Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
О странностях любви к Родине
Дата публикации:  7 Декабря 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

От редакции. Президент России Владимир Путин в конце года провёл несколько громких внешнеполитических турне. География перемещений главы государства впечатляет: Португалия, Бразилия, Голландия, Индия, Турция... Однако у России, кроме российско-индийских, российско-турецких и даже, страшно сказать, российско-украинских отношений, есть ещё немало проблем, находящихся в непосредственной компетенции главы государства. Иначе говоря, президент приедет и уедет - будь то Индия, Турция, Бразилия... и в ближайшие несколько лет Россию во всех этих странах не будет официально представлять никто, кроме дипломатов мидовской школы. О них - сегодняшний материал Игоря Добровицкого.

Каждый из нас весьма часто (если не каждый день), сталкивается, сам подчас того не осознавая, с государством, с его институциями и учреждениями. При этом речь идет не о мифическом Левиафане, а о вполне материальных людях, которые ту самую госвласть представляют. И, значит, именно эти люди и есть те самые институты, учреждения и структуры, которые в свою очередь и есть государство.

И вот в чем вся загвоздка - почему, интересно, большая часть обывателей, сталкиваясь с житейскими реалиями взаимоотношений с начальством, моментально забывают свои же собственные ментальные установки про любовь к родине, превращаясь в практической жизни в отъявленных диссидентов? О том, что это так, известно не только интеллектуалам из монографий, но и обывателям из "кухонных" разговоров. В которых в последнее время стало одной из главных тем понятие цивилизованности власти, базовым параметром которого принято считать стиль ее отношения к гражданам.

Отношение это особым образом актуализируется в "специфических" условиях, например, когда человеку нужно социализироваться на продолжительный срок в "чуждой" ему политико-социальной среде, то есть когда он уезжает за границу. Речь идет не о туристе, который поехал в далекую страну на недельку-другую, а о тех, кто выезжает на длительный срок - учиться или работать. У меня лично все эти рефлексии на тему цивилизованности и отношения власти не столько ко мне, сколько к своим гражданам появились в Каирском аэропорту, куда я прилетел рейсом "Аэрофлота" на год - стажироваться в одном из ведущих образовательных центров Египта - Каирском университете.

Кто есть кто, мы узнали сразу же - так сложилось, что рейсы европейских и российских авиакомпаний прибывают в Almaza International Airport (Каирский аэропорт) в период с 20. 00. до 04. 00., то есть в то время, когда государственные учреждения не работают, а потому студенты и аспиранты, прибывшие в Египет, не имеют возможности в тот же день получить место в общежитии. Тем самым они сталкиваются с проблемой расселения - а проще говоря, с поиском места, где переночевать.

По логике вещей, в этой ситуации именно государство (в лице своих официальных представителей) и должно оказать помощь своим гражданам. Но чтобы кто-нибудь из сотрудников посольства явился ожидать "наших" в аэропорту - даже, кажется, и фантазии такой ни у кого не было.

А вот студентов-граждан Казахстана встречают сотрудники посольства этой страны в АРЕ и помогают достаточно быстро решить проблему с их расселением. А в чешском посольстве студентам и аспирантам, независимо от их чешского или словацкого гражданства, предоставляют возможность снимать за сумму, эквивалентную 50 долларам в месяц, квартиру в доме при посольстве Чешской Республики.

Работа же российского посольства не предусматривает такого рода услуг для студентов - граждан РФ. То есть даже на следующий день, когда все открылось и все явились на свои рабочие места, мы выяснили, что поселить нас за счет посольких возможностей, конечно, могут, но довольно дорого и не больше чем на 5 дней.

Получив вид на жительство в стране пребывания и кое-как решив жилищные вопросы, студенты и аспиранты полноценно включаются в образовательный процесс. Но одним жильем проблемы длительного пребывания за границей не исчерпываются - появляются разного рода сложности. Например, со здоровьем, а тут еще ситуация осложняется тем, что нет медицинской страховки. И если гражданин России обратиться в больницу при посольстве РФ, то с него за первичный осмотр возьмут ровно столько же, сколько с граждан других государств, - сумму, равную 20 египетским фунтам. Кстати, ровно столько же берут в большинстве египетских больниц, когда оказывают медицинскую помощь иностранцам, в той же больнице "Каср эйни".

А если у человека возникнет необходимость получить официальный документ, что он и впрямь является гражданином Российской Федерации, то и за эту нужду придется заплатить в посольстве родной страны - сумму, равную 60 египетским фунтам. А это ровно половина месячной стипендии, которую получают российские студенты и аспиранты. Но за справку о подтверждении гражданства - никаких денег не жалко. Что уж говорить о размерах стипендии, которую получают иностранные студенты, обучающиеся в Египте?

