Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20041112.html

Гражданское общество: местное и импортное
Чтобы работать эффективно, гражданские организации должны жить "на свои"

Яна Амелина

Дата публикации:  12 Ноября 2004

Опыт президентских и парламентских выборов, прошедших на постсоветском пространстве в течение последних месяцев, показывает, что гражданское общество - во всяком случае, организации, призванные следить за прозрачностью и демократичностью избирательной кампании, - ставят перед собой совершенно разные цели. Их разнообразие определяется не только источниками финансирования - хотя, конечно, кто платит, тот и музыку заказывает. Важны различия в идеологии различных "гражданских обществ" и понимании ими своего места в жизни всего "общества" своего государства.

Честные выборы за 19 тысяч рублей

Деятельность созданной в феврале нынешнего года на базе сухумского Центра гуманитарных программ Лиги "За честные выборы" существенно повлияла на ход первых в истории непризнанной республики альтернативных президентских выборов, прошедших 3 октября. Целью организации было наблюдение за соблюдением закона в ходе избирательного процесса со стороны всех его субъектов. "Выборы были демократическими, прозрачными, альтернативными и соответствовали международным стандартам, - заметил исполнительный директор ЦГП Батал Кобахия. - Кандидат от власти имел больше шансов, чем председатель Народной партии Якуб Лакоба (маргинальный политический деятель, набравший менее процента голосов избирателей), но это нормально и отражает реальную ситуацию в Абхазии".

Наблюдатели Лиги находились на 43 (из 185) избирательных участках в течение всего дня голосования и вели периодический мониторинг ситуации еще на 12, в том числе в проблемном Гале. Помимо них, на участках присутствовали и наблюдатели от штабов кандидатов в президенты, в особенности двух основных соперников - кандидата власти, бывшего премьера Рауля Хаджимба и оппозиционера, генерального директора госкомпании "Черноморэнерго" Сергея Багапш. Разъяснительная работа Лиги и наличие наблюдателей практически на всех участках не позволило применить административный ресурс. По общему мнению, президентские выборы завершились с результатами, близкими к реальности. Почти никто, за исключением самых рьяных сторонников проигравшего Хаджимбы, не ставит под сомнение общие итоги голосования - победу оппозиции.

Сделаны и практические выводы. Наблюдая за ходом избирательного процесса Лига, по словам Кобахия, сформулировала ряд замечаний к избирательному законодательству и в дальнейшем будет настаивать на том, чтобы они были учтены. "Оно не должно быть отдано на откуп только депутатам", - считает один из организаторов Лиги, директор государственного информационного агентства "Апсны-пресс" Манана Гургулия. Первоочередной мерой называет реформу законодательства и исполнительный директор Сухумского отделения фонда Сороса, председатель Национальной комиссии по правам человека Республики Абхазия Вахтанг Хагба. В Абхазии, в отличие от многих других государств, фонд Сороса не имел отношения к финансированию Лиги избирателей. "Мы не поддерживаем ни одну партию или религиозную организацию, хотя есть те, кто хотел бы обвинить нас в поддержке того или иного общественного движения", - говорит правозащитник. Хагба особо подчеркнул, что вопрос о распределении грантов решается без консультаций с Тбилиси.

"Если бы была нормальная обстановка, мы могли бы подключиться к сотрудничеству с Лигой "За честные выборы", - заметил он за месяц до президентских выборов. Однако, по словам Батала Кобахия, за все время существования Сухумского отделения фонда Сороса (а действует он с 2001 г.) ни ЦГП, ни Лига избирателей ни разу не обращались к нему за грантами. "Мы отказались от возможного финансирования Лиги со стороны каких бы то ни было фондов, действующих как в Абхазии, так и за рубежом, - подчеркнул он. - Собирали собственные деньги. Около 19 тысяч рублей ушли на изготовление и установку в Сухуме одного баннера-рекламы Лиги, и на издание выборки законов и других наглядных материалов, которые мы раздали на избирательных участках и в окружных комиссиях, а также в штабах всех пяти кандидатов. Кроме того, деньги пошли на бензин - главным образом, в день выборов. Штабы кандидатов были готовы частично оплатить наши расходы, но мы отказались. Остальные ресурсы - сложение имеющихся: это наши головы и опыт, компьютеры, ризограф и маленький ксерокс. Разумеется, если бы у нас было больше ресурсов, мы смогли бы набрать волонтеров на все 185 участков, но это был наш выбор, и никто не может нас в этом упрекнуть".

Лига провела два семинара по непартийному наблюдению, в которых, помимо субъектов абхазского избирательного процесса, участвовали коллеги из Бишкека и Киева. "Мы оказали сухумцам методическую поддержку, ознакомили с технологией организации наблюдения, но о финансовой помощи с нашей стороны речь, безусловно, не шла", - пояснил руководитель аналитического отдела Всеукраинской общественной организации "Комитет избирателей Украины" Александр Черненко.

В отличие от представителей ряда украинских НПО, замечавших нарушения только в отношении оппозиционного кандидата Виктора Ющенко, в Абхазии сумели избегнуть подобного соблазна. На протяжении всего избирательного процесса активисты "За честные выборы" уходили от оценок, которых постоянно требовали от них представители то одной, то другой стороны. "Функция Лиги - фиксирование нарушений, а не реагирование на любую информацию через прессу и на митингах, не разбор того, кто прав, а кто нет, - убежден Батал Кобахия. - Когда дело касается подсчета голосов и нарушений закона - это функции суда, прокуратуры, Центризбиркома".

На пресс-конференции в первый день после выборов будущий премьер в правительстве Багапша, бывший министр внутренних дел Александр Анкваб особо отметил "блестящую работу Лиги". "Она нам очень помогла", - подчеркнул он. Однако вместо того, чтобы обрадоваться похвале, представители абхазского гражданского общества восприняли эту медвежью услугу с недоумением. "Мы не поддерживали оппозицию, - объясняет Кобахия. - Речь об этом заходит потому, что после выборов они оказались в выигрышном положении". "Я очень расстроилась, потому что мы делали все это не ради оппозиции, - говорит Манана Гургулия. - Говорить о нашей ангажированности нельзя хотя бы потому, что члены Лиги голосовали так, как считали нужным. Среди нас были сторонники, по крайней мере, трех кандидатов". "Что не мешало нам все это время работать вместе", - добавляет Батал Кобахия.

Смысл организации избирателей, считает Гургулия, - "вводить бациллу свободомыслия". "Может быть, люди поймут, что от них что-то зависит, - поясняет она. - Мы знали, что выборы будут достаточно сложными, что закон в ряде случаев допускает двойное толкование и стремились, чтобы население стало более грамотным в правовом смысле. По большому счету, согласно законодательству, не предусматривающему внепартийного наблюдения, у членов Лиги не было статуса наблюдателей. Мы не добились его, однако смогли пролоббировать, например, прозрачные урны (но не сумели - маркировку избирателей). И все же первый опыт мониторинга и наблюдения за выборами удался. В Абхазии есть гражданское общество, и я не связываю это только с выборами - первые организации начали создаваться еще в конце восьмидесятых годов".

Борьбу против "режима Лукашенко" оплатит Конгресс США

В Белоруссии за последними парламентскими выборами и референдумом о третьем сроке президента Александра Лукашенко, состоявшимися 17 октября, наблюдала созданная оппозиционной Радой белорусской интеллигенции гражданская инициатива "За справедливые выборы". Но, хотя названия организаций похожи, направленность их деятельности существенно разнится. Как пояснил председатель Рады Владимир Колос, эта инициатива собирала сведения от наблюдателей от партий и общественных организаций, анализировала их и делала выводы, а также выносила суждения о сути вынесенных на референдум вопросов. Затем с результатами анализа ознакомили белорусскую и мировую общественность. Главный вывод - выборы и референдум прошли незаконно, а итоги их сфальсифицированы властью. Причем ни много ни мало, как минимум на сорок процентов.

Чтобы объяснить, отчего же, коли власти действительно допустили столь масштабный подлог (убедительных доказательств которому не приводилось), белорусы не вышли на улицы заявить о своих попранных правах, оппозиции приходится приводить весьма экзотические причины. Так, по словам члена совета Белорусской социал-демократической Громады Олега Волчека, вывести на митинг можно только "отчаянных людей". "Остальные в страхе за свою жизнь - ведь у Лукашенко есть 180 тысяч сотрудников правоохранительных органов, и СОБР, и спецназ, и "эскадроны смерти".

О "животном страхе" членов избирательных комиссий, обеспечивавших, по его данным, фальсификацию итогов выборов и референдума, говорил и заместитель председателя Объединенной гражданской партии Александр Добровольский. "Они боятся наказания, потери работы и статуса больше, чем будущей уголовной ответственности", - констатировал он. Оппозиция, отметил зампред ОГП, боролась до конца, объединилась, чтобы победить, но проиграла подсчет голосов и "не смогла ничего сделать со страхом, обуявшим членов избиркомов". На вопрос, отчего же в Абхазии (традиционно, в силу своего "кавказского" положения и исторических традиций не считающейся образцом демократии) ни граждане, ни члены избиркомов не выказывали особого страха, а оппозиция в итоге добилась признания своей победы, Добровольский ответить не смог. "Там люди не пропадают!", - помог ему наставник из СПС, выказав незнание абхазской действительности. Причина спокойного поведения белорусов, наверное, объясняется проще: скорее всего, нарушения законодательства были далеко не столь значительны, как о том твердит белорусская оппозиция. А о ее выигрыше говорить и вовсе не приходится.

Теперь минские оппозиционеры-НПОшники убеждены, что выборы в Белоруссии не являются эффективным средством достижения политических целей. Как заявил Александр Добровольский, это значит, что "мы должны найти другие (средства), включая массовые акции протеста". Оппозиция намерена также "изменить ситуацию с поддержкой извне". Он поблагодарил Союз правых сил за оказываемую помощь - активисты СПС проводили пикетирование белорусского посольства в Москве, консультировали в области организации наблюдения за выборами, а также предложили организовать в Москве информационный центр белорусской оппозиции, "на что мы с благодарностью согласимся". "Мы имеем поддержку в других странах, разговариваем с ним на одном языке - в отличие от некоторых российских политиков", - подчеркнул Добровольский. По его словам, нужно создать ситуацию, чтобы номенклатура "сдала" Александра Лукашенко, которого она "боится, но не любит".

Правда, отвечая на вопрос об отношении к идее проведения в Белоруссии "бархатной революции" по примеру Сербии и Грузии, Александр Добровольский заметил, что он лично и вся белорусская оппозиция - сторонники ненасильственных действий. Доказательством этому, отметил оппозиционер, является десятилетнее существование "режима Лукашенко".

Дело, однако, может быть в том, что на очередную "революцию" еще не поступили средства. Ведь Американский Конгресс принял Акт о демократии в Беларуси только 20 октября. В этом документе утверждается, что США поддерживают развитие демократии, соблюдение прав человека и принцип верховенства права в Республике Беларусь и "жизненно заинтересованы" в ее независимости, суверенитете и интеграции в "Европейское сообщество демократий". Далее подробно говорится о притеснениях "режимом Лукашенко" политической и религиозной оппозиции (в том числе духовного сообщества шайва-шактов "Свет Кайласы"), независимых СМИ, белорусского языка и культуры, и утверждается помощь в развитии в Белоруссии демократии и гражданского общества.

Дается она, согласно Акту, "для помощи народу Республики Беларусь в обретении свободы", чтобы способствовать проведению честных и справедливых выборов "в соответствии с международными стандартами и под наблюдением признанных международных наблюдателей", а также для "помощи в восстановлении и укреплении институтов демократического правления". На наблюдение, развитие демократических политических партий, "независимые" СМИ (какая ирония!) и прочая "местным белорусским группам, активно участвующим в поддержке демократических процессов" в 2004-2005 гг. будет выделено порядка 40 миллионов долларов. Это не считая увеличения расходов на "радиовещание на Беларусь". Отдельным пунктом Конгресс США "приветствует демократическую оппозицию Беларуси за ее решение принять участие в парламентских выборах 2004 года единой коалицией, и за ее мужество перед лицом репрессий, осуществляемых режимом Лукашенко в Беларуси".

В прошлом году на финансирование программ по развитию демократии в Белоруссии - поддержание независимого гражданского общества и СМИ, а также "работу с лидерами следующего поколения для приобщения их к принципам демократии" - правительство США выделило всего 8,9 миллиона долларов. По сообщению информагентства БелаПАН, с 1993 года Вашингтон также профинансировал поездки в США 2510 белорусских граждан по программам академического и профессионального обмена.

Идеалисты против материалистов

Абхазские президентские выборы Америка, как, впрочем, и все мировое сообщество, не признало. Гражданское общество Абхазии не апеллировало к мировой общественности, не искало зарубежных грантов - однако, в общем, справилось со своей задачей - содействовать проведению честных и прозрачных президентских выборов. Большинство простых абхазов и активисты Лиги избирателей стояли по одну сторону баррикад. Белорусской же оппозиции хочется напомнить слова Ходжи Насреддина: "О джинны, вы ищете там, где не прятали!" Ожидать народной поддержки, не пользуясь авторитетом у этого самого народа, принимая деньги от тех, кто вводит санкции против твоего государства - по меньшей мере странно.

Может быть, основное различие в итогах деятельности абхазского и белорусского гражданских обществ заключается в том, что в Сухуме относились к своему всерьез. "Обществу будет очень сложно делать шаг за шагом по пути к демократии, если в нем не будет идеалистов-утопистов", - объясняет цели Лиги "За честные выборы" и аналогичных структур Манана Гургулия. "Важно, чтобы, идя к власти, кандидат понимал, что шутить с законом опасно, и в этом безумном процессе не забывал соблюдать нормы закона, морали, этикета, - уверен Батал Кобахия. - Важно, чтобы они дошли туда, не переступив черту, иначе именно с этого момента они и начнут играть властью и всеми нами". От белорусских наблюдателей за выборами таких слов не услышишь.

Из-за своего идеализма отцы-основатели Лиги крайне болезненно восприняли все, что последовало за выборами - бесконечные суды, противоположные решения ЦИК и ВС, гражданское противостояние на улицах Сухума... И хотя предсказать сейчас ничего не возможно, тут все еще надеются, что ситуация вернется в правовое русло. "Будут повторные выборы, не будут - я больше не собираюсь вести наблюдение, - говорит теперь Батал Кобахия. - Не для кого и незачем это делать. Мы сами рушим все то, что сумели построить за двенадцать лет нашей независимости".