Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
В плену чужих произволений
Выступление на семинаре "Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского как инструмент развития", Дивеево, 18 апреля 2005 года

Дата публикации:  26 Апреля 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Среди участников семинара немало представителей Церкви, власти и предпринимательства. Более того, именно эти три категории людей поименованы особо в той концепции создания Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, которая минувшей осенью была представлена на благословение Святейшему Патриарху Алексию II.

Звучание этой триады - Церковь, власть и бизнес (иногда с прописной буквы пишут все три слова) - все чаще приходится слышать в самых разных местах нашего Отечества. Движение властвующих в церковной ограде и за ее пределами навстречу друг другу распространяется все шире. Оно приносит свои благие плоды - прежде всего, это восстановление наших святынь, разрушенных и поруганных в прежние годы, созидание новых храмов. Но в этом движении есть свои проблемы, и немалые.

Люди, внешние и сторонние по отношению к Церкви, стоящие при церковном пороге или составляющие собой церковный народ, видят немалые деньги, которые вкладываются в церковное строительство. Видят они и высокопоставленных представителей Церкви, восседающих в президиумах бок о бок с сильными мира сего. А вот нелицеприятная критика разрушительной для страны и очень болезненной для большинства людей либеральной политики властей со стороны Церкви почти не слышна. Хотя известно, что рядовое священство и монашество, простые прихожане в массе своей не одобряют действий власти и не ждут от нее ничего хорошего. Высоко оценивается, пожалуй, лишь одно - нынешняя свобода Церкви.

И люди с горечью говорят о том, что сегодня происходит новое сращивание Церкви и государства, не приносящее действительной пользы государству и небезопасное, стеснительное для Церкви. Прямые же неприятели Церкви пытаются извлечь из этого для своей борьбы максимум возможного: "Церковь учит народ смирению, чтобы олигархи продолжали безнаказанно грабить страну". Это суждение нельзя проигнорировать. Оно взывает к внятному, убедительному и честному ответу, причем не на словах, а на деле.

Все это чревато воспроизводством ситуации 1917 года, когда привыкшие к союзу с мирскими властями церковные верхи быстро благословили Временное правительство, а умиротворяющий и здравомысленный голос Церкви не был услышан, не был воспринят как свой значительной и самой активной частью народа. Чем все это кончилось для Церкви, страны и государства, слишком хорошо известно.

В условиях, когда по границам России прошла еще не завершившаяся, по всем признакам, череда "оранжевых" революций, когда цивилизационные оппоненты России открыто примеряются и к переформатированию нашей государственности, переводу ее на качественно иной уровень внешней зависимости, когда во весь рост стоит "проблема 2008 года", такое общественное нечувствие к голосу Матери-Церкви представляется безусловно опасным...

Сегодняшние православные благотворители занимаются главным образом восстановлением святынь. Само по себе это очень здорово, Бог им в помощь. Но этого совершенно недостаточно. В нынешней ситуации, по большому счету уже предреволюционной, заниматься "кирпичами" и "позолотой" - это самое простое. Заниматься надо жизнью людей.

Вся окружающая нас жизнь свидетельствует: если мы сами не сумеем помочь идущим в обществе процессам самоорганизации, рождения гражданственности, если мы не сумеем построить эту столь востребованную ныне работу на основании традиционных для России православных ценностей, это поле с неизбежностью займут другие силы и другие ценности.

Киевский Майдан показал это внятно и убедительно. Подлинная, неподдельная энергия наших же по существу людей, желающих избавиться от заворовавшейся лживой власти и самим строить свою жизнь, впервые в жизни почувствовавших себя гражданами, встретилась здесь с многочисленными финансовыми потоками, методическими образцами и опытными руководителями, с помощью которых и была упакована, перенаправлена. Аналогичная работа ведется нашими оппонентами и в России.

Убежден: если у формирующегося ныне в России гражданского общества не будет плотного, весомого и дееспособного православного ядра, гражданское общество как таковое в России просто не состоится. Оно будет подменено имитацией, несущей вмонтированный зарубежными "инженерами" ген зависимости.

В этих условиях очевиден удручающий недостаток или даже отсутствие наших финансовых потоков, наших методических образцов и наших опытных руководителей, целенаправленно помогающих идущим в нынешней России процессам самоорганизации гражданского общества, укорененного в традиционных русских ценностях...

Идущие сегодня реформы приводят к обрушению социальной инфраструктуры, ориентированной на небогатых людей, - медицины, образования, социального призрения, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания и многого другого. При всем ужасе и недопустимости происходящего, это, как ни странно, благоприятный момент для внедрения в разлагающуюся общественную ткань островков новой социальной инфраструктуры, опирающихся на самодеятельность граждан и постепенно соединяющихся в сети.

Популярный образ сети, распространяющейся и уплотняющейся, повышающей связность отдельных ячеек, здесь как нельзя более уместен. Вопрос лишь в том, на каких культурных основаниях развивается эта общественная связность.

Мусульманские сетевые структуры в области образования, медицины, снабжения, торговли, строительства, информации и т.д. уже возникли, развились и окрепли - и в моей родной Казани, и на земле православной Таврии (не только в Бахчисарае), и во многих других местах, в том числе привычно относимых исключительно к русскому культурному ареалу. В крупнейших городах развиты еврейские сетевые структуры. Аналогичные православные сети с очевидностью отстают в развитии.

Констатирую это без малейшего недоброжелательства по отношению к моим мусульманским или еврейским согражданам. Слава Богу, что люди устраивают собственную жизнь на традиционных для них основаниях. А вот то, что православная самоорганизация в России отстает, это совсем нехорошо, причем для всех, не только для православных. Если нынешние тренды сохранятся, у нас впереди либо масштабная смена культурной идентичности с сопутствующим переделом пространства, либо недовольство и ущемленность слабо организованного русского большинства по отношению к структурированным меньшинствам. Провокаторы, которые сумеют в этих ситуациях работать на обострение, тоже найдутся.

Тем не менее, позитивный процесс самоорганизации большинства идет. Достаточно постоять перед доской объявлений любого из сильных московских приходов, чтобы увидеть количество и разнообразие повседневных общих дел, объединяющих современных православных людей.

Но не покидает беспокойство: темпы возвращения православных ценностей и способов практического действия в повседневную жизнь постсоветского общества совершенно недостаточны, чтобы перед лицом внутренних и внешних вызовов удержать от распада нашу слабую (а другой пока нет) государственность. Общественному делу надо помогать. Не строить инициативных людей в колонны по начальственной разнарядке, а мягко, бережно и индивидуально поддерживать православные общественные инициативы...

Общим местом стало утверждение: если в России не произойдет решительной смены элит, ее скорое переформатирование в полностью зависимую страну неизбежно. Не берусь оценивать реальность такой масштабной ротации, но если это хоть в какой-то степени реально, впереди неизбежно встанет проблема преемственности управленческих компетенций - во власти, предпринимательстве, других сферах деятельности.

Сегодняшняя элита как целое, без сомнения, мало куда годится и подлежит замене. Но она владеет одной существенной ценностью - практическим знанием того, как устроена сегодняшняя жизнь на самом деле, в своей подлинной, не виртуальной неприглядности. И на этапе перехода к чаемому будущему, если такой переход когда-нибудь состоится, подобное знание тоже на какое-то время будет необходимо. Одними "проектами развития России", при всей их первостепенной важности и нынешней катастрофической их нехватке, здесь не обойтись.

Создаваемый Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского мог бы определить одной из своих главных задач адресную поддержку православных гражданских инициатив. Поддержку не только финансовую, но и политическую, методическую информационную. Таким образом, Фонд мог бы стать инструментом, позволяющим отстраивать конкретные точки взаимодействия православных людей во власти и управлении (а такие есть, и их не так мало, как может показаться) с формирующимся православным гражданским обществом.

В последние годы очень много было сказано о "вертикали власти". Реальная же постройка, не стоящая на камне традиционных ценностей, оказалась хрупкой и неустойчивой. Прямое взаимодействие православных людей во власти и обществе (во всем многообразии общественных институтов) - вот настоящая вертикаль, которая, образуя крест с горизонталью гражданского общества, одна способна удержать страну и обеспечить минимально необходимую преемственность управления.

Несколько слов о возможных формах такой работы. Альтернативную сетевую "социалку" единовременно не создашь. Основной путь здесь - поддержка тех, кто уже трудится на этом поприще, и трудится успешно. Вспомним, как поступал батюшка Серафим. Он не просто помогал нуждающимся дивеевским сестрам. Он дал им денег на мельницу, чтобы они кормились от нее своим собственным трудом, а значит, увидел в них готовность и способность к этому труду.

Такая готовность и способность потрудиться - основные критерии отбора проектов для поддержки Фондом. Негосударственный статус Фонда дает ему в этом отношении значительную свободу.

В Приволжском федеральном округе новое дело будет интересно многим. И людям из власти и предпринимательства, уже твердо вставшим на благодатную, но каменистую и невозделанную, заросшую терниями церковную почву. И политикам, имеющим уникальный опыт проведения грантовых конкурсов по поддержке социальных и культурных инициатив гражданского общества (памятные многим "Ярмарки социальных и культурных проектов"). Сейчас его просто надо перенести в новую сферу - в "православный сектор" этого самого гражданского общества, где такой опыт предельно востребован.

Только, пожалуйста, поменьше пыли и шума. Православная жизнь - дело тонкое, и, если стилистика навязчивого политического "пиара", уже отлившаяся на прошедших ярмарках в "большой стиль", транслируется в новый сектор без изменений, значительная часть православных просто разбежится, увидев в этом глубокое нецеломудрие, с разочарованием опознав в который раз стремление начальства, чтобы его политически обслужили.

Убежден, что внешние формы нового движения надо проектировать заново, и это отдельная работа. Заново придется подбирать и значительную часть команды. В ядро ее будут способны войти только люди церковные, причем устоявшиеся в своей церковности, духовно изжившие громыхающий неофитский пафос...

Почему все замышляемое может устроиться под покровительством именно батюшки Серафима? Здесь уже приводились слова Святейшего Патриарха Алексия II, произнесенные им в июне прошлого года на открытии научной конференции "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России".

...Будущее России можно построить, только следуя за нашими святынями, которые даны нам историей и которые определяют общность нашей судьбы, наше лицо пред Богом и людьми. Жизнь убедительно показывает, что без этой опоры мы оказываемся в плену чужих произволений, а все рассуждения о так называемой национальной идее с очевидностью не отвечают реальности. И одной из святынь, показывающих нам путь в будущее, является образ преподобного отца нашего Серафима Саровского.

Какой образ будущего покажет нам преподобный? Это предмет отдельного глубокого размышления, еще предстоящего нам всем. Но уже сейчас мысленному взору видится общество, в котором, наряду с популярными ныне ценностями инициативы и предприимчивости, живы христианские идеалы милосердия, справедливости, человеческой солидарности.

Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, встречаясь два года назад в Сарове с учеными Ядерного центра, сказал: "...Преподобный Серафим - это мы, только очищенные от греха и беззакония". Нам всем хотелось бы, чтобы эти слова стали относить к себе все больше людей в нашей стране, в том числе тех "труждающихся и обремененных", о которых говорилось в сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 11: 28). Помочь им в полную меру сил - вот достойная задача, предлагаемая батюшкой Серафимом собравшимся в этих стенах.

Тогда, если будет угодно Богу, у этих сильных мира сего появится шанс со временем управлять своей страной, а не остаться, уже окончательно, наемниками внешнего управления.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Алексей Чадаев, Апология вертикали /25.04/
Идея "строить демократию" в то время, когда по градам и весям кочует оранжевая банда строителей ее же - это, если хотите, акт гражданского мужества.
Дмитрий Рогозин, "Анти-олигарх" /25.04/
Россия не умерла. Она не утратила дух сопротивления, несмотря на то, что против нее идет война - полномасштабная экономическая война. В этой войне внешним агрессорам помогает наш внутренний враг - олигархи и коррумпированная бюрократия.
Владимир Каганский, Советское пространство /25.04/
В нашем ландшафте жить и перемещаться - сложно. Ландшафт - ксенофобен, не рассчитан на посторонних, из него постоянно вычищается "чужое". Наш ландшафт сочетает полную открытость с явной непрозрачностью, полным отсутствием возможности видеть/знать что-то конкретное. Ландшафт прозрачен - видеть нечего.
Иван Митин, На смерть матрешки /25.04/
Одной из главных особенностей Красноярского края является "приватизация" составляющих его субъектов крупнейшими бизнес-игроками. В этом смысле не является ли его "объединение" элементарным "корпоративным слиянием"?
Александр Елисеев, Заклятый союзник /25.04/
"Морализаторские" упреки в адрес США свидетельствуют о нашей наивной вере в саму возможность "политического альтруизма". Именно она подталкивает нас в объятия "доброго европейского дядюшки", готового часами рассказывать о своем бескорыстии и гуманизме.


предыдущая в начало следующая
Дмитрий Сладков
Дмитрий
СЛАДКОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: