральный порядок, связь с которым поддерживается посредством культа - "скрижали завета". Поэтому социальная организованность проистекает не из политической власти и принудительной природы закона, а из культа, через который постоянно воспроизводится и восстанавливается причастность чему-то потустороннему. Закон всегда - даже в контексте современной секулярной культуры - санкционируется сверхъестественными инстанциями.

Правовое государство означает первостепенность культа закона, который может рассматриваться в качестве основного элемента гражданской религии. Циклический характер гражданский праздников - не что иное, как государственное священнодействие. Современное сознание воспринимает "архаические" культы как нечто диковинное, полагая, что наличная общественная жизнь вполне рациональна и избавлена от любых признаков сверхъестественного - однако каждый человек в той или иной степени принужден участвовать в гражданских ритуалах. Последние освящают механизмы власти и санкционируют их легитимность.

Конституция - библия гражданской религии. Ее жрецы - знатоки права, которые контролируют судебную систему и осуществляют связь между миром профанным и сакральным. Их высшая каста - судьи конституционного суда - наделены абсолютным знанием ритуала и церемониальных порядков жизни гражданского общества. Государственные праздники (дни конституции, независимости и т.д.) обрастают ритуалами, связанными с почитанием священных предметов (государственная символика), "гражданских святых", пантеона героев. Все это доказывает, что разумных и законных оснований для поддержания культа в современном обществе недостаточно.

Центральный культ гражданской религии, освящающий властные отношения господства и подчинения, реализуется через ритуал всеобщих выборов. Здесь не только жрецы, но и весь демос в определенный момент оказывается в сфере сакрального.

Зачастую полагают, что процедура выборов предельно ритуализирована только в тоталитарных обществах, в том смысле, что выборы там ничего не решают и являются всего лишь (sic!) исполнением ритуала. Это неверное представление. Дело в том, что в тоталитарном государстве, где преобладает харизматический тип господства, центр тяжести гражданского ритуала переносится из сферы выборов в сферу почитания персонализированного выразителя властных полномочий - диктатора. В то время как в демократических обществах выборы в гораздо большей степени ритуализированы, ибо именно в них сконцентрирован культ гражданской религии.

На прошлых президентских выборах в США миру было явлено все "техническое" несовершенство американских избирательных механизмов. И всенародного плебисцита там не обеспечивается, и с бюллетенями полная чехарда, и подсчитывают их как-то странно... Но как только Альберт Гор позволил себе публично усомниться в справедливости результатов выборов, намекнув на несовершенство избирательной системы, он был немедленно затоптан всей американской элитой (как республиканской, так и демократической) и, если бы продолжал упорствовать, то - чем черт ни шутит - был бы, наверное, объявлен врагом американского народа. Сейчас же компания JibJab в своих всемирно известных предвыборных мультиках изображает Гора бомжом, сидящим возле мусорной урны - и он, наверное, должен думать, что могло быть и хуже.

Об этом читаем у социального психолога С.Московичи: "реставрация запрета на критику всегда и везде является признаком легитимности традиционной - или, если угодно, догматической, которая защищает от времени все, что харизматический вождь создал вневременного"2. Ведь в данном случае дело вовсе не в совершенстве или несовершенстве механизмов избирательного законодательства, а в защите от посягательств на святыню гражданского ритуала, созданного "отцами нации" (Вашингтон, Джефферсон, Линкольн). Соответственно, выигрывает выборы не тот, кто потенциально может набрать больше голосов (если он вдруг окажется "не таким", его затопчут элиты, т.е. жрецы - как какого-нибудь Никсона с Уотергейтом). Победителем становится тот, кто наилучшим образом исполнил ритуальное действие, т.к. "архетип "отца нации", проявляющийся в мифологизации американских президентов, служит как легитимизацией последних, так и подтверждением избранности народа"3. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на то, какими глазами американское общество смотрело теледебаты Буш-Керри - вопрос стоял один: "кто больше похож на моего президента?"

У нас в перестроечные времена любили порассуждать о том, как у них там на Западе гражданское общество отделено от государства. Мол, благодаря верховенству закона нет никакой разницы, кто конкретно находится у власти. И что гражданин в принципе свободен от участия в политической жизни. Сейчас ясно, что подобный правовой позитивизм имеет мало общего с реальностью.

Когда на последних выборах в Европарламент большинство граждан новоиспеченных стран-членов Евросоюза с "тоталитарным" прошлым, проигнорировали выборы, все схватились за головы. Ведь был проигнорирован центральный ритуал гражданской религии, без исполнения которого легитимность режима - в данном случае уже не национального, а имперского, страсбургско-брюссельского - ставится под сомнение. Не случайно после этих выборов воспряли евроскептики.

Точно так же и в США абсолютное большинство граждан обязано участвовать в избирательной процедуре (смотреть дебаты, ходить на митинги и т.д.). Характерно, как та же компания JibJab (частная, любительская и т.п.), прославившаяся своим первым мультиком с откровенным издевательством над обоими главными кандидатами, сразу вслед за ним выпустило мобилизационную агитку с одним-единственным месседжем: "приди на выборы!" В противном случае ритуал не будет исполнен, и само существование общества окажется в опасности.

Что-то глубоко архаичное проглядывает за современными культами гражданской религии. Власть закона втягивает огромные массы людей в свой культ, обращая все стороны нашей жизни в политику. С.Московичи подчеркивает, что "нет ничего более далекого от субъективных и аффективных начал, чем <...> режим, который требует от нас подчинения не людям, но законам"4. Рецидив языческого идолопоклонства обнаруживает себя за светлым фасадом правового государства. "Теснится человечество в ярме закона"5, говорит митрополит Илларион о ветхозаветных временах. А ведь когда-то и мы знали, что "уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами"6.

Из законнического идолопоклонства проистекает страх перед авторитаризмом и харизматическим типом господства. Харизматический лидер покушается не на сложившейся порядок вещей, а на сферу сакрального, что влечет за собой поистине тектонические сдвиги в жизни общества. И это действительно страшно - а потому лишь изредка случается в истории.

Время харизматических лидеров наступает тогда, когда власть, на уровне "фасада" и традиций вроде бы есть, но энергии на ее осуществление повсеместно не хватает. Иными словами, культ умер, власть нелегитимна, отсутствует воля к исполнению принятых решений и перестают действовать мобилизационные механизмы. Поэтому нагнетание страстей вокруг опасности авторитаризма, массовая истерия со слоганом "это страшно!", есть не что иное, как оборотная сторона жажды обрести власть, почувствовать, наконец, насилие со стороны авторитета, испытать ощущение тотального единения в сакральном, связь с которым была утрачена. В восстановлении такой связи и состоит миссия авторитета - законодателя новой гражданской религии.

Харизматичский лидер устанавливает законы не по произволу, но исходя из высшей, надчеловеческой санкции. Именно он в силу своих личных качеств, религиозного фанатизма, веры в правое дело прорывается в область сакрального. Таких людей особенно чтят: "храм Линкольна и Вашингтона, мавзолей Ленина, Пантеон в Париже"7. Благодаря им господство закона преобразуется в свободу творческой экспансии человека.

Осознавая это - в том числе и как факт истории собственной страны - вдвойне трудно жить во власти законников и фарисеев ХХI столетия. Современное российское государство - нечто очень неопределенное и странное. У него нет "отцов" (один только "дедушка" с теннисной ракеткой наперевес), нет религии, нет культа. У такого государства не может быть будущего. Его гражданские ритуалы - с чужого плеча. Для продления своего существования оно облачается в одежды из секонд-хэнда, как и положено убогим. У него все либо чужое, либо наспех сшитое из подобранных где-то драных лоскутков - флаг, гимн, правовая система, ценности и т.д., вплоть до расхожей клички - "эта страна".

Может быть, все не так плохо, скажете вы? Но почему тогда нас так яростно призывают бояться авторитаризма, прихода харизматического лидера, прозревшего истину? Почему нужно отказаться от высшей правды, уповая на догматическую легальность буквы закона? Любопытно, что особо рьяно защищают ее как раз те, кто некогда благополучно проадюльтерил так ненавистную сегодня тоталитарную систему.

По Максу Веберу, "легитимность политического порядка измеряется верой в него тех, кто подчинен его господству". Из этого, впрочем, понятно лишь, что если законность нынешнего государства под вопросом, то уж точно не могут ее восстановить заклинания про правовое самосознание, гражданское общество и тому подобная требуха. Но ведь поди нынче назови вещи своими именами: враги не дремлют, законники правят бал, рыщут в глухой злобе и жажде распять пророка. Потому как не положено.

Примечания:


Вернуться1
Доусон К.Г. Религия и культура. - СПб., 2000. - С. 208.


Вернуться2
Московичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998. - С. 311.


Вернуться3
Легойда В. Религиозность в безрелигиозную эпоху // Альфа и омега. - М, 2000. - # 4, С.351.


Вернуться4
Московичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998 - С. 312.


Вернуться5
Илларион, митрополит Киевский Слово о законе и благодати // Златоструй. Древняя Русь. Х-ХIII вв. - М., 1990. - С. 109.


Вернуться6
Там же. - С. 114.


Вернуться7
Московичи С. Машина, творящая богов. - М., 1998. - С. 314.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
В.И. Редюхин, Указ о введении свободомыслия в России /14.10/
Надо прекратить тщетные попытки выращивания гражданского общества по примеру западного - "стричь и поливать триста лет, как английский газон". Свободу в России необходимо создавать силовыми средствами, принудительно и немедленно.
Владимир Малкин, Демократ Лукашенко и диктатор Путин /14.10/
Кремлевским аналитикам тяжело признать, что проведение реформ по белорусскому образцу явилось бы демократическим способом сохранения единства России и постсоветского пространства. Ведь тогда им придется признать обоснованными и претензии белорусов на равный статус в Союзе.
Алексей Чадаев, Казус Аушева /14.10/
Если Беслан был сплошным неотмирным ужасом, то почти все, что началось после него, оказалось стократно тухлой коммунальной безнадегой. Лишь усиленной так и не прошедшим с начала сентября ощущением холодка и темноты за краем пропасти.
Максим Жаров, Пропустить ход /13.10/
Среди комментарийных интернет-СМИ тоже идет конкурентная борьба, и практически такая же, как на телевизионном рынке. Однако зачастую оказывается, что едва ли не самая успешная конкурентная стратегия - в какой-то момент отказаться от участия в бесконечных тараканьих бегах.
Никита Гараджа, Деррида умер /12.10/
Изобретатель половины слов из почти анекдотического сегодня постмодернистского словаря, Деррида всё же не экзотичен, не заморская диковинка. Он понятен и нужен нам. "Деррида - великий русский философ" - иронично констатировал один из авторов Живого Журнала, комментируя обилие откликов на его смерть в русской Сети.


предыдущая в начало следующая
Никита Гараджа
Никита
ГАРАДЖА
кандидат философских наук, МГУ
garadja@yandex.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: