Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Принять себя
Дата публикации:  12 Января 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Принятие себя - это прежде всего способность долговременно находиться со своим внутренним миром (со своими мыслями, переживаниями, фантазиями и т.п.), который для личности становится главной ценностью. Это своего рода тест на пребывание в одиночестве c самим собой, причем такое, что нельзя смотреть телевизор, засыпать, входить в общение с кем-либо и с чем-либо. При этом можно общаться только с собой.

Совсем недавно, под новый 2005-й год, попали в кутузку двое незнакомых мужчин и находились там трое суток. Один из них был малоразговорчивым и спокойным, другой болтливым и суетливым. Последний так утомился за трое суток, что лез уже не только на стены, но и на потолок. Малоразговорчивый же, находясь в собственных думах, не заметил, как быстро пролетело время.

В этом ценность способности долговременно и наедине находиться с самим собой, ничего не делая, не занимаясь каким либо трудом и т.п. Казалось бы, неужели трудиться - это плохо? Увы! Приходиться констатировать, что число людей, неспособных принимать себя, усиленно растет. Из недавнего разговора с одним знакомым: "Я либо как лошадь работаю и не могу себя видеть без работы, либо как свинья напиваюсь водки и пьянствую. Если нет водки, то воскресенье для меня сильное испытание, не говоря уже о новом годе, а тут еще десятидневные каникулы придумали!" Это и есть испытание на принятие себя. Этот мужчина не выдерживает условий, при которых он находится с самим собой,и поэтому, убегает от себя, превращаясь в другого (опьяненного), который принимается им настолько, что человек теперь уже может некоторое время находиться наедине "с собой" с улыбкой на лице.

Того мужчину трясло от принятия себя. Поэтому некоторые вместо того, чтобы принять себя, "принимают на себя"... алкоголь или наркотик. Таким образом, патологическая зависимось от труда, называемая трудоголизмом, находится в одном ряду с алкоголизмом. Не в этом ли основная причина пьянства большинства людей труда? Труд необходим, но не такой, с которым вы в патологической зависимости.

В целом, отсутствие способности принимать себя имеет место не только у больных, страдающих алкоголизмом, но и у людей, страдающих любыми патологическими маниями и зависимостями (от труда, секса, пищи, телевизора, игровых автоматов и т.п), от отсутствия которых у людей начинается душевное беспокойство.

Почему для человека так важно уметь принимать себя? Потому что принятие себя - это и есть истинная любовь к себе. Любовь к другому всегда основывается только на любви к себе. Таким образом, любовь к другому - это принятие другого. Иными словами, не верьте тем, кто утверждает, что он не любит себя, но любит других. Все это проявление фундаментального психологического принципа "внешнего через внутреннее."

Многие настолько не принимают себя, что начинают самообманываться. Иными словами, они не любят и обманывают себя настолько, насколько не любят и обманывают других. Таким образом, расцвет манипулятивных технологий в мире - свидетельство того, что люди и человечество все меньше и меньше принимают себя, все меньше и меньше любят себя.

Прошедшие десятидневные каникулы стали для россиян хорошим испытанием на принятие себя. Согласно нашим исследованиям, большинство тяжело перенесли это испытание. Кто-то не выдержал и сорвался... на работу (нами был зафиксирован социальный феномен сопротивления каникулам). Кто не смог туда сорваться, тот сорвался и начал пьянствовать до тех пор, пока работу не откроют. Кто-то принял себя, был с собой, поэтому принял и других. Провел время в любви и согласии с собой, и поэтому с другими (например, с близкими).

Остальные просто погрузились в депрессию.

Очевидно, что эти каникулы стали испытанием потому, что в России до сих пор не существует развитой культуры досуга как способа убегания от себя, как спасения для тех, кто не умеет принимать себя.

Мода на каникулы пришла с Запада. У них есть основание для таких каникул в силу того, что, с одной стороны, у них хорошо развита культура досуга, с другой - каникулы выгодны и приносят прибыли; они, собственно, есть не более чем изощренный способ выворачивать карманы. У нас же зимние каникулы оказались лишь прихотью чиновников и возможностью хоть на десять дней парализовать социальную жизнь. Иными словами, мы не готовы к таким каникулам, так как нам остается принимать себя, а этого делать мы не умеем.

Запад тоже не способен принимать себя. Поэтому и развил свою высокотехнологичную культуру досуга, всяческие игрушки для детей и взрослых, целые виртуальные миры, созданные специально для того, чтобы продавать место в них тем, кто хочет убежать из реальности. Погружение в эти миры - и есть наша неспособность принимать себя, обманываясь в иллюзии. И чем больше мы будем уходить в эти миры, тем больше будем терять способность любить себя и других, любить живое, и тем больше будем любить неживое - искусственно двигающееся; такая форма некрофилии, согласно Фромму. Правда, Фромм не предполагал, что эта некрофилия достигнет таких глобальных масштабов.

И все-таки на земном шаре есть оазис, где люди не разучились принимать себя, куда не пришел еще этот цунами, но, к сожалению, приходят реальные природные цунами и катаклизмы в виде бедствий и землетрясений. И для них зимние каникулы действительно стали испытанием на принятие себя.

Многие западные ученые, преподавая на Востоке, приходят к выводу, что как бы они не обучали там своим европейским премудростям, им не удается изменить восточный менталитет - способность принимать себя и долго находиться с самим собой в намазе или молитве. Сами же западные ученые, живя там и находясь далеко от своих цивилизованных "игрушек", начинают страдать, но до тех пор, пока сами не опускаются на колени со своими учениками. Япония, а теперь и Китай, приняла Запад, но не отравилась, как другие, так как уже имела сильный иммунитет - принятия себя. (Кстати, проблема безработицы на Востоке не так опасна, как на Западе, так как незанятый восточный человек не испытывает такой депрессии от появления свободного времени, как суетливый западный).

А мы, так и не приняв себя, находимся в вечной революционной суете. Правда, некоторым везет: вот, например, у Ходорковского появились условия для принятия себя. Его сейчас ничто не отвлекает.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Наталья Серова, Янтарная революция в городе Канта /12.01/
Кто может гарантировать, что протестные настроения, которые уже дважды успешно канализировались в "розовую" и "оранжевую" революции на внешнем периметре границ России, не проявятся аналогичным образом и на их внутреннем периметре?
Алексей Чадаев, Революция отменяется /11.01/
С трудом верится, что всезнающие бабушки вдруг "не знали" чего-то, непосредственно относящегося к их пенсионерскому житью-бытью. Скорее всего, "не знаю" - это лишь первая половинка фразы, вторая, опущенная - "и знать не хочу".
Владимир Каганский, Новое пространство новой России /11.01/
В имперской стене появилось окно возможностей, и через него видимы контуры потенциально неимперской (постимперской) России. Это - поразительная геополитическая новость.
Александр Бугаев, Планета "организованного насилия" /11.01/
"Теория общества" не получила распространения среди марсианских ученых по причине своей явной надуманности. Она не заслуживала бы отдельного упоминания, если бы не открытие возможности принудительного воздействия на поведение индивидов.
Ярослав Бутаков, Чемодан-вокзал-Россия /09.01/
Создание компактного русского этнического ядра на территории РФ, стягивание русского народа в Россию, в противовес бесплодным мечтаниям о скором имперском реванше - вот единственно реалистичное содержание российской политики на ближайшие десятилетия

виза в великобританию . Предлагаем станки - оборудование для производства стеклопакетов вентиляция

предыдущая в начало следующая
Рамиль Гарифуллин
Рамиль
ГАРИФУЛЛИН
кандидат психологических наук, Казань
garif@kzn.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: