|
||
/ |
От "безместных самураев" к местным информаторам Реформа региональной политики в контексте коммуникационных связей "общество-власть" Дата публикации: 15 Декабря 2004 Многие политологи отмечали В 2000-2003 годах средний по стране конкурс на губернаторское место был достаточно высоким - 6,3 кандидата Во многих случаях контроль над выборной кампанией посредством административных ресурсов федеральных органов власти оказывался недостаточно эффективным (Сибирский и Дальневосточный округа). Связано это с тем, что в условиях удаленности от центра любой кандидат, обладающий достаточными финансовыми возможностями, мог нанять значительное количество "безместных самураев", ронинов политической борьбы. Наличие института политтехнологов в стране автоматически упраздняет институт демократических выборов, поскольку на политическом пространстве начинают конкурировать не люди и идеи (пункты программ), а капиталы, ресурсы стоящих за кандидатом финансово-промышленных групп и "бренды", созданные творческими усилиями наемных специалистов. После "инициатив 13 сентября" армия (несколько тысяч) кочевых ронинов может остаться без работы - в силу сокращения рынка политического консалтинга. Бизнес-сектор вместит не всех, а большинство вакансий "официальных политтехнологов власти" уже заняты. Велика вероятность того, что закаленные в баталиях 90-х годов специалисты, лишившись привычного заработка, могут быть вовлечены в авантюры антигосударственной направленности по примеру "оранжевой революции" в Украине, где группа не признанных властью экспертов под руководством западных сценаристов и благодаря их финансовой подпитке смогла вызвать политический кризис и паралич власти. В России (при соблюдении ряда экономических и внешнеполитических условий) такой сценарий возможен если не в 2007-2008 годах, то во время следующего политического цикла - в 2011-2012 годах. Другим следствием 13 сентября может быть изменение принципов комплектации губернаторских рядов - прежде всего по этническому признаку. В 2000-2004 годах на высокие кресла в национальных республиках неоднократно претендовали русские кандидаты. Однако мобилизации русского населения не произошло даже там, где оно превосходило титульную нацию численно. Русские привыкли к тому, что у власти находится национальная бюрократия, воспринимали это как должное Через перечисленные выше условия, ориентированные на "защиту от случайных людей", мы подходим к концепции "системного губернатора", разбирающегося в региональной политике, но не являющегося прямым ставленником региональной элиты с ее латентно сепаратистскими настроениями. Эта концепция позволяет ставить вопрос о демократической, или "неофеодальной" стратегии развития России Наибольшее недовольство вызывает тот факт, что бюрократия в России имеет собственные корпоративные интересы, создающие существенные "шумы" в каналах связи власти и общества. Ситуация усугубилась в последние 15 лет, когда госаппарат был предоставлен сам себе и в связи с резким ускорением вертикальной мобильности в элитах незаметно выскользнул из-под жесткого контроля. Занятой экономическими реформами и идеологическими сражениями, боровшейся за симпатии электората и делившей полномочия с губернаторами центральной власти недоставало то сил, то мотивов, то плана модернизации собственной бюрократии "Уважаемый Владимир Владимирович, я - инвалид ВОВ... мы, инвалиды, никому не нужны, обращаюсь к губернатору - в ответ получаю только отписки", - пишет житель Нижегородской области А.К.Хахалов. "Три года не могу попасть на прием к Шаманову", - сообщает В.Ф.Неклюдов из Ульяновской области. Некоторые граждане открыто интересуются, "как нам сделать, чтобы на наши вопросы отвечал не только президент, но и губернаторы, чиновники всех уровней" (С.И.Перепеченов, Саратовская область), поскольку в ответа на свои обращения не получают вообще. Красной строкой в ряде обращений проходит идея усиления властной вертикали на местах. "Что вы думаете об отмене выборов губернаторов? Это лишило бы многих местных чиновников кормушки и повысило эффективность исполнительной власти - чего так не хватает на местах" (С.А.Яковлев, Нижегородская область) В обращениях высказываются идеи организации конкурсов на должности глав муниципалитетов с участием экспертов и представителей администрации президента, ротации кадров, с тем условием, чтобы чиновник не успевал "укорениться", обрасти коррумпированными связями, завести сеть "клиентов" из предпринимателей. В первом случае предполагается, что дальнейшее продвижение по службе (назначение в более крупный муниципалитет, награды, повышение жалованья) осуществляется на основании социально-экономической оценки территории и другой информации, характеризующей работу главы местного самоуправления. Во втором случае - что ряд региональных чиновников среднего ранга (главы районов, руководители районных отделов прокуратуры, милиции и т.п.) "замешены не одной закваске и живут под одним одеялом" (из письма заявителя Г.В.Ефимова, Нижегородская область) "У нас организованная преступность, которую боится даже губернатор, наведите порядок!" - пишет Д.З.Сагиров из Самарской области. "Проблема ЖКХ так и не решается! От той реорганизации, что происходит сейчас в этой сфере, становится только хуже. Пример: город Саратов! В результате конфронтации губернатора Дмитрия Аяцкова и мэра Юрия Аксененко страдает самая незащищенная часть жителей города: дети и пенсионеры" - сообщает А.А.Кулаков из Саратовской области Негативные обращения поступали в органы власти всегда, однако сегодня целый ряд социолого-статистических методов позволяет не только отслеживать работу губернатора с представителями структур гражданского общества, но и осуществлять мониторинг состояния общественного мнения по тем или иным социально-экономическим вопросам. Другое дело, что действующее законодательство о работе с обращениями граждан устарело В настоящий момент первоочередной становится замена "перманентных выборов" постоянными каналами коммуникации, представляющей собой совокупность процессов информационного обмена, передачи политической информации, структурирующих политическую деятельность и придающих ей новое значение
|
|
|
||