Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20050503_kag.html

Региональная политика?
Владимир Каганский

Дата публикации:  3 Мая 2005

Региональная политика - комплекс действий государства для получения определенной пространственной структуры, как правило - для выравнивания уровней развития разных мест. Региональная политика целеориентирована, есть способы судить о достижении целей. Они состоят в трансформации некоторой естественной ситуации; региональная политика - форма пространственного конструирования, социальная инженерия. Региональная политика - государственная политика, реализуемая применительно к не-государству. Объект региональной политики - широкая комплексная сфера, мыслимая как целое лишь в связи с региональной политикой; эта сфера - не государство и им непосредственно не управляется.

Отсюда требования к объекту региональной политики. Он должен быть закономерно структурно организован, но иметь достаточную степень свободы, не быть жестко детерминирован, иначе региональная политика невозможна. Объект региональной политики должен быть достаточно пластичен. Этим объектом невозможно прямо управлять, иначе региональная политика вообще не нужна. Региональная политика возможна, если в сфере косвенного государственного регулирования пространство - автономный объект. Чтобы региональная политика была возможна, государство должно быть эффективным инженером пространства. Региональная политика достаточно долговременна, она требует устойчивости институтов и стабильности рамки ее реализации. Региональная политика осмысленна лишь как реализация долгосрочных устойчивых интересов в устойчивых условиях.

Представая сложно-хаотичным, наше пространство существенно детерминировано. Структурная детерминация означает, что состояние, способы трансформации и траектории будущего во многом обусловлены его структурой. Здесь это - советское пространство, сконструированное, но вживившееся в реальность и частью оестествившееся в ней. Налицо огромная структурная инерция, предопределяющая не столько конкретные события, сколько набор возможных событий и тенденций1. Структурная детерминация задает те сферы реальности, где бушует спонтанная событийность. Такая детерминация, в частности, обуславливает доминирующую роль именно институциональных регионов в организации пространства.

Узнать истинное состояние экономики можно было только либерализовав ее; выяснить истинную картину пространства можно будет, лишь дав ей проявиться. Приватизация - мощный механизм не только демифологизации, но и "рождения" реальности. Пока этого не произошло, и пространство пребывает в особом состоянии: смесь инерции, бунта и хаоса. Наше пространство - все еще неотделимый аспект общества=государства2, поэтому совершенно неясно, что именно можно и нужно с ним делать как именно с пространством. Слишком многое в пространстве еще не явленно; пространство как таковое, как особая реальность, - только начинает существовать!3 Пространство как автономная самозаконная сущность пока не существует, а значит, реальный объект региональной политики таков, что для него региональная политика просто невозможна.

Существуют группы, заинтересованные в проведении региональной политики. Разные сегменты Центра порой активно воздействуют на подвластное пространство, со стороны разных фрагментов которого есть как спрос на такие воздействия, так и сопротивление им. Но вопрос в ином: существует ли интегрированная сфера действий Центра, его функциональный блок, система или комплекс институтов, которые можно отождествить с региональной политикой?

Если на территории РФ идет одновременно как сборка государства, так и его спонтанная децентрализация, а сферы территориальной и функциональной компетенции государства недоопределены, то маловероятно выделение сферы региональной политики как автономного политического сегмента. Такого внутренне интегрированного политического сегмента нет. Я не наблюдал его и при исследованиях во многих регионах: приходящие туда импульсы разных структур Центра противоречивы. Пространственно-политическая событийность образует столь неразрывный континуум, что блок "региональная политика" заведомо не вычленим. Так, экономическое положение регионов куда сильнее зависит от курса рубля и цен на энергоносители на мировом рынке, не говоря уж о пропорциях раздела налогов или соглашениях о разделе продукции. Структурно-территориально и политически-функционально даже внешняя / военная и внутренняя / региональная "политики" не только не расчленены, но перепутаны. Наблюдая репрессивно-хаотические действия государства в пространстве, приходится признать: нет даже "политики" с целями стабилизации, интеграции и витализации государственного пространства.

То, что называется региональной политикой, таковой не является. Очевидная важность отношений "Центр - регионы" кажется симптомом ее пустующей ниши: регионы - главные комплексные субъекты, основные рамки, где устанавливается отношения власти-собственности-права. Но при чем же тут региональная политика? Могут ли важные перемены погоды доказать необходимость метеорологической политики?

Региональной политики как политической отдельности в РФ нет. Но зато вся и всякая политика тотально пространственна.

В условиях усиления полимасштабности пространства пространственную активность являют многие сотни, если не тысячи субъектов, у них есть локализованные интересы и цели. Сейчас взаимодействуют территориальные регионы 6 уровней: Центр, федеральные города-регионы (Москва и Петербург), регионы, центры регионов, вторые города регионов, закрытые территории (ЗАТО); отчасти и федеральные округа. Среда этих регионов - поле региональной политики - является конкурентной и даже квазирыночной.

Фрагментированный Центр ведет массу частных, фрагментарных региональных "политик"; они непоследовательны, конъюнктурны, неэффективны. Надрегиональный Центр считается только с сильными регионами, в чем бы эта сила ни проявлялась. Регионы для Центра не партнеры, а вассалы или противники.

Согласно расхожему мнению, региональная политика жизненно необходима именно в РФ в силу размера и сложности ее пространства и резких различий уровня благосостояния разных мест. Региональная политика состоит в том, что монопольный субъект-государство, Центр формирует районы и/или присваивает им статусы, ранжирует и классифицирует регионы по основаниям, им чуждым4. Это разновидность управления районами. Однако уже прошла и стала обыденностью "буржуазная революция регионов", манифестировавших политическую волю и интересы, ставших мощными игроками на том поле, что мыслится в Центре пассивной сферой реализации доктрин и акций. Страна уже регионизована, новые рамки жизни, целеполагания, решения проблем сложились и притираются друг к другу. Вторжение региональной политики - противоестественная акция, новая административная агрессия. Идет - затухая - институциональная революция; региональная политика - институциональная контрреволюция, как и вся пространственная политика последних лет. Региональная политика как борьба с тем, что уже есть и вошло в жизнь, - заведомая дестабилизация, причем, скорее всего, в результате Центр будет дестабилизирован в большей степени, нежели регионы. Стоит вспомнить результаты лихорадочной региональной политики в последние годы СССР.

Есть немалый спрос на региональную политику как государственное попечительство о бедных регионах. Видимо, этот спрос предъявляют исключительно те регионы, что не разорвали еще пуповину с прежним регионально консолидированным пространством, не могут сбалансировать регион; обладают на своей территории стратегически важными для Центра компонентами и ресурсами; имеют слабые позиции в административной конкуренции с соседями; опасаются внутри региона экономического сепаратизма вторых городов; надеются выиграть на многоаспектности собственного положения на периферии РФ и рядом с иными странами.

Региональная политика - никак не способ решения проблем регионов. Реальные проблемы всегда решаются снизу и изнутри, путем пространственного развития, а не сверху и не снаружи. Региональная политика делается "собесом регионов". Финансовая помощь для региона - очередная доза "на поправку", а не долгосрочная санация территории. Существующий административный рынок, позволяя использовать статус типа депрессивного региона, благоволит богатому и сильному, а вовсе не действительно нуждающемуся в помощи. Механизм региональной политики может и будет использован регионами (иными структурами), находящимися в достаточно благоприятном положении. Мощная региональная политика способна лишь усугубить и даже породить новые территориальные проблемы.

Региональная политика - машина экспансии государства и подавления региональных субъектов. Региональная политика заведомо увеличивает функциональный размер государства, усиливая в нем уровень Центра. Любая региональная политика концентрирует смыслополагание в Центре, тогда как для витализации полумертвого неосоветского пространства необходимо сбалансированное взаимодействие многих территориальных уровней. Региональная политика - наделение территорий особыми государственными статусами на основе единых стандартов; но идет диверсификация территорий. Независимо от конкретных механизмов, региональная политика есть особая форма социализма с его доминантами неестественного всеобщего порядка, равенства и распределения - регионал-социализм. Региональная политика - еще один канал административного торга, заведомо инфляционный и коррупционный. Государственная региональная политика вредна и опасна!

Метазадача осмысленных конструктивных действий - отделение пространства от государства, приватизация пространства, подобная освобождению экономики от государства. Именно такова и реальная тенденция. Реальность предлагаемого, к сожалению, маловероятна. Но уже проявляется культурная диверсификация регионов по мере срезания советского пласта. Возможно, ряд регионов сможет как-то оградить себя от этой новой напасти - региональной политики. Разработка инструментов защиты регионов от государства, в частности и от региональной политики, и механизмов осмысления, прогнозирования и смягчения, придания смысла неизбежным государственным акциям в регионах - вот важнейшая сфера социальных и интеллектуальных усилий. Пока существует такое государство, есть необходимость его приручать.

Необходимость в региональной политике прямо пропорциональна размеру страны и ее централизованности. Зависимость разнообразия территории от ее размера в принципе носит также прямой характер. Большое пространство многоуровнево, и в нем существенна проблема коммуникации разных пространственных уровней. В большой разнообразной централизованной с нечеткими частями и мало укорененным населением стране спрос на региональную политику очень велик. Такова РФ. Но при определенном сочетании размера и децентрализованности государства такая нужда отпадет сама собой. Спрос на региональную политику - величина неаддитивная; возможное становление на месте РФ десятка государств5 снизит этот спрос на порядки, и региональная политика станет не нужна.

Необходимость особых функций и механизмов интеграции пространства несомненна; функциональная ниша для аналога региональной политики явно существует. Но государственный статус любых акций должен быть доказан, а перед этим следует доказать, что никак иначе проблемы не решаются, а потом еще и доказать, что наличие государственной региональной политики будет эффективно по отношению к издержкам. Неуместное решение немалого числа проблем гораздо хуже, чем их существование.

Cпрос на региональную политику порождается замороженной административной структурой пространства; проблемы порождаются подавлением спонтанной самоорганизации мест. Испытывающие трудности места были отчасти функциональны в определенных - советских - условиях; при изменении же условий должна начаться перестройка этой системы на основе самоорганизации. Когда-то я высказывался категорически против изменений административно-территориального деления, видя в них прежде всего дестабилизацию ситуации6. С тех пор произошли серьезные изменения, и без множества изменений административно-территориального деления снизу глобальный кризис пространственной структуры не преодолеть.

Если функциональная ниша региональной политики состоит в обеспечении взаимодействия мест, территорий, регионов, а оно носит квазирыночный характер, то должно мыслить рынок, куда выйдут места, чтобы получить услуги, проекты развития, инвестиции и мн. др. Функции региональной политики могут быть тогда реализованы вне и без государства. На рынке региональной политики должны конкурировать разные механизмы региональной политики. Приватизация функций региональной политики - это и постепенная приватизация институтов государства путем погружения их в конкурентную среду. Ныне регионы скрыто, но жестко конкурируют между собой; это нужно легализовать. В отличие от государственной региональной политики, реализация которой увеличивает зависимость регионов от Центра и роль государства, альтернативная региональная политика будет размывать государственную структуру регионов.

* * *

Региональной политики в Российской Федерации нет; ее и быть не может. Региональная политика опасна и вредна, особенно - здесь и сейчас. Осмысленная альтернатива государственной региональной политике: освобождение пространства от государства. Даже в советском пространстве была пространственная самоорганизация; надо дать ей шанс!


Вернуться1
Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М.: НЛО, 2001.


Вернуться2
Каганский В.Л. Указ. соч.; Кордонский С. Рынки власти. М.: ОГИ, 2000.


Вернуться3
Кордонский С. Указ.соч.


Вернуться4
См.: Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Концепция региональной стратегии России. М.: 1995.


Вернуться5
Каганский В.Л. Спектр сценариев для Российской Федерации // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. I. М.: Интерпракс, 1994; Яковенко И.Г. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999.


Вернуться6
Каганский В.Л. Ломать - не строить // "Век ХХ и мир", 1991, # 4.