Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Требуются украинцы
"Украинский миф": проект, обреченный на провал

Дата публикации:  20 Марта 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Положа руку на сердце, независимость свалилась на Украину, как спелый орех. Она не была выстрадана в жестокой борьбе с имперскими поработителями. Пламенные патриоты из УНА-УНСО, готовившиеся к героическим подвигам и герилье, с изумлением обнаружили, что им, собственно, не с кем воевать! Не было ни танков на площадях, ни расстрелов парламента, ни прочих кровавых страстей, отличающих любую уважающую себя национально-освободительную революцию. Советская власть растаяла на Украине, как туман. Секретари обкомов и райкомов в мгновение ока сменили партийные кители на сорочки-вышиванки, а первый секретарь ЦК КПУ с готовностью переписался в президенты...

Патриоты остались в дураках. Они строились в боевые колонны и направлялись во главе с жовто-блакитным прапором штурмовать партийные дворцы и бастилии, а оттуда их встречали хлебом-солью и такими же прапорами, только больших размеров и еще лучше вышитыми. Из Кремля в это самое время раздавалось знаменитое ельцинское ╚пусть каждый возьмет себе столько суверенитета, сколько сможет проглотить╩. Озадаченным патриотам пришлось возвратиться в свои штабные кавьярни, запивая несостоявшуюся миссию пивом и вином.

На Украине наступило вдруг то, чего никто не ждал: капитализм эпохи первоначального накопления. Новые начальники жизни водрузили на лацканы своих пиджаков отнюдь не национальную символику, а лейблы трансатлантических кампаний. Очень быстро подтвердилось, что капитализм не знает национальных прописок и границ. Назовите автору хоть одного патриотического капиталиста, и он согласится съесть собственную шляпу. Бродский, Рабинович, Суркис, Пинчук, Ахметов √ вот на сегодня богатейшие магнаты Украины. Когда забираешься в родословную новейшего украинского капитала, диву даешься, как мало там этнических, ╚патентованных╩ украинцев┘

"Украина √ не Россия" - так назвал свою последнюю книгу украинский экс-президент Леонид Кучма. В национально-романтическом смысле это, может, и так, да дело в том, что мои земляки только этот смысл и демонстрируют. Величайший из украинцев, Тарас Шевченко, назвал нас "нацией гречкосеев" и сопроводил свой приговор неслыханным по жестокости обличением:

Рабы, холопы, грязь Москвы,
Варшавский мусор ваши паны, -
И гетманы и атаманы!

Украина - не Россия? Тогда почему же именно Киев веками пополнял палаты Кремля наиболее преданными служителями имперского режима? Вот и сегодня новейший укрпрезидент подтверждает четырехсторонний Госсоюз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Казахи и белорусы никогда не страдали национальным комплексом, но украинцы! Воистину, трудно найти на земном шаре народ, который так сильно мечтал бы о независимости и так мало делал для ее реального осуществления. От этой мучительной истины съеживаются мозги.

Гердер - главный знаток истории всех времен и народов - высказался в одной из своих работ в том духе, что мол есть державные и есть недержавные нации. Первые обречены на то, чтобы подчинять, вторые √ чтобы подчиняться. Так, по Гердеру, предопределили Бог и природа, и такое положение вещей ни на каком риторическом коне не объедешь. Поэтому так трагична участь немногочисленных украинских пассионариев: Мазепы, Гонты, Наливайко, Степана Бандеры, Вячеслава Чорновола. На протяжении двадцати веков Священной истории Украина поднимала свою свободолюбивую голову только в Смутные времена и опускала ее ниже пояса, как только на севере появлялся очередной диктатор. Исключения не в счет; они лишь подтверждают правило: национальные пастыри Украины раз за разом оказывались невостребованными собственным стадом.

Украина - не Россия? Тогда что же? Освободившись от советской опеки, она отнюдь не стала вторым Римом, но превратилась в какое-то транзитное Гуляй-Поле, по которому бродит лихой человек. Её колхозные поля заросли чертополохом, половина заводов и фабрик остановилась, а другая половина перекуплена иностранными фирмами и кампаниями √ в первую очередь российскими. Ее премьер-министров сажают в американские тюрьмы, её президентов шантажируют скандальным компроматом, наиболее жизнеспособная часть её населения подалась на заработки заграницу - и тоже в первую очередь в Россию┘

Недавно автор этих строк возвращался из Москвы в родной Львов в плацкартном вагоне. Вагон и весь поезд были забиты возвращающимся с работ галицким людом. Каких только историй от них не наслушаешься! Вот одна из них┘

Пожилой галичанин вместе с зятем и родным сыном подрядились перекрыть крышу в подмосковном ресторане для "новых русских". Владелица обещала каждому по тысяче долларов за выполненную работу. Для львовщины это немалые деньги. Работали без выходных, с утра до вечера. Жили прямо на объекте, питались, чем Бог послал, и боялись высунуть нос за пределы своего объекта, потому что хозяйка забрала паспорта для регистрации, да так их у себя и оставила. Прошло два месяца. Наступил долгожданный день расчета. "Сейчас проверим, что у вас получилось", - сказала энергичная бой-баба, прибывшая к своему ресторану на пожарной (!) машине. И на крышу обрушились водяные потоки. О, ужас, крыша протекала, чердак превратился в сплошную лужу. "Забирайте паспорта и убирайтесь на все четыре стороны. Халтурщикам платить не собираюсь. Начнете выступать √ вызову муниципалов".

Пан Петро повествовал это, а в глазах у него стояли слезы обиды. "Не могла, ну никак не могла протекать эта крыша. Мы же честные работяги, десятки домов за свою жизнь перекрыли. Не иначе кто-то из подосланных хозяйкой людей повыдергивал ночью кровельную арматуру".

Зять и сын тоже горестно вздыхали и разводили руками. У них тоже не укладывалась в голове эта иезуитская история. У автора этих строк √ тоже. Но такова участь сегодняшнего украинца, польстившегося на русские заработки: он абсолютно беспомощен в незнакомом и жестоком мире. С ним не заключают никаких трудовых договоров, ни нотариальных соглашений, не регистрируют по месту временного жительства √ все зависит от порядочности (или непорядочности) заказчика. Соблазн одурачить бесправного работягу слишком велик.

Но вот заказ выполнен, худо-бедно оплачен, и можно, наконец-то, вернуться в родные пенаты. Не тут-то было. Киевский вокзал Москвы кишит всевозможными "братками" и прочими авантюристами. К вам подходят несколько типов в загадочной униформе и требуют показать документы. Откуда знать, кто они такие и что им на самом деле нужно? В абсолютном большинстве им нужны те доллары, что вы заработали. Поэтому наученные горьким опытом галицкие "арбайтеры" предпочитают до последнего момента отсиживаться в привокзальных окрестностях, а посадка в поезд временами напоминает фильмы про гражданскую войну: за минуту до отхода поезда перрон пустует, как вдруг откуда-то ниоткуда на него высыпают сотни народу и всяк стремится как можно быстрее укрыться за спасительными плечами проводника. Уф-ф! Заработок в сохранности, голова тоже, поездное радио передает украинские песни, можно расслабиться.

И расслабляются. А, расслабившись, начинают делиться друг с другом историями, подобно той, что я только что рассказал. Горек хлеб на чужбине. Но что делать населению десятков галицких городков, если они превратились в безработные резервации? Невозможно взять в толк, почему украинские трудовые руки, столь ценимые в России, оказались ненужными на собственной родине. Изо дня в день и из месяца в месяц плацкартные вагоны 71-го поезда заполняются рабочей эмигрантской массой.

В соседнем купе разгорается веселье: там пирует бригада из четырех человек, возвращающаяся аж из Самотлора. Нефтяники. "Да мы как были главные на Самотлоре, так остались, - горячится Микола Степанович Бунчак, буровик и тоже, между прочим, галичанин. √ Куда москали без нас денутся?"

И действительно. Из рассказов пана Миколы явствует, что Прикарпатье как поставляло, так и продолжает поставлять нефтяному российскому Северу квалифицированную рабочую силу. В советские времена её перебрасывали туда вахтовыми самолетами, сейчас приходится обходиться плацкартой, но украинское трудолюбие по-прежнему в цене. О своих заработках Микола Степанович дипломатично умалчивает. Зато вдруг лезет в чемодан, достает оттуда "мобильник" и сообщает своим домашним, что он уже в пути. Купе почтительно внимает. Автор этих строк тоже. Все-таки не у всех галичан их вынужденное эмигрантство складывается безрадостным образом┘

Львов. Сонные пассажиры пакуют свою дорожную укладь. У некоторых она выросла за время рейса до неподъемных размеров. Это потому что на каждой остановке поезд атаковали толпы продавцов всевозможного товара. Местное производство перебивается сегодня на Украине случайными заказами и вынуждено расплачиваться с рабочими не живыми деньгами, а продукцией собственного изготовления. По вагону беспрерывно носят (проводник в доле) хрустальные сервизы, наборы громадных кукол, бельевые комплекты √ всё за вполне подъемные деньги.

Наутро благодарные семьи будут чествовать своих отважных кормильцев, пустившихся в рискованную одиссею по рынкам рабочей силы Москвы и России. А сами эти кормильцы осмотрятся по сторонам, увидят, что на родимой Галичине они как были, так и остались не нужны √ и снова подадутся на 71-ый поезд "Львов-Москва", и опять станут укреплять благополучие северного соседа.

Так было во времена строительства Санкт-Петербурга, так остававалось при советской власти, и то же самое повторяется в свободные независимые украинские патриотические времена. "Требуются украинцы" - прочитал автор на одном из афишных столбов Киевского вокзала. No comments.

┘Какой из этого всего можно сделать вывод? Чтобы "народ" стал "государством", в его национальном веществе должен быть растворен некий ген, который у украинцев, увы, отсутствует. Отсутствует - и все. Признать это √ значит, быть всего лишь трезвомыслящим человеком и не выдавать "должное" за "сущее". Другое дело, что это очень горькое здравомыслие. Против него вопиет украинское "я" автора этих строк.

┘Рискну закончить эти ╚мысли вслух╩ следующим пассажем. Пусть украинсий читатель этих строк назовет народ, которой ближе всего стоит к украинцам по укладу жизни, языку, религии и прочим знаменателям национального бытия. Немцы? Поляки? Турки, евреи, грузины? Не те, ни другие и не третьи, а именно русские, какого бы зубовного скрежета не стоило это признание ревнителям ╚украинской идеи╩. Они вызывают сочувствие пополам с состраданием, потому что являются носителем мифа, который никогда не был по-настоящему осуществлен.

Воплотится ли "украинский миф" в будущем? Как знать. Украинское "я" автора затанцевало бы от радости. Но для этого украинцы должны перейти в настолько иное, настолько новое качество (на генетическом уровне), что, пожалуй, эти самые новые "украинские украинцы" не признают нас нынешних за своих пращуров-земляков, и в день Страшного Суда воссядут на отдельном месте.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Никита Гараджа, Дело Конта /18.03/
О механизме, функциональности и генезисе социальных структур наша нынешняя социология может сказать очень многое. Но ответить на вопрос о том, какое они имеют значение именно для нас, она не в силах.
Владимир Голышев, Хорошая у нас молодежь-2 /18.03/
Ведь это же просто сказка - быть молодым в момент, когда твое государство, избавившись от громоздкой ельцинской бутафории, вот-вот начнет учреждаться!
Кирилл Фролов, Тщательно забытая правда /17.03/
Голод, организованный ярым большевиком-украинизатором Власом Чубарем, ударил в первую очередь по русской, русскоязычной, русофильской части Украины.
Дмитрий Бирюков, Чему смеетесь? /17.03/
Каждый немец облагорожен комплексом вины за грехи отцов. У нас этого нет, мы стремимся к "объективности". Мы не допустим, чтобы количество жертв сталинизма было завышено. Но чем это может обернуться?
Ярослав Греков, Либеральный реванш /17.03/
Путинский тупиковый курс должен наконец получить достойную альтернативу. Чубайс на эту роль не подошел. Между тем спрос на Либерального Мессию, способного дать стране соответствующие "заповеди", остался.


предыдущая в начало следующая
Валерий Сердюченко
Валерий
СЕРДЮЧЕНКО
(г. Львов)

Поиск
 
 искать:

архив колонки: