Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20050111_mars.html

Планета "организованного насилия"
Взгляд из космоса

Александр Бугаев

Дата публикации:  11 Января 2005

От редакции. Прошедший 2004 год войдет в историю, помимо всего прочего, как год начала активного изучения планеты Марс. Редакция РЖ решила не оставаться в стороне от этого процесса, и потому представляет сегодня земному читателю краткий экскурс в марсианское землеведение. "Марсианские хроники" - новая серия "Русского журнала", посвященная особенностям дистанционного изучения земных сообществ марсианскими праксеоантопологами.

"Феномен ЦССДТУ - разгадка близка?"
Статья из сборника "Очерки истории изучения поселений планеты Земля"
Перевод с марсианского

Марсианские ученые, изучающие жизнь поселений на Земле, давно заинтересовались одним загадочным явлением. Как известно, многие земляне используют для передвижения по поверхности своей планеты колесные транспортные устройства (КТУ), которые движутся по специальным трассам, образующим в крупных поселениях густую и сложно организованную сеть. В узлах этой сети были обнаружены красно-зеленые излучатели (КЗИ), излучающие попеременно красный и зеленый свет, причем это излучение оказалось как-то связано с движением КТУ. Наблюдения позволили выявить следующую устойчивую закономерность: при красном свете КЗИ движущиеся в его направлении КТУ останавливаются и возобновляют движение только при появлении зеленого света; если же КТУ приближается к КЗИ при зеленом свете, то его скорость не уменьшается. Это явление было названо цвето-скоростной синхронизацией движения транспортных устройств (ЦССДТУ).

При тщательном изучении многих образцов КТУ не было обнаружено никаких особенностей конструкции, позволяющих объяснить феномен ЦССДТУ. Поэтому исследователи пришли к выводу, что причину ЦССДТУ нужно искать в действиях землян, управляющих КТУ.

Вначале была выдвинута т.н. нейро-физиологическая гипотеза, согласно которой красный свет подавляет способность землян управлять КТУ. Для проверки этой гипотезы в орбитальных лабораториях было исследовано несколько десятков землян, изъятых их разных поселений, однако никакого влияния красного излучения на их жизнедеятельность обнаружить не удалось.

Затем исследователи предположили, что красный свет КЗИ сигнализирует землянам об опасности со стороны других КТУ. Действительно, во многих случаях красный сигнал КЗИ загорался одновременно с движением большого количества КТУ, пересекающих данную трассу движения. Однако наблюдалось и множество случаев, когда красный свет горел при отсутствии помех со стороны пресекающих КТУ, но водители прекращали движение несмотря на очевидное отсутствие опасности. Учитывая тот факт, что земляне обладают хорошим зрением и способны ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, от гипотезы сигналов пришлось отказаться.

Когда естественнонаучные версии феномена ЦССДТУ были исчерпаны, к проблеме подключились ведущие специалисты по общей теории деятельности гуманоидов. Они настаивали на том, что ЦССДТУ, как и многие другие феномены поведения землян, следует объяснять через анализ целей, средств и ценностей действующих индивидов. Земляне, как и другие гуманоиды, действуют целенаправленно и для достижения своих целей выбирают наиболее подходящие средства. Так что если земляне останавливаются на красный свет, значит, остановка на красный свет соответствует их целям. При этом не имеет особого значения, является ли остановка на красный свет самоцелью или это всего лишь средство для достижения каких-либо других целей. В любом случае остановка на красный свет имеет для землян положительную ценность.

Концепция "ценности стояния на красный свет" казалась стройной и логически неопровержимой, однако было не очень понятно, как все-таки с ее помощью можно объяснить именно такую специфическую связь света КЗИ и движения КТУ.

Некоторые исследователи, не доверяющие априорным рассуждениям, решили подойти к проблеме с другой стороны и попытаться применить мощные математические методы к эмпирическим данным. Ими был собран и обработан большой массив измерений параметров движения КТУ. Работы над математической моделью потоков КТУ пока еще не завершены, однако некоторые важные следствия уже было получено. В частности, статистика заставила усомниться в гипотезе "ценности стояния на красный свет". Ведь из этой гипотезы следует, что при наличии нескольких путей между двумя пунктами водители КТУ будут при прочих равных выбирать пути с наибольшим количеством КЗИ, однако собранные данные убедительно показывают, что в реальности водители КТУ предпочитают трассы с минимальным количеством перекрестков и КЗИ.

Затем к проблеме ЦССДТУ были применены более изощренные методы анализа. В рамках теории прав собственности было выдвинуто предположение, что право проезда на красный свет было продано водителями. Споры развернулись вокруг предполагаемых покупателей такого права, т.е. тех, кто мог бы получить выигрыш от остановки КТУ на красный свет. На роль покупателей подходили несколько категорий землян - во-первых, водители КТУ, движущихся по пересекающей трассе; во-вторых, земляне, пересекающие трассу без использования КТИ (т. н. "пешеходы"). В обоих случаях совершенно непонятно, как именно может быть решена проблема неплательщиков (т.е. как обеспечить, чтобы правом пересечения трассы могли бы воспользоваться только те, кто за это заплатил). Более вероятной кажется гипотеза, согласно которой права проезда на красный свет выкуплены землянами, передвигающимися на КТУ, отличающимися специальными звуковыми и световыми сигналами. Однако доля таких КТУ слишком мала в общей массе, что ставит эту гипотезу под сомнение.

Для полноты картины следует упомянуть еще одну парадоксальную гипотезу - так называемую "теорию общества", сторонники которой утверждают, что ЦССДТУ невозможно корректно объяснить, исходя только из анализа индивидуальных действий землян. В основе "теории общества" лежит тезис о том, что кроме совокупности отдельных индивидов существует некое не доступное наблюдениям "сообщество", которое якобы вырабатывает и поддерживает некие установления (т.н. "нормы" и "институты"), направленные на сохранение и поддержание устойчивости "сообщества". Так как следование "нормам" не является целью индивидов и даже может противоречить их интересам, "сообщество" якобы имеет некие механизмы "социального контроля", т.е. особые способы воздействия на индивидов, обеспечивающие соблюдение ими "норм". В рамках этой теории феномен ЦССДТУ объясняется наличием "норм", задающих "правила движения КТУ". Целью этих "правил" якобы является "обеспечение безопасности движения".

"Теория общества" не получила распространения среди марсианских ученых по причине своей явной надуманности и неустранимых противоречий с базовыми принципами науки о гуманоидах. Главным возражением было то, что никакого "сообщества" в реальности не существует, существуют и действуют только индивиды. Если даже если в каком-то ввести понятие "сообщество", то все аспекты этого "сообщества" будут ни чем иным, как проявлением совокупной деятельности индивидов. Кроме того, совершенно некорректно применять к воображаемому сообществу такие индивидуальные понятия как "цели" и "интересы". Также совершенно непонятно, как это "сообщество" может навязывать индивидам поведение, не соответствующее их собственным целям и интересам.

Эта нелепая "теория общества" не заслуживала бы отдельного упоминания, но парадоксальным образом ее обсуждение привело к возникновению наиболее перспективной в настоящее время гипотезы относительно феномена ЦССДТУ. В дискуссии о существовании гипотетического "социального контроля" внимание исследователей было обращено на возможность принудительного воздействия на поведение индивидов. Очевидно, что такое воздействие может исходить не от воображаемого "сообщества", а от других индивидов, действующих в своих собственных интересах. В этой связи исследователи заинтересовались землянами в особой однотипной одежде, передвигающимися на белых КТУ с синими полосами и красно-синими световыми излучателями. Дело в том, что повышенная активность таких землян была зарегистрирована на перекрестках и в местах установки КЗИ, были также отмечены многие случаи преследования ими КТУ, не остановившихся на красный свет. В настоящее время большинство ученых считают, что земляне в форме осуществляют систематическое принуждение водителей КТУ, которые по каким-то причинам не могут им противодействовать.

Таким образом, в настоящее время усилия исследователей сосредоточены на концепции "организованного насилия", осуществляемого особыми категориями землян в униформе. В этой связи изучаются также действия большой категории землян с одежде зеленого цвета или в камуфляже, передвигающихся на больших зеленых КТУ. Хотя основная их активность зарегистрирована вне крупных земных поселений и потому едва ли непосредственно связана с ЦССДТУ, однако неоднократно зафиксировано их участие в крупномасштабных насильственных действиях, что делает эту категорию ключевой для перспективных исследований.

Возможно, развитие концепции "организованного насилия" даст ключ к раскрытию многих непонятных пока феноменов жизни на планете Земля.