Русский Журнал
/ Обзоры / www.russ.ru/culture/20050418_ursol.html |
Демократию геть! Американский пофигизм вместо "европейского вектора" Юрий Соломатин Дата публикации: 18 Апреля 2005 "Народ безмолвствует..." А.С.Пушкин, В конце февраля 2005 года вся европейская пресса захлебывалась от восторга: "Испанцы одобрили Конституцию ЕС!" За Конституцию высказались 76,7% граждан страны! И как-то застенчиво, вскользь, мимоходом, скороговоркой о том, что: Проблема ╧1: абсеинтизм-пофигизм Ключевой в сути буржуазной избирательной демократии является не столько проблема "честных и прозрачных выборов", - как это провозглашается сейчас с каждого украинского политологического тына, - сколько искусственно уведенная в тень проблема сознательного или не сознательного массового отказа избирателей от участия в выборах, уклонение от них, то есть абсеинтизма. На украинском бытовом жаргоне это явление получило название "пофигизма" (от фиги, которую держит в кармане для всех маленький, но себе на уме украинец). В западном либеральном буржуазном атомизированном обществе самым лучшим гражданином является такой, который действует по принципу "каждый сам за себя, лишь один Бог за всех", а в нашем украинском варианте - "ничего не знаю, моя хата с краю". Такого избирателя не нужно ни в чем убеждать. Его не нужно даже покупать. "Пофигист" - это самый лучший, образцовый гражданин! Он демонстративно плюет на всех, от президента до местной власти, но не понимает, что это плевок против ветра и что он возвратится на его собственное лицо. Именно благодаря пофигистам происходит минимизация и оптимизация затрат на выборы со стороны участников буржуазного электорального забега. Чем больше пофигистов - тем лучше! Абсиентисты "у них" А как проблема абсеинтизма-пофигизма решается в мировых демократиях? Зарубежный опыт законодательного решения участия или неучастия в выборах свидетельствует о том, что этот вопрос решается по-разному. Во Франции избирательный кодекс относительно выборов депутатов национальных собраний устанавливает нижний порог явки на выборы опосредствованно. Никто не может быть избран в первом туре, если не получил: Больше того, добрая старая европейская демократия в ряде стран предусматривает обязательный вотум, то есть избирателям юридически вменяют в обязанность принять участие в голосовании. За нарушение этой обязанности накладываются определенные санкции. На постсоветском пространстве, как известно, никакие санкции пофигистам не грозят. Правда, существуют ограничения, не позволяющие объявлять "народным волеизъявлением" - решение меньшинства (как это было в Испании). Например, в Российской Федерации обязательный минимум участия избирателей в выборах (референдумах) установлен таким образом: В Республике Беларусь на выборах депутатов палаты представителей и на выборах президента установлен обязательный минимум участия в выборах (референдумах) больше половины избирателей округа, которые включены в списки граждан, имеющих право принимать участие в выборах. Такой же порядок в Республике Казахстан. А вот в США - цитадели современной демократии установлена лишь уведомительная регистрация избирателей, то есть в избирательные списки заносятся только те избиратели, которые добровольно зарегистрировались. Там попросту отсутствует институт учета и регистрации граждан, а на законодательном уровне предельной границы участия избирателей в выборах, при котором они считаются состоявшимися, не установлено. Пофигизм "у нас" В Украине за последнее десятилетие состоялась определенная эволюция в определении обязательного минимума участия в выборах. Выборы народных депутатов Украины, которые проводились по мажоритарным округам в марте 1990 года еще по советскому закону от 27.10.1989, признавались состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. А избранным считался кандидат, получивший на выборах больше половины голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании. На следующих выборах в 1994 году (которые нынешний министр юстиции Украины и бывший "руховец" А.