Русский Журнал
/ Обзоры / www.russ.ru/culture/20050121_gar.html |
Не стоит пенять на зеркало Тоталитарные пляски Никита Гараджа Дата публикации: 24 Января 2005 О льготах Не всех еще коснулась пресловутая монетизация. Не решился антинародный режим отобрать у кандидатов философских наук льготу на привилегированный доступ к истине, заменив ее денежной компенсацией эквивалентного размера. А посему позвольте развернуть красную корочку и пройти к ней - вожделенной - вне очереди. Тут уж, извините, еду-еду не свищу, а наеду - не спущу! В своем праве. Покойная Наталья Медведева как-то высказалась в том смысле, что в наше время любой ублюдок может почувствовать себя человеком, для этого косуху достаточно нацепить. А для того, чтобы почувствовать себя вдобавок еще и интеллектуальным человеком, надо буквально уйти в "закос". К примеру, у методологов рефлексивный закос, у фрейдистов - комплексный, у структуралистов - системный и т.д. Правда, сейчас все это уже не катит. Остается один старый, но беспроигрышный вариант, если уж хочешь совсем круто закосить (под интеллектуала европейского уровня) - бери словарик Ильина "Постмодернизм" и с пользой для дела коротай долгие зимние вечера. Всякие там деконструкции, категорические женщины, конденсации и фаллологоцентризмы феминистских спиритуальностей вознесут тебя до таких высот, что все предстанет перед тобой в виде синдромов, комплексов и соблазнов. С таким багажом, к примеру, "нашу русскую философию" разгрести труда не составит. Алеаторная селекция, формальная седиментация и дело в шляпе, ты человек. Но "много и так развелось в философии всяких шарлатанов и мерзавцев"1, чтобы бисер перед свиньями метать. Достаточно открыть им маленькую, но страшную тайну - в России действительно есть развитая философская традиция, которая носит на себе печать ненавистного врагом тоталитарного стиля. И в нем наша правда. Не побоюсь дать ответ на вопрос, откуда я, кандидат философских наук, это знаю и по какому праву вещаю. Философия как была, так и осталась служанкой идеологии. Эйдосы и Логосы - ее удел. И мы, их созерцатели, имеем дело с "доподлинно истинным". Такая вот у философов привилегия. Так что сибирские крестьяне-середняки и уральские рабочие-ткачи - посыпайте голову пеплом. Тоталитарный стиль Тоталитарный стиль мышления требует мужественной серьезности, неистовства мысли, трагического возбуждения. Здесь нет места эстетическому сибаритству и веселой игре. Не мир, но меч возвестило откровение Истины. Наша борьба - это борьба со свободой мысли как таковой. Наша цель - уничтожение самого принципа либерального мышления, удушение самого корня его. В основу тоталитарного стиля положен не формальный принцип свободы суждения, но содержательный принцип Истины - как истинного бытия или бытия в Истине. Отказ от свободы суждения - свидетельство зрелости мысли. В этом обнаруживается не принижение человека, но его высшее предназначение. Человек - слуга Истины, а не принципа или закона. Не философия вообще, но философия в Истине, познание не абстрактной истины, но Истины конкретной. "Философия откровения: это и должен быть наиболее радикальный клич наших дней"2. Сократическая философия первая возвестила о неминуемом торжестве тоталитарного стиля. Платоновское государство - гимн тоталитаризму. Вочеловеченная Истина - бельмо в глазу либерала. "Раздавите гадину!" - кричал просвещенный безумец. Не тут-то было. Тоталитарный стиль актуализируется на рубеже ХIХ-ХХ вв. многими направлениями западноевропейской философии в связи с осмыслением кризиса философского рационализма. Преодоление философии автономного разума выдвигает требование понять философию как знание - не отвлеченное, а укорененное в самой реальности. Это значит, что философия должна быть понята не как умозрительная спекуляция, но как особого рода опытное знание, со всеми вытекающими последствиями для жизни. В русле неклассической философии прошла становление и русская философская школа, магистральное направление которой шло по пути укоренения философского познания в религиозном опыте. Ибо последний имеет непосредственное отношение к живой Истине, трансцендирующей рациональную природу философского Логоса. Живой субъект познания, в отличие от отвлеченного автономного, не может быть очищен от культурно-исторических (религиозных, нравственных, национальных и т.п.) характеристик сознания. Отсюда раздражающий невежд конкретный, а не спекулятивный характер русского тоталитарного стиля. Да, есть у человека инстинкт к свободе. Но у человека много инстинктов, и никто не доказал, что только этот является единственно самоценным. Согласно формулировке о.П.Флоренского, "ориентировка христианской философии сочетает в себе завершенную полноту системы с завершенной полнотой творческой мысли"3. Всякая полнота не допускает произвола и признает свободу только в том случае, если она укоренена в Истине. Другую свободу тоталитарная философия почтительнейше возвращает. Сколько бы ни твердили неучи, профаны и агностики, что Истина есть нечто неопределенное и нам неведомое, тоталитарная философия от своего не отступится. Вы не врите в Истину и не понимаете, что она реальна и как она реальна. Вы боитесь ее, и потому прячетесь от нее за фиговым листком "плюрализма мнений". Фашизм и невежество "Да это же фашизм!" - вопиет враг. Но все что непохоже на вас - фашизм и невежество. Что уж говорить о требование вернуть мысль к реальности, укоренить ее в онтологически понятой Истине. Враг знает свое дело - он глумится и ерничает. Он и две тысячи лет назад не прощал подобного. Вы, толерантные мои, хватаете за руку и утверждаете что ненасилие - достояние религиозных этик? Дайте-ка я размажу вас по стенке! Грядет крестовый поход на Запад. Вы говорите, сексуальная революция победила в России? Вот она - ублюдочная философия во всей красе телевизионного омерзения! Погодите - фонарей хватит на всех. Да: некоторые из них будут красными. Вы думаете Россия - очень интересная страна для ваших пошлых экзерсисов? Получайте ниже пояса! Да, "кого любят, к тому нетолерантны. Кого терпят, того не любят". Мы вас будем очень больно любить! "Они все хотят быть похожими на своего фюрера"! Глумливые в своем бессилии, растленные и растлевающие, утратившие живое восприятие жизни и смысла, заблудшие овцы в бесплодной рефлексии. Чудовищные размеры лжи - ничто перед пламенным острием Слова. Национальная философия Догоняющее развитие свойственно некоторой части особо одаренных отечественных интеллектуалов. Дилетантов пугает, что русская философия действительно изолирована - в том смысле, что в Европе наших мало знают. Они полагают, что если в философии много всяких разных идей, то они естественно, как блошки, скачут. В основном, конечно, по Европе, но и к нам по случаю забредают. А мы, грешные, объедки с барского стола подбираем. И нет бы открыто в этом признаться! Но ведь еще и гордиться начинаем, про самобытность песнь заводим. Однако все же есть у нас трезвые головы, бисмильля-рахман-рахим. "Догнали", наконец, что к чему. Спасибо, просветили! А то бы и дальше продолжали по Руси-матушке бродить, русскую идею разнесчастную по полям да весям разыскивать. У вас ведь как: совершили небывалое открытие - толерантность на Западе, оказывается, придумали! Ну и умозаключение сделали - перебираем "тамошние" темы и проблемы, а еще претендуем на русскость, национальную специфику, понимаешь. Непорядок! Вряд ли вы чувствуете, что философское познание требует удержания смысла. Мысли из-за границы в чемоданчиках не привозят и в шкафы не складывают. Если "ты их думаешь", то это уже факт твоего, а не "тамошнего" сознания, которому, впрочем, это может быть по барабану. Кроме того, актуализация смыслов - творческая задача, диалог, посредством которого мы впитываем иную реальность. Это свидетельство потенциального единства человеческого рода, проясняющего в слове реальность. И ставить это свойство в вину, как недостаток, отечественной интеллектуальной культуре, по меньшей мере нелепо. Но и это еще не все. Философия - это концентрированное выражение национального опыта в слове, прояснение реальности через него. В этом смысле философия может быть только национальной, специфичной, индивидуальной, порождаемая особой "человеческой разновидностью", с особым духом, типическими чертами и "общей физиономией" (Ортега-и-Гассет). Другое дело, что национальная философия не означает того, что философий много - философия одна, но открывается и удерживается она разными народами с разной степенью напряжения и проясненности смысла. Подобно тому, как многообразие человеческих языков не отменяет онтологического единства слова. Итак, по-вашему, тоталитарный стиль - фашизоидный эстетизм. По-нашему же - подлинная стихия разума, Логос жизни. Это есть философия русского глобуса - смысла воплощенного в жизнь и жизнь осмысленная. И временная утрата связи мысли и слова еще не означает заката русского космоса. В незримой глубине сознанья мирового
|