Если кому-то покажется, что студенты из небольших стран, да к тому же еще и стран достаточно бедных, таких как Албания или Молдова, будут получать меньшие деньги, нежели российские искатели знаний, значит, он пользуется стереотипами, а они, как известно, к реальной жизни никакого отношения не имеют. Россия - это самое большое по площади государство мира, эта страна, которая обладает богатейшим запасом природных ресурсов и которую населяют достаточно образованные люди, - на поверку оказывается наибеднейшим государством. Как прийти к такому выводу? Да очень просто - сравнить стипендии албанца и россиянина. Беднейшая страна Европы, Албания предоставляет своим учащимся денежную выплату, составляющую 250 египетских фунтов, а Россия, заботясь о молодых ученых, выплачивает им 110 египетских фунтов.

Все эти денежные составляющие можно, конечно, счесть вопросами техническими, но ведь есть в студенческой жизни и такая составляющая, как символическое отражение своей страны-патрии. Это только на первый взгляд кажется, что имидж страны воплощается в государственной символике, в степени узнаваемости и популярности государственных символов - герба, гимна и флага, на деле же оказывается, что вся эта государственная символика онтологически соответствует константным критериям точности, ценности и уверенности ее граждан.

Благодаря работе дипломатических представительств и представителей иностранные студенты, проживающие в общежитии Каирского университета, обеспечиваются образцами государственной символики. И каждый, оказавшийся в общежитии университета, может просто глазом определить, граждане каких стран здесь учатся. И на дверях комнат студентов из Албании, Азербайджана, Бангладеш, Казахстана, Китая, etc. вывешены изображения государственных флагов, портреты политических руководителей или национальных лидеров.

Кстати, именно в Каире я узнал, что в разных странах есть государственные праздники и граждане этих стран их празднуют, а не считают просто лишним выходным. Граждан этих стран их посольства приглашают на приемы по случаю национальных праздников. Российские же студенты и аспиранты, в отличие от своих иностранных коллег, свой патриотизм воспитывают самостоятельно - на песнях группы "Любэ" и на гимне родной страны, который слушают в полночь в двухместном "номере" общежития размером 4 на 4 метра по радио "Голос России".

Все это, в более точном понимании, уже даже не патриотизм, а мировоззренческий энтузиазм - "люблю страну, начальство ненавижу". А что должен почувствовать сын, мать которого трагически погибла во время взрыва в московском метро и которому нужно было срочно вернуться со стажировки, но которому в посольстве сказали, что ничем не могут ему помочь. Наверное, любовь, но странную...

Нет, конечно, можно и дальше позволять себе своеобычную имперскую роскошь игнорирования своих граждан, и при этом продолжать во внешней политике руководствоваться доктринальным утверждением "Россия с ее человеческими и интеллектуальными ресурсами, неисчерпаемыми природными богатствами, с ее уникальным географическим положением на двух континентах и, наконец, с ее постоянной твердой решимостью как нации неизбежно будет великой державой".4 Такое вот величие "от противного": у нас и земли больше всех, и народу лишнего завались - не жалко. А все, что остается ее гражданам, коих вдруг угораздит на себе ощутить этот способ повседневной интерпретации "величия" - вновь и вновь в лермонтовском духе расставлять акценты в треугольнике "Россия, любовь и странности".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Каганский, Российская империя - СССР - РФ /06.12/
Много лет пространство РФ являлось все еще никак не постсоветским, а только неосоветским. Сейчас этот период минует или миновал.
Глеб Павловский, Жить стало веселей /09.12/
Проще планировать или предотвращать революцию, чем перейти в государственный режим. Но для перехода в государственный режим требуется признать действующий недогосударственным. А это сделать сложнее всего.
"Оранжевая революция" как зеркало для России /03.12/
Ситуация, складывающаяся в российском информационном поле после начала "оранжевой революции", до чрезвычайности похожа на "постбесланскую" реакцию медиа и комментаторов. Пожалуй, впервые можно говорить о том, что в медиасреде идет открытое сражение между несколькими равными по потенциалу сторонами.
Ярослав Бутаков, Сенат или боярская дума? /03.12/
{ИСТОРИЗМ} Манипуляциями с порядком формирования Совета Федерации руководство России как будто специально загоняет себя в такой тесный кадровый переулок, где развернуться, не врезавшись в стенку, будет очень трудно
Максим Беркут, Три способа выхода из украинского кризиса /02.12/
Глядя на оранжевую толпу, оккупировавшую Майдан Незалежности в Киеве, невольно задаешься вопросом: а может, так надо? Может, в этом и есть сермяжная историческая правда? И что происходит здесь, на майдане - оранжевая истерия, как думают одни, или муки рождения пресловутого гражданского общества, как полагают другие?


предыдущая в начало следующая
Игорь Добровицкий
Игорь
ДОБРОВИЦКИЙ
востоковед

Поиск
 
 искать:

архив колонки: