Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Борьба масок
Дата публикации:  22 Октября 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Известный американский политолог Збигнев Бжезинский, возможно, не шутил, когда не так давно говорил, что украинское общество с точки зрения развития в нем демократических свобод весьма отличается от других постсоветских обществ √ в частности, от того же российского.

В самом деле: в России ни разу не проводилось президентских выборов, исход которых был бы неизвестен заранее. Даже когда некоторым наблюдателям на Западе, казалось, что утративший популярность и больной Борис Ельцин может уступить Геннадию Зюганову, в самой России политическая и олигархическая элита использовала коммунистического лидера для сплочения вокруг Ельцина и недопущения альтернатив┘

О выборах Путина, условия для победы которого были предусмотрительно созданы заблаговременно, я уже и не говорю┘
Украинские выборы √ это всегда интрига. В 1991 году, впрочем, было ясно, что Леонид Кравчук выиграет выборы, а у лидера Народного Руха Вячеслава Чорновила нет шансов возглавить только что провозглашенное государство. И все же Чорновил √ даже при всей его внесистемности и вненоменклатурности √ был серьезным противником и не был пугалом, как Зюганов.

В 1994 году до последней минуты не было ясно, кто победит √ Леонид Кравчук или Леонид Кучма, даже при подведении итогов голосования был момент, когда потерявшего власть Кравчука поздравляли с победой┘

Наконец, в 1999 году победа Леонида Кучмы была, казалось бы, предопределена, но для того, чтобы выборы пошли по российскому сценарию и действовавший президент оказался во втором туре вместе с коммунистическим кандидатом, власти пришлось приложить неимоверные аппаратные усилия по нейтрализации оппозиционных кандидатов √ знаменитой ╚каневской четверки╩.
Выборы 2004 года больше напоминают 1994 год, чем 1999-й. Действующий президент в них не участвует, все его политические проекты и расчеты проваливаются, а шансы двух основных кандидатов √ главы правительства Виктора Януковича, провозглашенного кандидатом партии власти, и бывшего премьер-министра Виктора Ющенко, возглавляющего оппозиционный блок ╚Наша Украина╩, практически равны. И, скорее всего, имя нового президента Украины мы узнаем только наутро после второго тура голосования.
Для понимания особенностей предвыборной кампании в Украине необходимо учитывать весьма важное обстоятельство, также серьезно отличающее украинские выборы от российских. А именно то, что среди основных претендентов на пост главы государства нет преемника Леонида Кучмы. За десять лет пребывания на посту президента Кучме так и не удалось этого преемника отыскать и вырастить. Янукович, являющийся кандидатом власти, символизирует собой некие аппаратные договоренности, но отнюдь не является действительно близким к главе государства человеком. Прежде всего потому, что практически вся его политическая карьера связана с донецким кланом √ автономной региональной группировкой, издавна соперничающей в борьбе за власть и собственность с днепропетровцами и президентской семьей.

Пока Кучма занимает президентский кабинет, он еще может претендовать на роль арбитра во взаимоотношениях соперников, но лишившись власти, он превратится просто в руководителя влиятельного, но отнюдь не способного подмять под себя других клана. Именно поэтому никакой особой личной заинтересованности у Кучмы и его ближайшего окружения в победе Януковича нет √ при определенных условиях семья президента вполне может найти общий язык и с оппозиционером Ющенко.

Единственная важная цель, которую преследовал президент √ это ослабить полномочия любого будущего президента путем проведения крайне противоречивой конституционной реформы. Но одновременно люди из ближайшего окружения Кучмы занялись перехватом собственности у союзников президента, надеясь успеть еще до непредсказуемых президентских выборов. И в результате развалили и без того шаткое проправительственное большинство в Верховной Раде. Так что никакой реформы, судя по всему, не будет, и новый президент Украины будет обладать всеми полномочиями своего предшественника.
Если президенту не так уж важна победа Януковича, то почему ему не удалось найти общий язык с Ющенко, который, при отсутствии альтернативного кандидата от власти, легко побеждал на выборах? Ответ на этот вопрос √ как раз в отсутствии межкланового согласия. Ющенко так и не удалось стать компромиссной кандидатурой для всех соперничающих группировок. Он не вызывает аллергии у президентской семьи и у тех же ╚донецких╩, представителем которых является Янукович, но зато является непримиримым оппонентом группировки главы администрации президента Виктора Медведчука.

Медведчуку удалось за время своего пребывания в администрации расставить своих протеже на многие ключевых должности в центре и на местах и продемонстрировать полную неразборчивость в средствах при проведении предвыборных кампаний √ то, каким образом он пытался поставить своего человека во главе мэрии в закарпатском Мукачеве, стало поводом не только для внутриукраинского, но и для международного скандала. Но, учитывая близость Медведчука к Кучме и его кадровый и медиаресурсный потенциал, с его мнением относительно кандидата от партии власти нельзя было не считаться при нахождении согласия околопрезидентских группировок.

При этом и поддержал глава администрации премьера не сразу, предприняв вначале несколько безуспешных попыток отправить его в отставку, а потом попытался провести конституционную реформу и ограничить президентские полномочия. Опять-таки безуспешно. Но фактор Медведчука в выборе кандидата, которого решила поддержать власть, нельзя не учитывать.

К тому же необходимо отметить крайне настороженное отношение к Ющенко в России. В Кремле бывшего премьера считают прозападным кандидатом, а Януковича √ кандидатом пророссийским. Определенную роль в формировании такого имиджа сыграл тот же Медведчук, несколько раз обсуждавший будущие выборы с Владимиром Путиным и своими коллегами в президентской администрации Александром Волошиным (до отставки последнего) и Дмитрием Медведевым.
Однако важно предостеречь от чрезмерной идеологизации украинских выборов. И Россия, и Запад делают одну и ту же ошибку, воспринимая украинские выборы в привычных для себя категориях. В Украине сегодня мы не наблюдаем противостояния между демократическим и номенклатурным кандидатом, между кандидатом прозападным и пророссийским, между представителем Запада и представителем Востока страны.

То, что мы видим √ эта борьба двух номенклатурных группировок. Одна из этих группировок √ донецкая √ старается расширить свою власть до масштабов страны, используя к тому же потенциал других кланов, не желающих прихода к власти Ющенко. Другая группировка включает в себя политиков и предпринимателей, не сумевших укрепиться за десятилетие режима Кучмы √ или не поверивших в возможность продолжения этого режима после ухода президента. Эта группировка, разумеется, старается оттеснить от власти своих более удачливых противников.

И при этом √ что самое интересное √ донецкая группа вовсе не является ее врагом, на ее собственность и ее территорию бизнесмены, поддерживающие Ющенко, в общем, не претендуют. Зато у кланов, которые сегодня вынуждены поддержать Януковича, могут возникнуть проблемы в случае победы Ющенко. И √ добавим мы √ в случае победы Януковича тоже: никто не сказал, что укрепившись, Янукович будет считаться с интересами попутчиков поневоле┘
Разумеется, оба кандидата вряд ли хотели бы выходить с объяснением своих властных намерений к электорату. Поэтому тут уже начинает работать привычная для постсоветского пространства комедия масок. Ющенко, работавший практически все время правления Кучмы главой Национального банка страны и назначенный премьер-министром после отнюдь не безупречной победы своего политического ╚отца╩ (так сам Ющенко называл Кучму) на выборах 1999 года, внезапно оказывается оппозиционером, демократом, проамериканским и антироссийским. И это при том, что все это время глава украинских демократов без устали призывает вывести из Ирака украинских миротворцев, объясняя это тем, что нельзя ради Ирака жертвовать украинской демократией. Янукович, представляющий клан, интересы которого подразумевают вытеснение агрессивного российского капитала за пределы Украины и ослабление возможностей президентской семьи, оказывается выдвиженцем власти, преемником Кучмы, пророссийским и антиамериканским. При этом и он √ но мягче, чем Ющенко √ говорит о необходимости если не вывести, то хотя бы уменьшить миротворческий контингент┘

На Ираке я останавливаюсь так подробно только потому, что украинское общество как раз относится к присутствию контингента крайне негативно. И мы видим, как оба претендента стараются потакать его настроениям. И так не только с Ираком. Мы являемся свидетелями двух популистских предвыборных кампаний, по содержанию которых вовсе нельзя судить какой будет Украина при Ющенко или при Януковиче. Но при этом √действительно √ Ющенко в своей роли имеет стабильный рейтинг на Западе страны, Янукович √ на Востоке и реальная борьба идет за центр, живущий скорее экономическими, а не политическими интересами.
Тут сотрудничество с Медведчуком и его российские связи могут оказать Януковичу медвежью услугу. Наблюдатели уже сейчас замечают: позиционирование хозяйственника Януковича как пророссийского политика приводит к значительному ослаблению позиций премьера в центральных областях. Нельзя сказать, что там Россию не любят √ скорее, к ней просто равнодушны, а от будущего президента ждут конкретных экономических посулов.
То, какой будет Украина после победы того или иного кандидата √ это уже вопрос, вообще к президентским выборам не имеющий особого отношения. Но рискну предположить, что в стране мало что изменится в любом случае. Система номенклатурного управления, подразумевающая консенсус соперничающих группировок при игнорировании интересов самого государства и общества, останется неизменной в любом случае. Разве что поменяются местами власть и оппозиция, при этом многие люди, находящиеся во власти сейчас, так в ней и останутся, а многие оппозиционеры так и останутся в оппозиции. Никто ведь сегодня не удивляется, что предвыборной кампанией Ющенко руководят бывший ближайший соратник Медведчука Александр Зинченко, не так давно рассорившийся с родной группировкой, и бывший представитель Кучмы в парламенте Роман Бессмертный. Оба этих человека внесли немалый вклад в победу Кучмы в 1999 году и утверждении режима.

И подобные метаморфозы продолжатся √ и при Ющенко, и при Януковиче. Никто из кандидатов не будет антизападным президентом Украины √ исключительно от самого Запада зависит, как он будет воспринимать новую администрацию и насколько серьезной будет его интеграция с этой новой администрацией. Украина в гораздо большей степени, чем Россия и Беларусь, подвержена внешним влияниям и √ если на то будет желание Запада, вполне возможно, что уже при первом сроке преемника Леонида Кучмы она присоединится к Североатлантическому союзу, что поставит точку в разговорах о ╚российской сфере влияния╩ на Востоке Европы. Но вместе с тем никто из кандидатов после победы не будет настроен антироссийски. Это уж только сам Кремль может решить, будет ли он воспринимать Ющенко как антироссийского президента √ и в этом случае уже не Украина, а Россия возьмет курс на сворачивание отношений (впрочем, весьма сомнительно, что так произойдет) или Януковича как президента пророссийского √ и в этом случае Москву ожидает жестокое разочарование.

Но самое главное √ ни один из победителей на выборах, даже при сохранении номенклатурного стиля правления страной, не сможет изменить направленность вектора политического развития этого государства. Пусть даже это развитие происходит медленнее, чем в других частях Европы, пускай оно связано с общественным равнодушием и элитным цинизмом, пускай мы наблюдаем постоянные внешнеполитические колебания и все же само направление √ на Запад, а не на Восток √ уже не изменится при любом исходе предстоящего голосования.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Авраам Шмулевич, После сионизма /22.10/
Если здание прогнило до основания - невозможно до бесконечности латать крышу. В конце концов, его придется капитально отремонтировать, а то и вовсе разобрать. Такая перестройка во все времена называлась "революцией".
Дмитрий Юрьев, Вариант Путина против варианта Саакашвили /21.10/
Долгий опыт взаимодействия с Кучмой дал нам повод предостерегать власть от однозначного выбора: дескать, вы поддержите такого-то кандидата, а он вас кинет. Да, разумеется, "кинет"! Но альтернатива этому - не "более удобный" партнер, а отсутствие партнера.
Никита Гараджа, Черчилль как президент России /21.10/
Там, где господствуют интересы, человек человеку волк. Объединять волков призван интерес национальный, который-де и поведет стаю за добычей. Но, подняв на знамя интерес, нация неизбежно превращается в стаю шакалов, довольствующуюся падалью на полях чужих сражений.
Георгий Любарский, Ниточка из клубка /21.10/
"Тренировка по истории" - книга, которая абсолютно не дает ответов и окончательного понимания. Спорно каждое слово, каждая мысль. И не только для читателя - для Гефтера его собственные слова спорны в момент произнесения.
Алексей Чадаев, Новый историзм /21.10/
Невозможно создать социальный и тем более политический язык, не имея языка исторического. До тех пор, пока не будет сдан в утиль язык ярлыков, при помощи которого мы оперируем с историей, невозможно восстановление преемственности государственного строительства в России.

отзывы владельцев Патриот

предыдущая в начало следующая
Виталий Портников
Виталий
ПОРТНИКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: