Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Не обязательно трубы и квадратные метры
Дата публикации:  20 Октября 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Очень часто во время выступлений перед разными аудиториями - и жителями, и лидерами ТОС (территориального общественного самоуправления - ред.) и жилищного движения, и работниками муниципалитетов - мне задают два вопроса:

╚Вы всем этим занимаетесь в свободное от работы время?╩ и
╚Разве на Западе ( в Канаде, Швеции, Англии, Германии, Италии, США и т.д.) есть жилищные проблемы? Есть ТОСы?

Я, почти оправдываясь, говорю, что занимаюсь этим и только этим! уже более 15 лет, что проблемы защиты жилищных прав, участия жителей в улучшении своей среды проживания, развитие соседских сообществ, создание локальных организаций жителей, их взаимодействие (а также борьба, признание и совместные партнерские проекты) является предметом серьезных научных исследований, многочисленных национальных и международных научных проектов, десятков конференций во всех уголках земного шара! Что эти темы стали предметом моей докторской диссертации совсем не случайно, и я продолжаю исследования каждый свой день, взаимодействуя с учеными десятков университетов, получая информацию от международных, национальных, локальных организациях жителей, в том числе и из разных уголков России┘

Ответ на второй вопрос я сама получила когда-то от известного ученого, признанного специалиста по жилищной проблематике, профессора Колумбийского университета Питера Маркузе во время моего первого еще в 1991 г. участия в конференции Европейской Сети исследователей жилищных проблем в Осло. Питер сказал примерно следующее: ╚Нет предела требованиям людей к качеству своего жилья. И жилищные проблемы есть во всех странах. Однако, если в странах Восточной Европы (в том числе и в России) жилищные проблемы √ это трубы и квадратные метры, то в странах Запада √ это Права и Обязанности (и жителей, и домовладельцев)!╩.

Формула проблемы

╚Жилищная проблема╩ является одним из самых фундаментальных понятий, аккумулирующим понимание качества жилой среды и лежащим в основе жилищной политики, в основе активности жилищного движения. Жилищная проблема отдельного человека чаще всего формулируется на основе сугубо субъективного восприятия им своих жилищных условий, удовлетворенность ими. Этот субъективный подход не всегда совпадает с формулировками ╚жилищных проблем муниципалитета╩ или ╚жилищных проблем страны╩ или ╚жилищных проблем той или иной группы населения╩.

Термин ╚жилищная проблема╩ имеет разное содержание, толкование и критерии в разные периоды истории и в разных странах, серьезно трансформируется и не является однозначным.

Современная западная социология оперирует четырьмя основными показателями, которые свидетельствуют о наличии жилищной проблемы. Это проблемы национального уровня, которые требуют разработки национальной жилищной политики. Среди выделенных критериев были указаны следующие:

  • проживание населения в жилище, не соответствующем минимальному стандарту качества, ╥
  • наличие бездомных, ╥
  • перенаселенность жилищ, ╥
  • вынужденное проживание в жилище, обременительном по стоимости.

    В современной отечественной теории жилищная проблема также привязана к стандартам и толкуется как ╚несоответствие условий жизни населения жилищному стандарту╩

    Сам по себе высокий стандарт, достигнутый в странах Западной Европы, и разработанный механизм его достижения, все равно не гарантируют от жилищных проблем. Когда говорят или думают о жилищной сфере на Западе, то просто забывают или отметают тот круг проблем, с которыми повседневно сталкиваются многие жители этих стран.

    Исследования среди экспертов Международной сети исследователей жилищных проблем показали, что для многих высокоразвитых стран уже не стоит вопрос обеспечения жильем. Например, в Швеции на 1 человека приходится в среднем 46 метров жилого фонда. С точки зрения жилищных стандартов, базирующихся на количестве квадратных метров, приходящихся на одного человека, проблем нет. Но значит ли это, что в Швеции на самом деле нет жилищных проблем? Напротив, поднимая планку своих требований к жилищному стандарту, общество острее воспринимает проблемы качества жилья. Для Швеции, в частности, остро стоит вопрос ╚больных домов╩ (ill houses), под которыми понимают дома с повышенной влажностью. Такие проблемы существуют и во многих других странах, но высокие шведские жилищные стандарты диктует здесь большую требовательность, большее внимание общества к проблеме, более активные усилия по решению проблемы .

    Вопрос качества жилья выходит на первый план практически во всех странах. Всего двадцать лет назад определить "качественное жилье" было совсем не трудно: речь шла только о размерах жилья и минимальных санитарных удобствах. Сегодня же развитые страны включают в понятие "качества" не только необычайно высокие критерии комфорта самого жилья, но разрабатывают новую жилищную концепцию. В частности, она включает в само понятие ⌠качества■:

    а) непосредственное окружение (жилую среду всего дома, в т.ч. его расположение);
    б) качество услуг - начиная от качества текущего ремонта и содержания коммунального домового хозяйства до обеспечения иных, не связанных с содержанием дома, услуг для различных групп населения, (больных, ограниченных в своем передвижении лиц и пр.).

    Для целого ряда развитых стран в конце ХХ века жилищный вопрос не стоит в национальном масштабе. Там существует "жилищная проблема отдельных групп населения": это проблемы жилья для молодежи или разведенных людей, стариков или больных СПИДом, некоторых этнических групп (например, цыган в Испании). По-прежнему, остро стоят проблемы взаимодействия квартиросъемщиков и домовладельцев. В самые последние годы в связи с переходом большой части муниципального жилого фонда в руки частных компаний и социальных домовладельцев (например, в Англии и Швеции), эти взаимоотношения еще более обострились. Исследования 90-х годов артикулируют вопросы понятия ╚социального жилища╩, роли государства в их предоставлении и содержании. Здесь жилищные вопросы уходят в более широкий контекст социальной политики государств .

    В последние несколько лет во многих европейских странах и в международных организациях остро стал дебатироваться вопрос о ╚жилищных╚ последствиях проблем глобализации, в том числе процесса создания Европейского союза, новых межнациональных конфликтов, трудовых миграций и прочих процессов, которые далеко выходят за рамки отдельных стран, и резко обостряют жилищные проблемы. Открытость границ Европейского союза ╚потянула за собой╩ острые жилищные проблемы, требующие дальнейшей разработки блока ╚защитных╩ механизмов, в том числе и законодательных, которые стоят на повестке дня таких мощных международных организаций, как ХАБИТАТ (HABITAT International Coalition)

    В любом обществе постоянно трансформируется социальное содержание жилищной проблемы. Если еще несколько лет тому назад для всех стран Восточной Европы ключевой жилищной проблемой была его объективная нехватка, и все эти страны шли по пути экстенсивного решения проблемы, возводя огромные многоквартирные здания, но мало поднимали вопрос о содержании жилого фонда или о бездомности, то сегодня для всех стран Восточной Европы наиболее острыми и типичными являются проблемы качества жилого фонда, вернее удручающее (и все ухудшающееся) состояние существующего жилого фонда. Среди острых типичных проблем называют:

  • недостаточность средств и собственников, и потребителей на содержание муниципального жилого фонда
  • появление уже не скрытой, а вполне видимой бездомности
  • быстрый рост численности получателей жилищных поcобий

    Анализ причин возникновения и способов решения этих жилищных проблем в странах Восточной Европы выходит за рамки данной статьи, тем не менее, необходимо отметить, что одним из путей их решения считают развитие рыночных отношений и изменение государственной социальной и жилищной политики, направленной на перенос основных расходов по многим жилищным программам на самих потребителей жилья, при одновременном создании адекватной системы социальной поддержки социально незащищенных групп населения.

    Можно говорить, что для всех стран характерно определенное саморазвитие жилищной проблемы. Оно показывает, что решение жилищной проблемы вообще √ это процесс, связанный с движением, саморазвитием и изменением самой жилищной проблемы.

    Переводя вышесказанное на язык тезисов, можно сформулировать всё это так. Нет таких стран и таких муниципалитетов, у которых хватало бы средств на содержание своего муниципального (чаще всего "социального") жилья. Везде идет поиск методов снижения расходов на содержание жилья. Всегда, практически везде отношения жителя и домовладельца конфликты. Везде идет поиск моделей вовлечения жителей и взаимодействия с жителями.

    Поиски решений

    Этим летом прошла огромная жилищная конференция ╚Достойное и доступное жильё для всех: исследования, политика, практика╩ (Adequate and affordable HOUSING FOR ALL), которая была организована Международной социологической Ассоциацией (International Sociological Association ) и всемирно известным Центром Городских и Соседских исследований (Centre for Urban and Community Studies) Университета Торонто.
    В ней приняли участие около 400 ученых из 56 стран мира. Доклады и секции были сконцентрированы вокруг следующих основных вопросов:

    1. Дискриминация, социальное включение и социальная интеграция
    2. Бездомность: реальность, возможности, действия
    3. Здания, здоровье, среда
    4. Жилье для пожилых людей
    5. Дизайн жилищ, потребности жителей, проблемы адаптации
    6. Жилищные рынки, жилищные финансы, обеспечение жильем
    7. Жилищные потребности, бедность
    8. Жилищная политика, социальные жилищные программы
    9. Обеспечение жильем : домовладение и доступность жилья
    10. Микрорайоны: устойчивые соседские сообщества, возрождение и усиление
    11. Неолиберальная жилищная политика и изменение жилищных систем
    12. Дифференциация жителей, мобильность и удовлетворенность
    13. Борьба за выживание: неформальные поселения, городская реконструкция, защита от выселения
    14. Городское управление, гражданское общество и инновации

        Помимо обсуждения докладов значимую часть конференции составили научные экскурсии, которые знакомили с реальным опытом различных организаций г.Торонто. Мне посчастливилось познакомиться с опытом жилищной корпорации ⌠Toronto Community Housing■ (TCH), которую можно охарактеризовать как ╚социального домовладельца╩, потому что этой организации муниципалитет Торонто поручил управлять своим социальным жильем.

        Социальное жилье появилось в Канаде в 1950 году и предназначалось
        для людей с низкими доходами или специальными потребностями. Как утверждали руководители корпорации: ╚Бедное население никогда не сможет получить жилье ╚на рынке╩. Временное жилье не решает проблему, потому что люди не становятся богаче, и в стране все больше иммигрантов╩. До 1975 года была тенденция реализовывать большие проекты √ огромные социальные дома на огромной территории, которые со временем становились кварталами трущоб.

        К 1975 году сформировалось движение в защиту микрорайонов (neighborhood protection movement ) Изменилась философия социального жилья √ от больших проектов √ к маленьким, возникло понятие и реальная практика смешанных микрорайонов (Mix housing neighborhoods).

        Сейчас TCH обслуживает 60 тысяч квартир, в которых проживает 165 тысяч человек (это примерно 6% всего жилого фонда Торонто). Получить квартиру в домах TCH могут люди с относительно низкими доходами, и их квартплата не может составлять более 50 % их семейного дохода. Для корпорации √ содержание и обслуживание этого жилого фонда√ это неприбыльный бизнес.

        Одна из основных проблем корпорации √ сохранность жилого фонда, повышение его престижности, улучшение всего социального микроклимата на территории. Решение этой задачи корпорация видит в грамотном взаимодействии со своими жителями. Поэтому была разработана специальная программа по вовлечению жителей в процесс принятия решений относительно их домов и территорий.

        Весь их жилой фонд разбит на 27 community housing units CHU √ соседских жилищных единиц (служб), в которых помимо людей, занятых собственно содержанием и ремонтом зданий, работают специальные соседские менеджеры (community manager), чья работа непосредственно связана с жителями, и именно они работают с Советами Жителей (избираемыми жителями, никаких денег за это не получающими!)

        Все это требует детального изучения и рассказа, потому что тот интерес, который управляющая компания (TCH), проявляет к вопросам взаимодействия с жителями , изучению их мнения, вовлечению их в свой конкурс социальных проектов, в регулярное обсуждение с представителями жителей вопросов, которые волнуют жителей и саму компанию, кажется мне чрезвычайно интересным. (Особенно в свете совсем недавнего постановления Правительства Москвы по поддержке властью и управляющими компаниями (как частными, так и муниципальными, которыми по сути являются ДЕЗы) таких общественных организаций жителей, как Домкомы). Как заявляют канадские специалисты √ ╚Участие жителей √ это шаг к гражданству (гражданственности)!╩, а ╚чувство причастности меняет отношение к своему жилью╩ и ╚мы движемся от патерналистской модели √ к партнерству╩.

        Визит в Канаду дал много удивительных впечатлений, где одно из самых ярких √ посещение Соседских Центров, которые есть практически во всех микрорайонах города, (вполне сопоставимых по характеру своей деятельности с нашими Центами ТОС в таких городах, как Пермь), а главное, то уважение, которое проявляет к ним городская власть! Поразило учреждение ╚Дня Соседских Центров╩ и специальное Послание Мэра города в его честь

        Канадские впечатления о посещении различных Соседских Центров (специально построенных или расположенных в торговом Центре, в старой церкви, которая ╚потеснилась╩ и участвует в различных проектах центра), о той действительно разнообразной работе различных общественных организаций и волонтерских групп, дополнились впечатлениями о фандрайзинговом обеде, который давал Соседский Центр, чтобы собрать средства на обучение в университете своих молодых активистов (чтобы ребята получили специальности психологов и социологов), и собрал более 50 тысяч канадских долларов (будет послано 5 выпускников школ, которым рукоплескали жители этого микрорайона, отмечая их волонтерскую работу с младшими подростками!).

        А еще через неделю все эти темы были позже дополнены обсуждениями вопросов ╚Соседского участия╩ уже на Европейской жилищной конференции в Кембридже, где была проведена специальная сессия ╚Жилищное движение и участие жителей╩, собравшее ученых из многих Европейских стран.

        Еще через месяц в Бирмингеме отмечали 10-летие интереснейшей английской организации Tenant Participation Advisory Service √ которая помогает взаимодействию квартиросъемщиков и домовладельцев в Англии, и чьи роскошные материалы, написанные ╚простым английским языком╩, полезны в России, также как и в других городах и странах. Одним из главных ╚гостей╩ этой конференции был Международный Союз Квартиросъемщиков, членом которого мы до сих пор НЕ ЯВЛЯЕМСЯ! (В отличие от Чехии, Польши, Эстонии┘)


  • поставить закладкупоставить закладку
    написать отзывнаписать отзыв


    Предыдущие публикации:
    Ярослав Бутаков, Пойти на Север или погибнуть /20.10/
    У неискушённого читателя создавалось впечатление, будто на севере Канады и в Аляске вообще нет постоянного населения, и вся геологическая разведка, добыча руд, нефти и газа ведётся там только летом. Однако это уже не так.
    Украинская кампания как битва за Москву /18.10/
    Демонстративный отказ России от игры на реинтеграцию Украины парадоксальным образом привел не к ослаблению, а к усилению российского присутствия в украинской политике - по принципу "от противного". Украина стала полем, на котором антипутинская оппозиция бросила вызов Кремлю.
    Иван Климов, Что стоит за цифрами рейтингов /18.10/
    Недостаточно мерить желание голосовать, явку, доверие, оценки и т.п. - формальные, в сущности, вещи. Главное - ответить на вопрос "почему". Почему люди так думают? Что является основанием для их симпатий или антипатий - политических, социальных, экономических?
    Владимир Каганский, Парадоксы местного самоуправления /18.10/
    Идущая фрагментарно, включая реформирование ЖКХ, городская реформа основывается на институциональных руинах советского времени - и фикциях. Реформа неведомого с неизвестным результатом.
    Никита Гараджа, Снова о законе и благодати /15.10/
    Ядро гражданской религии - ритуал всеобщих выборов. Их выигрывает не тот, кто потенциально может набрать больше голосов, а тот, кто наилучшим образом исполняет ритуальное действие - слияние с архетипом "отца нации". Чтобы это понять, достаточно посмотреть теледебаты Буш-Керри.


    предыдущая в начало следующая
    Елена Шомина
    Елена
    ШОМИНА

    Поиск
     
     искать:

    архив колонки: