Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20050216_gar.html

Бомба с человеческим лицом
К феноменологии корейского атома

Никита Гараджа

Дата публикации:  16 Февраля 2005

От редакции. 16 февраля, в 63-ю годовщину дня рождения вождя корейского народа товарища Ким Чен Ира, в популярном московском клубе Bilingua состоялся премьерный показ документального фильма о современной Северной Корее, где были подробно освещены новейшие достижения северокорейской индустрии, науки и технологии. В свою очередь, "Русский журнал", продолжая линию на развитие связей между корейским и российским народами, публикует статью, также приуроченную ко дню рождения вождя и посвященную эпохальному событию в истории северокорейской государственности - созданию корейской атомной бомбы. Цель статьи - философское осмысление последствий этого события в общемировом масштабе.

Оружие и дух народа

Был ли прав Сталин, когда утверждал, что Советский Союз ведет войну не с великим немецким народом, а с бандой нацистских преступников? И неужели железобетонная мощь Третьего Рейха не имела ничего общего с духом германской нации? Наверное, и да, и нет.

В том пространстве смыслов, в котором русская армия была армией-освободительницей, она имела дело с искаженной Европой. Сталин ставил вопрос о восстановлении в правах всех порабощенных народов Западной Европы, включая и немецкий. Речь шла о стратегии возвращения мира к подлинной реальности - той реальности, которая существовала в русском сознании, удерживалась им и подтверждалась силой его оружия.

Крах Рейха должен был знаменовать собой катарсис "европейской трагедии", положить начало возрождению немецкого народа. В этом смысле Советский Союз воевал не с Германией, а за Германию.

Но Вермахт - явление плоть от плоти немецкого народа. Нацизм не был исторической случайностью. Он был подлинным выражением немецкого духа. Рейх и Германия неотделимы друг от друга, какой бы исторический камуфляж немецкий народ на себя сегодня не примерял. Это существо того германского универсума, в котором нам места нет.

Великая Отечественная Война была столкновением цивилизаций, пространств смыслов, взаимоисключающих друг друга реальностей, мировых империй. В материальных произведениях военного искусства того времени национальные культуры в полной мере выразили себя, выявили в них свою волю к жизни. Было бы неверно судить о мощи национального оружия только по технико-тактическим характеристикам. Гораздо больше нам говорят о нем названия вооружений, внешние очертания их форм, т.е. все те проявления смысла, которые находят выражение в материи оружия.

Символическая реальность

В 1916 году Владимир Эрн на публичном заседании Религиозно-философского общества памяти Вл.Соловьева выступил с речью "От Канта к Круппу"1. Это нашумевшее в свое время выступление предвосхитило многие повороты исторической драмы двадцатого столетия. Эрн специфическим образом обозначил связь реальностей духовного и материального бытия, разгадав глубочайшую философичность тех совершенных орудий, которые в Первую Мировую выпускались на заводах Круппа.

В этих беспрецедентных по своей мощи орудиях сконцентрировался германский дух, его философия. "Если немецкий милитаризм есть натуральное детище Кантова феноменализма, коллективно осуществляемого в плане истории целою расою, то орудия Круппа - суть самое вдохновенное, самое национальное и самое кровное детище немецкого милитаризма. Генеалогически орудия Круппа являются, таким образом, детищем детища, т.е. внуками философии Канта"2.

Германское оружие - это материя ее национального духа. Без нее Германии быть не может. Без совершенного оружия немецкий народ утратит свою реальность, и будет существовать в каком-то ином, нам неизвестном, качестве, вне своего эйдоса: современный "бундесвер".

Примененный Эрном методологический подход к расшифровке явлений материальной культуры нашел продолжение в русской философии имени, той интеллектуальной традиции, которая связанна с именами о.П.Флоренского, о.С.Булгакова и С.Ф.Лосева. И если последние разрабатывали философию имени, осмысляя на уровне онтологии его символическую природу, то Эрн обозначил контуры невыявленной до сих пор в развитой форме социологии имени. Той задачи, которую впоследствии поставил А.Ф.Лосев - показать, как имя реализуется в социальной реальности.

Коль скоро философское творчество реализуется в слове, и является концентрированным словесным выражением национальной культуры, философия - это матрица национальной культуры и ее исторического опыта. Из этого следует, что мысль - не есть распредмеченная реальность. Напротив, социальная природа - это опредмеченная мысль; слово, облеченное в материю и реализующееся в ней. Таким образом, все явления материальной культуры - это символы, указывающие на мысль и существующие постольку, поскольку человеком удерживается мысль в слове. Не в материальной, но в словесной реальности заключены формы социальной организации.

Почему Эрн обнаружил феноменологию германского духа в произведениях, актуально выражаясь, "военно-промышленного комплекса"? По всей видимости, оружие есть предельная феноменология национального самосознания. В произведениях военного искусства фиксируется воля той или иной нации к жизни, подтверждается ее жизнеспособность. По этим материальным символам мы можем судить о потенциальной мощи национальных культур. Оружие - один из наиболее ярких символов национального самосознания, оно является выражением национальной воли к жизни, своеобразным барометром актуального состояния той или иной нации, смысловым сосредоточением ее исторического бытия. Оружие - это та форма, которая свидетельствует о воле того или иного народа защищать свой универсум, свое смысловое пространство.

Атомная Корея

Каждая эпоха рождает свой тип универсального оружия. Мы сегодня продолжаем жить в эпоху атомного оружия, наиболее совершенного средства уничтожения. Важно иметь в виду, что здесь имеет значение не сам факт наличия у той или иной державы этого оружия (приобретенного тем или иным способом у других), но способность порождать его из недр национальной культуры. В наше время атомное оружие - это абсолютный символ национального духа.

Поэтому заблуждаются те, кто полагают, что атомное оружие - лишь инструмент политического торга. Просто так нации на этот инструмент не претендуют. Да, можно пользоваться плодами чужой культуры, овладевать ими не по праву. Но тогда его носители будут являться лишь преступниками, незаконно присвоившими право на культурно-историческое творчество, свобода и самостоятельность которого гарантируется беспрецедентной мощью этого оружия.

Но атомное оружие является все же творением духовной культуры. Поэтому право на него зарабатывается трудом множества поколений, беспримерным по своему напряжению, лишениям и издержкам.

КНДР, провозгласившая себя атомной державой, не просто заявила о своей военной мощи, но предъявила миру потенциал самостояния, уравнивающий корейский народ с великими нациями. Это свидетельство универсалистского значения корейского народа, который воспроизвел в своей культуре весь цикл мирового духовного и материального исторического процесса, чтобы в самом совершенном оружии засимволизировать тот предел, к которому подошла современная цивилизация.

Может быть, придет время, когда будет организованная выставка всех ядерных зарядов, родившихся из недр той или иной культуры. Это будет парад символов, тех материальных предметов, в которых с наибольшей степенью напряжения выражена воля той или иной нации к жизни. Можно будет созерцать эти величественные символы национальных культур, щупать их материю, окунаться в их смысловое пространство.

Тем, кто видит в Северной Корее лишь одиозный, бесчеловечный политический режим, извращенную форму тоталитарного общества, никогда не понять всего величия этого народа, имеющего цивилизационный потенциал. И если кто-то полагает, что Корея будет использовать это оружие в узконациональных, эгоистических целях - тот глубоко заблуждается. Для корейского народа оно имеет в первую очередь символическое значение.

Когда 31 августа 1998 КНДР запустила свой первый спутник, многие иронизировали над тем, что его практическое значение близко к нулю. Так это или нет, но весь цивилизованный мир потешался над тем, что столь высокотехнологичное изобретение было запущено в космос только для того, чтобы передавать с орбиты сигналы с приветствием в адрес вождя корейского народа. Но именно символичность, а не практическое применение, имеет здесь первостепенное значение. Это связано с самой природой тоталитарных обществ.

В тоталитарных обществах культы гражданских религий отличаются особой строгостью отточенного до мельчайших подробностей ритуала вождей. Их лик есть символ, персонализированное выражение той эйдетической реальности, которая актуализирует здесь и сейчас, концентрирует в себе дух нации, ее потенциальное вневременное единство. Здесь поклоняются не идолам - дегуманизированным культурным артефактам (каменная "тетя с факелом" посреди Гудзонова залива), но личностям, носителям эйдоса своего народа.

Всем тем, кто с долей иронии или, напротив, с раздражением воспринимает гражданские культы тоталитарных обществ, следует иметь в виду, что их внешнее величие и помпезность связано с воспроизводством символической реальности, выражение особого рода духовного комплекса. Последний проистекает из универсализма, той реальности, которую создают и удерживают тоталитарные общества. Этот универсализм свидетельствует о цивилизационном потенциале внешне замкнутых в себе тоталитарных систем, которые "вдруг" оказываются способными предъявлять миру универсальные ценностные артефакты. Непонятные, незнакомые, невозможные - а потому страшные и враждебные, как и сама система, их породившая. Смотря на сегодняшнюю Корею, мы понимаем, какими глазами видели СССР 50, 30 и даже 20 лет назад; откуда взялось в устах Рейгана выражение "империя зла" применительно к плюшевой брежневской геронтократии.

Предметом не материального мира, но мира идеального, символического нужно считать предъявляемую миру корейскую ядерную бомбу. Тот подарок, который сделал себе корейский народ к дню 63-летия великого вождя. Северокорейская бомба - это национальный символ, запечатленный в материи эйдос корейского народа. Это могучий дух великой нации, его творческая самореализация. Такие народы, как корейский, не сходят с исторической арены - они в состоянии развернуть свой универсум, организовать вокруг себя пространство будущего человечества. И пусть трепещут те, кого при одних словах "тоталитаризм", "диктатура", "идеология" впадают в животную ярость и злобу. Человеческий космос будет восстановлен; отныне судьба мира не только в руках дегенератов бушей, блеров и шредеров, но и в руках великого вождя, товарища Ким Чен Ира, Солнца ХХI века, символа атомной Кореи.

Примечания:


Вернуться1
Эрн В.Ф. Сочинения. √ М., 1991


Вернуться2
Там же. √ С. 313.