Лавринович признал в одном из недавних интервью "последними действительно демократическими выборами") количественная граница пришедших на выборы избирателей для признания их состоявшимися устанавливалась такая же, как в 1990 году. Тем не менее избранным считался кандидат в депутаты, который получил больше половины голосов избирателей, пришедших к избирательных урнам, но не менее 25% от числа избирателей, внесенных в списки избирателей данного округа. При наличии этого дополнительного требования (25-процентного барьера) из 450 избирательных округов в 45-ти народный депутат так и не был избран. Тогда нарождающаяся буржуазия поняла, что для победы на выборах нужно работать с избирателями: не только и не столько убеждать, проходя от дома к дому, сколько "брать на испуг" с помощью так называемого админресурса, перекупать голоса и пр. Перед новоявленной украинской буржуазией возникла задача "минимизировать" и "оптимизировать" избирательные хлопоты... Проведение следующих очередных выборов в парламент Украины в 1998 и 2002 годах осуществлялось уже по смешанной пропорционально-мажоритарной системе, а предельная граница явки избирателей на выборы как условия признания их состоявшимися уже не устанавливалась. Вопрос был решен "без шума и пыли"! Факт: на выборах в Верховную раду Украины в 1998 году приняло участие 70% избирателей от общего количества включенных в избирательные списки, а в 2002 году - их осталось 65%. То есть пофигисты составляли уже 1/3 часть от общего количества избирателей. Это явление известно во всем мире. Оно свидетельствует о растущем недоверии к буржуазным институтам власти. С тех пор тенденция эта закрепилась. Она прогрессирует и приобретает все большие масштабы. Ряды пофигистов растут неумолимо. И это тоже факт... По новым избирательным законам, принятым в 2004 году, следующие выборы в 2006 году состоятся по пропорциональной системе с 3-процентным порогом (ранее был 5-процентный) прохождения политических партий в парламент, а предельная граница явки избирателей на выборы как условия признания их состоявшимися также не установлена. Таким образом, провозглашая свое желание, с одной стороны, войти в Европу, а с другой стороны, в ЕЭП, Украина де-факто избрала самый либеральный американский вариант пофигизма (свободу не ходить на выборы). Ведь активные, с собственными политическими взглядами избиратели лишь мешают на буржуазных выборах тем, кто рвется к власти. В 2002-2004 годах состоялись промежуточные выборы в Верховную раду Украины по пяти округам, которые засвидетельствовали: Кто-то говорит: "Народ утратил веру в выборы!" А для кого-то это очень хорошо! Не нужно таких, утративших веру, ни в чем убеждать, даже не нужно расходовать деньги на обман или обычный грубый подкуп. Пусть "народ" сидит по домам и сосет лапу! Это и есть самое высокое достижение по "минимизации" и "оптимизации" буржуазной избирательной демократии в условиях современной уголовно-олигархической Украины. То есть обыкновеннейший украинский буржуазный избирательный кретинизм. Воля народа. Как ее определять? Все политики апеллируют к мнению и воле народа. Расхожие фразы типа "народ не поймет", "народ нам этого никогда не простит" годятся для политического театра, но не для правовой фиксации народного волеизъявления. С правовой точки зрения мнение и воля народа выражаются в фиксации позиции большинства, имеющего право голоса. Как известно, существует:
Отсюда становится ясным, какое большое значение имеет учет каждого голоса. Если такой учет есть вообще. Но пока у нас в Украине единого реестра избирателей нет. К чему это приводит (в плане избирательных фальсификаций и мошенничества), мы хорошо знаем на собственном опыте... Однако в избирательных системах существует еще понятие относительного большинства для условий, когда не используется критерий явки и когда в выборе участвует больше двух кандидатов. При использовании таких избирательных систем победителем может стать и кандидат, получивший всего лишь десяток процентов голосов. Пример: 30 мая 2004 года на промежуточных выборах в Верховную раду Украины в избирательном округе ╧136 г. Одессы (143 тысячи избирателей) в голосовании приняло участие 34740 избирателей, что составило 24,36% от их общего количества. А занявший первое место и ставший народным депутатом Украины заместитель главы Одесской государственной администрации Антон Иванович Киссе собрал 10530 голосов, что составило 30,31% от количества избирателей, принявших участие в голосовании и 7,34% от общего количества избирателей. Блистательная одесская иллюстрация сути пофигизма и относительного большинства! |