Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20050327_rad.html

Небессмысленная борьба
Алексей Радов

Дата публикации:  27 Марта 2005

Это здорово, что у нас есть люди, которые могут манифестировать начало или конец революции. Также, несомненно прекрасно, что у нас есть молодые голодные политики из благополучных семей. Странно конечно, что они голодные, раз семьи благополучные. Может быть, они сексуально голодные и просто сублимируют таким образом свою энергию, тщась направить ее "на спасение России"?..

Революция √ это антитеза политике. Все остальное √ "оранжевая" манипуляция массами┘

У меня есть Идея (которая с Большой буквы), Идея, собственно, ради которой, нам и нужна революция. Я полагаю, что это и есть "русская национальная идея". Только я не уверен, что она кого-то сплотит. Хорошие идеи не сплачивают, а разъединяют, оставляя человека наедине с собой. Не ждите чего-то радикально нового (это западная тема √ "впервые", "никогда прежде", "спешите видеть"). Я предлагаю не "Россию-4" и не экономические фантасмагории. Естественно, если это, действительно, "русская национальная идея" - то вам она должна быть знакома, просто ее необходимо артикулировать.

┘Человек начинается с того момента, когда в нем умирает душа. Когда его метафизические войны трансформируются в дурную психологию, а духовные искания √ в социальные практики. После этого человек становится человеком √ тем, кто живет в этой жизни и умрет в ней раз и навсегда. Тем, кто не откладывается свои долги на завтра. И после этого он может нечто изменить.

Этот момент прижизненной смерти, конечно, в большинстве случаев, просто роботизирует человека, но если роботизации избежать √ происходит то, что я сказал √ ты начинаешь жить здесь √ единственной и смертной жизнью, и именно поэтому ты можешь нечто изменить.

Тлеть,
Я уже стлел, но тлеть
Я больше не буду гореть
Только тлеть, тлеть
(А. Машнин)

От многих, кому сегодня около тридцати, я много раз слышал, что они революционно хотят. Но хотят не сами, а посредством более молодого поколения. Им так приятно понимать, что они уже отвоевались (но у них не вышло, ибо ╚враг силен╩). Очень точно у Стругацких, в "Миллиард лет до конца света" √ "ты так хочешь сдаться, но сдаваться то некому"

Есть мнение, что молодым нечего терять √ поэтому они активны. На самом деле, им есть что терять √ родители, образование, вера. Но они не дорожат тем, что у них есть. Когда тебе около тридцати √ терять тебе на самом деле, меньше. Семья и работа √ работа и семья, символический капитал, который мешает увидеть свою слабость √ это не так уж и нужно, просто больше ничего нет

Революцию должны делать те, кому есть что терять √ только тогда это будет по-настоящему. Те, у кого нет веры, есть только боль.

Между прочим, сообразно изысканиям социологов, активный период деятельности поколения (то есть, когда поколение ╚в своем праве╩) - от 30 до 60 лет (например, у Маннгейма). Для молодого (конечно, "старый" и "молодой" √ идеальные типы, привязанные к возрасту условно) "революция" - это то, что он хочет, а не то, что он хочет хотеть. Для него это √ "радикальное самоудовлетворение", вроде мастурбации пылесосом. Он не борется с собой, со своими сомнениями. Революцию должны делать те, кто должен ее делать, а не, у кого есть на это время.

Почему привлекает национально-патриотическая риторика в духе "наше государство √ всех отгосударствит?" Потому, что в этом есть дух. Даже не "дух" - тут лучше подойдет Geist. Именно так, именно по-немецки, для нас выражается то внутренне-русское, что у нас есть. Тут дело не в мифических коннотациях немецкого языка и фашизма, а в эстетике фонетики слов. Даже так скажу: ближе всего √ то чужое, которое ты сделал своим.

Этот дух, который воплощает идея имперской, всепобедоносной России √ не возникает благодаря тотальному государству, но порождает его само. Этот дух есть то, что должно быть в каждом человеке. И практически каждый, кроме совсем обезьян, стремится к тому, чтобы он был. Люди по-прежнему хотят жить зачем-то, и неолиберализм никогда не заменит фетишизацией (здесь: усилением) физиологических потребностей это смутное зачем-то - такое пустое и подростковое.

Нужен Дух и нужна Идея. Нужны большие Буквы в словах, а не игра ими.

Перекладывая порождение Духа на идею Великой России, ты сам отказываешься от того, чтобы нести его. Очень просто быть частью большого и сильного, и очевидно вечного. Гораздо сложнее самому быть большим, сильным и вечным.

Западное общество бездуховно не потому, что им по кабельному телевидению показывают чужие половые органы, а скорее потому, что их собственные половые органы √ это то, что показывают по телевизору.

Я боюсь, что аудитория поймет превратно этот пассаж, между тем, в нем есть глубокий смысл (эпистемологически - на стыке философии сознания и когнитивной психологии): они не могут непосредственно воспринимать свои половые органы как они есть. Им необходим посредник, через которого они приобщаться к ним.

Дело в том, что общество развивается √ это и есть цивилизация. Общество не как продукт совокупной воли индивидов, а как эмерджентное целое, онтологически отличное от их воли. Происходит экспансия социального в психологическое и духовное, и сообразно этому социология начинает более успешно объяснять факты √ то есть, вытесняет психологию и философию. Социальный детерминизм Конта √ не узкопрофессиональный взгляд на мир, но смутная интуиция в отношении тенденции, которая имеет место в том, что мы называет реальным миром.

┘Так вот. Западное общество действительно более цивилизованно, то есть сложнее устроено, чем, условно говоря, "наше". Но это не значит, что западные люди более цивилизованны, чем мы. Как прекрасно сказала Маргарет Арчер (это касалось эпистемологии, но естественно, в некоторой степени уместно и в отношении онтологии): "Верно, нет людей √ нет общества┘ но то, что здесь и сейчас есть люди, не значит, что здесь и сейчас есть общество".

Западные государства с господствующей идеологией неолиберализма являются не в пример более тотальными (и тоталитарными), чем "наше". Никакой "кровавой гебне" и не снились те возможности контроля, который позволяет осуществлять "их" общество. Потому что "кровавая гебня" пытается контролировать нас самостоятельно, а западный человек контролирует себя сам. Лучший заключенный √ это шизофреник, одна часть которого считает себя "конвоем" и не дает второй сбежать.

И конечно, дело совсем не в хитрых технологиях манипулирования, пропаганде или "жидо-массонах". Конечно, есть и манипулирование, и пропаганда ("жидо-массонов", к сожалению, нет). Дело в том, что человек сам выбирает: быть слабым. Не хочет принимать решения, ни за что отвечать. Сам он занимается чем-то одним, а всем остальным, что ему нужно, занимаются совсем другие люди. Таким образом, человек не может без государственной поддержки, без поддержки других людей.

Он несет ответственность за свою страну только тем, что платит налоги, то есть, собственно, платит другим людям за то, чтобы они несли ответственность за страну.

При этом потребность выбирать, принимать решения √ остается. Но и тут все схвачено: в магазине есть тридцать видов сыра √ выбирай, решай, действуй!

Есть очень важная вещь √ за любое настоящее действие надо платить частью своей жизни, частью себя. Западный человек не платит собой, образно говоря, он платит кредиткой. Он не живет своей жизнью √ он обслуживает свое тело и мозг качественными продуктами, которые позволят ему просуществовать немного дольше.

Стоит ли пояснять, что западный человек и его, пока не представленный, русский антипод √ есть идеальные типы. Просто "на Западе" больше √ первых, а у нас (пока) √ вторых.

Когда "патриоты" говорят о том, что США нас поработит, они, собственно, имеют в виду именно то, что я только что сказал, просто выражают эту мысль грубой метафорой. Они могут ждать военной экспансии, но это все мелочи. Если бы на нас напали √ как раз тогда экспансии пришел бы конец √ это был бы национальный подъем.

Страшна не военная экспансия, и даже не культурная в обыденном смысле слова - боевики со Шварцнегером много лучше Сорокина в Большом театре ("лучше", в смысле - "чище"). Это экспансия бытовой культуры, замена нашей повседневности √ своей, и вытеснения сферой бытовой культуры той глубинной метафизики, которая нам нужна (хотя она и неправда).

Так в отношении чего √ революция? Для меня - в отношении всей этой дряни, разливающейся по стране.

┘Знаете, в России есть прекрасные места. Чем дальше от Москвы √ тем прекраснее. В них стоят заводы, не платят зарплату, но там живут намного чище и правильнее, чем в Москве. Например, Инта. Типа "умирающий город". Только люди там √живые! У нас вон город (Москва) √ развивается, а люди все больше √ мертвые.

Лет семь назад я мог поехать в Иркутск, но не поехал. Этой осенью я все-таки побывал в Иркутске и увидел все ту же дрянь (правда, в уменьшенном объеме), что и у нас в Москве. Вся эта реклама, субкультура "мужчина как женщина" и проч. Я теперь боюсь ехать в один из моих любимых городов √ Красноярск. Неужели там тоже так теперь?..

И если кто-то думает, что это не так важно, что все это мелочи, то он глубоко ошибается. Во-первых, то, что нас окружает √ то и наполняет нашу жизнь. Во-вторых, один рекламный плакат на улице (что-то вроде "жуй быстрей! ") влияет на ценностные ориентации, на психологию, на то, что ты будешь делать завтра самым невероятным образом. Плакат, в том числе, легитимирует жевание рекламируемого продукта как Действие. То есть удовлетворяет желание действовать. И вместо духовного и морального совершенствования √ человек жует.

┘Видите ли, если людям объяснить "зачем", а не просто пропиарить это "зачем", у нас будет массовое движение, будет революция. Но для этого нужны Дух и Идея. У большинства из тех, кто "занимается революцией" нет ни того, ни другого. "Без Путина" √ это лозунг, а не идея┘ Другие "революционеры" говорят: "нам нужна система политической конкуренции". Кому это "нам"? Нам нужна чистота и искренность!

Неужели не понятно, что если пиарить бренд некоего движения, а не двигать идею, то мы получим просто передел властных полномочий "наверху". Да, в некоторых смыслах жить станет свободнее, а в некоторых √ нет. Я лично не вижу особого смысла в смене принуждения с политического на экономическое.

У нас нет шанса что-то изменить. Но у нас есть шанс красиво и небессмысленно побороться. Вот его надо использовать!

Вот только надо не лгать, и не идти на компромиссы. Ведь люди идут в массовые протестные движения именно потому, что им надоедает ложь и мерзость вокруг. А ложь и мерзость √ это, в том числе, и "пресс-релизы, которые пишет опытный пиарщик".

Революция для народа, а не для журналистов!