![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ |
Кому помешал бесплатный проезд Дата публикации: 20 Января 2005 ![]() ![]() ![]() Оговорки заранее Заранее допустим, что уважаемые читатели смотрят телевизор или читают новости. Сразу оговоримся, что речь у нас не пойдет об отмене льгот. "Отмена льгот" - это штамп революционной пропаганды. Речь идет о замене натуральных привилегий денежными выплатами. Ну, как в учебнике истории: "замена барщины оброком". Не будем говорить и о "знаковых последствиях" - таких, как деконструкция системы статусов, основанной на близости к государству. Пусть о них говорят социальные психологи и прочие "социогуманитарные мыслители". Оставим за кадром все вопросы, кроме самого громкого: транспортного. Предположим ненадолго, что за выступлениями пенсионеров не стоит никакого плана, заговора, режиссера и тому подобного. Будем считать, что восставшие пенсионеры действительно хотят именно того, что написано на их транспарантах, а именно - (1) права войти в любое муниципальное транспортное средство на любой остановке и выйти из него, когда заблагорассудится; (2) а если требование (1) не будет удовлетворено, то "правительство в отставку", "банду Путина под суд", и "нам терять нечего". Снимем (как безосновательное) и встречное обвинение в адрес правительства: "монетизация нужна лишь для того, чтобы ограбить народ". С равным успехом можно считать, что Петр I ввез в Россию картошку с единственной целью отравить крестьян. Мы не будем доказывать, что положение льготников с введением компенсаций стало во всех смыслах лучше (стало бы - не перекрыли бы Ленинградку). Что действительно следовало бы выяснить, так это: - является ли право бесплатного проезда долгом государства по отношению к пенсионерам (т.е. чем-то, что взяли взаймы, и нужно отдать)? В поддержку восставших пенсионеров звучат аргументы всех трех родов, поэтому разберем их по порядку. Правовые соображения Если подходить с позиций долга, т.е. строго юридически, то нужно отбросить аргументы вида "они работали для нас". Работавшие в советское время работали на государство - другого работодателя просто не было. У тех, кто успел поработать в кооперативах и на частных предприятиях, часть заработной платы была изъята в государственный пенсионный фонд. Иногда высказывается мнение, что пенсия по возрасту - это не только "отложенная" ("недоданная") зарплата, а компенсация вообще за все тяготы жизни при большевиках. Во всех случаях должником перед пенсионерами оказывается государство РФ, преемствующее (в том числе по внутренним долговым обязательствам) государству СССР. "Замечательно, - скажет читатель. - Вот пусть государство и отдает свои долги, чем может, хотя бы и бесплатным проездом". Это было бы верно, если бы транспортное предприятие, на которое ложится бремя "льготного проезда" - например, ГУП "Мосгортранс", - и госбюджет были своего рода сообщающимися сосудами. На практике это не так - ни де-юре, ни де-факто. Де-юре: открываем Гражданский кодекс, параграф 4, статью 113 "Унитарное предприятие", пункт 5 - "Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. // Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества". Де-факто: читаем новости. "...до принятия этого закона пенсионеры могли ездить любое количество раз на транспорте, пользуясь бесплатным проездом. Теперь же, после замены льгот на денежные выплаты, количество поездок, оплачиваемых областью и потому "бесплатных" для пенсионеров, сокращается до 18 поездок в месяц [...] выделение денег из областного бюджета тоже не помогает, поскольку это слишком большие суммы" (это Самарская область, по Откуда же эти суммы находились раньше? А ниоткуда не находились. Льготники ездили за счет транспортных предприятий. То есть, фактически, за счет "билетных" пассажиров. Но, скажет читатель, мы не учитываем тот факт, что в госбюджете средства берутся не из воздуха (и не из ограбленных южноамериканских колоний). Все, что выплачивает государство, оно выплачивает из собранных им налогов. Пусть так. Тогда нужно решить принципиальный вопрос - должны ли граждане государства отвечать по его обязательствам. Если нет, то нужно перестать платить налоги и уходить в леса (в тень, на Кипр, в конверты и пр.). Если да, то почему по за всех граждан расплачиваются одни пассажиры общественного транспорта - не самая, по сравнению с пассажирами такси, пользователями служебных автомобилей и автовладельцами, обеспеченная группа населения? Этические соображения Иногда говорят, что право на бесплатный проезд жизненно необходимо пенсионерам. Да что там "иногда": все теле- (и не теле-) экраны уже обошел транспарант с характеристикой "Путин - враг хуже Гитлера". Иногда сумму компенсации делят на стоимость билета и, получая результат меньше 60, заявляют, что ее недостаточно для ежедневных поездок. Beg your pardon, о каких ежедневных поездках идет речь? В магазин? В районную диспетчерскую - записаться в очередь на починку протекающего крана? В собес? На почту или в отделение банка за пенсией раз в месяц? На другой конец города, Если речь идет о работающих пенсионерах, то их дорогу оплачивает работодатель. Если о неработающих, то с точностью можно говорить только об одной "группе риска", в которой проезд жизненно необходим: инвалиды, нуждающиеся в ежедневных лечебно-профилактических процедурах. (Напомним, что инвалидам по новому закону полагается Есть еще пенсионеры, ездящие по делам родственников - например, отвозящие детей в школу / из школы. В этом случае непонятно, почему за проезд не платят родственники - или, если родственники малообеспечены, почему бы не компенсировать расходы, связанные с содержанием детей, именно малообеспеченным родителям, а не пожилым людям, у которых внуки могут быть, а могут и не быть. (Вообще из 29 миллионов (по данным И есть, как это ни печально, пенсионеры, * * * Попробуем теперь подойти не из соображений простого выживания, а из соображений справедливости. Пенсионер А. ездил 40 раз в месяц, теперь ему оплачивают 20 поездок. Можно ли сказать, что его потери составили двадцатикратную стоимость билета? Нет. Во-первых, как и было сказано ранее: поездки из соображений экономии. Сколь угодно малая экономия оправдывала проезд на любое расстояние. (Возможно, правительству следовало бы озаботиться адресными компенсациями проживающим в "дорогих" районах или районах с неразвитой инфраструктурой снабжения продовольствием, - например, в исторических центрах городов. Но в требованиях восставших этого нет; восставшие требуют восстановить льготы всем и сразу.) Во-вторых, в условиях нулевой стоимости билета оптимальность маршрута не зависит от количества пересадок. При ненулевой стоимости оптимальным может оказаться другой маршрут, с меньшим количеством "перекладных", стоимость которого вполне покрывается компенсацией. (Москвичу, возможно, трудно представить, а в Петербурге не редкость маршрутные такси, отсекающие от города почти 120-градусный сегмент - например, от Васильевского острова до Светлановского проспекта; не говорим уже о городах размером с Рязань или подмосковную Коломну, где одним маршрутом бывают соединены диаметрально противоположные точки города.) Экономист Юрий Кузнецов Наконец, натуральные льготы практически никак не актуальны для пенсионеров в сельской местности, то есть выгодны преимущественно жителям городов и пригородов. Остается только один принцип справедливости, оправдывающий бесплатный проезд: "Счастье для всех, бесплатно, и пусть никто не уйдет обиженным". Правда, в этом случае нужно заметить, что митингующие митингуют не по адресу. Если верить Прагматические соображения Благо отрасли Даже если считать перенос бремени льгот на "платных" пассажиров справедливым, он все равно не покроет расходов на содержание транспортных средств. Дело в том, что "платникам" постепенно становится некомфортно - а кое-где и невыгодно в денежном отношении - пользоваться муниципальным транспортом. Невыгодно - потому что тарифы коммерческих рейсов, например, в Москве практически повсеместно ниже стоимости билета у водителя муниципального автобуса. Некомфортно - Налицо положительная обратная связь, в прямом и переносном смысле пускающая систему вразнос. И чередование "льготных" и "коммерческих" рейсов в одном автопарке проблему не решит - все равно частное транспортное предприятие будет иметь конкурентное преимущество. Демографическая нагрузка на трудоспособное население страны составляет примерно 350 иждивенцев на 1000 человек ( С некоторыми разъяснениями на ту же тему можно ознакомиться в ленте Благо общества Остается еще один аргумент, нами не рассмотренный: - Знаете, каково было найти гардеробщицу в библиотеку? Оклад мизерный, а кого попало брать нельзя. Наплакались с бабкой, не дававшей детям смотреть видео - они ей мешали, хамившей посетителям и всем сотрудникам, кроме, пожалуй, директора. Да что там гардеробщики - сколько пожилых библиотекарей поувольняется! [...] Речь [...] о том, что государство все эти годы преспокойно выходило из положения, благодаря существованию людей, имеющих льготы. Видели объявления: "Требуется" - и зарплата курам на смех? Кто на эти ставки пойдет? [ Правильный и достаточный ответ состоял бы в том, что (повторимся) оплата транспорта работающего пенсионера - задача работодателя; а если у бюджетных предприятий недостаточно средств, решением было бы компенсировать проезд (а) только малоимущим "бюджетникам" и аналогично тому, как школьникам и студентам предоставляется право проезда в пригородных поездах только до места учебы. Заметим, что вряд ли полезно допускать к детям гардеробщицу, марширующую под портретом Сталина или бросающуюся под автобус с криком "Нечего терять". Ну да ладно, у работодателя могут быть свои вкусы (а у родителей - свои). Заметим также, что дополнительным выходом для бюджетных учреждений культуры (строго говоря, самым логичным) было бы введение дополнительных платных услуг (кружки, экскурсии...). В музее Анны Ахматовой в Шереметьевском дворце, например, продаются аудиозаписи ее авторского чтения. Но это если, конечно, у культурных работников хватит творческого подхода. Но еще правильней было бы сказать, что Митингующие, требующие возвращения льгот любой ценой, вероятно, убеждены, что не проще. Возможно, дело в общении в трудовом коллективе, в чаепитиях на работе и проч.; но мы уже договорились, что не будем вторгаться в область социальной психологии. Салат 1. Вредное. Тариф на простой в московских такси составляет (по моде распределения) 180 рублей в час. Пропускная способность Ленинградского шоссе четыре года назад составляла 1000 автомобилей в час, что дает свыше $6000 часового убытка от перекрытия трассы - это если не считать неустоек, вызванных задержкой доставки грузов, и "сгоревших" билетов на авиарейсы (напоминаем, Ленинградское шоссе соединяет столицу с аэропортом "Шереметьево"). 2. Полезное. В связи с заменой льгот денежными компенсациями в Иркутской области Это к вопросу об оптимизации нагрузки на автопарк. 3. Ехидное. Короче, "либерализм - это когда решения принимает Главный Либерал". Вместо заключения А заключение мы пока писать не будем. Посмотрим, чем дело кончится. Пока кончается плохо. В 1905 году тоже началось с поспешного компромисса. ![]() ![]()
|
![]() |
![]()
![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||