Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Между прошлым и будущим
Психология памяти об умерших

Дата публикации:  5 Мая 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

На данные философско-психологические размышления нас натолкнули некоторые высказывания наших соотечественников: "Я вижу неухоженные могилы, которые погребаются под слоем новых могил. Неужели люди потеряли память?", "Часто великие люди живут и умирают в нищете, а "криминалы" даже после смерти сохраняют тщеславие, которое выражено в суперсклепах", "Почему люди на склоне лет становятся похожими на детей, даже говорят - что стар, что млад?" и т. д.

В психологии есть такое понятие - "субъектная представленность". Мы существуем тогда, когда представлены в других, когда о нас знают. То есть, как утверждают экзистенциалисты (existence - сущность), мы живем, пока нужны. И если это отсутствует, то человек оказывается в психологическом вакууме и решается на суицид... Как-то ученые пошли на такой эксперимент: создали человеку физический вакуум, поместив его в закрытое темное помещение и лишив возможности видеть, слышать, обонять, ощущать. После критического времени у здорового индивида начались сбои в организме и нервные приступы...

Насколько человек был необходим другим людям, показывает время, в течение которого его помнят после ухода из жизни.

Жизнь после жизни - это и есть память. Люди научились различным формам памяти: ритуалам, обычаям и пр. Научились создавать постаменты, памятники. Научились ухаживать за могилами и таким образом общаться с теми, о ком хотят помнить. Однако в сегодняшнем мире уже ощущается острый кризис памяти. Связано это с тем, что человечество стало более прагматичным и менее мистичным, а мышление людей - более казенным.

Память приобрела более синтетическую форму: вместо "теплых" крестов на кладбищах появился "холодный" мрамор, простые деревянные гробы вытесняют навороченные "футляры" из замысловатых материалов. На дворе эпоха постмодерна... и всяческих симулякров. Похороны порой выливаются в показные шествия, а склепы или надгробия оцениваются в тысячи долларов. Но все это - не от души. Так, - дань моде, выражение тщеславия. Между тем потраченные на такую дорогостоящую "память" деньги вовсе не гарантируют покойнику, что о нем будут помнить долгие годы.

Согласно нашим социологическим исследованиям, лишь 9% опрошенных знают своих прародителей по имени и отчеству, ведают об их роде деятельности. Лишь в 2% случаев у горожан имеются семейные реликвии или фотографии, дошедшие до третьего поколения.

В лучшем случае человека помнят 200 лет после его смерти, в среднем - полвека. На вопрос "Как долго будут помнить Вас?" 85% опрошенных реагировали весьма оптимистично: мол, есть достойные потомки, способные через века пронести память о них. Но если любого из этих 85% спросить о том, как звали его прапра... (достаточно пару "пра"), то многие затруднятся дать ответ...

Отсутствие памяти о своих предках современники объясняют тем, что нечем было ее зафиксировать: не было компьютеров, фотоаппаратов, "видиков". Поэтому на первый взгляд кажется, что нынешнее поколение имеет "технические возможности" помнить своих предков несколько дольше. Однако постмодернисты уже давно говорят о смерти автора, симулякрах памяти и т. п. - дескать, кто нас будет помнить в этой "информационной помойке, наполненной анонимным мусором" (Интернета и т.п.). И у нас нет оснований для того, чтобы им не верить.

...В чем разрушительная сила отсутствия памяти о своих предшественниках? Согласно экзистенциальной философии, человеку должно быть присуще чувство ответственности, причем двухуровневой: конкретная ответственность - за других людей (ребенка, родителей) и экзистенциальная - за себя как промежуточное звено между прошлым и будущим (за свою династию, за свое поколение, за свое место в бытии).

Память - это и есть экзистенциальная ответственность. Пока есть память, мы ощущаем себя звеном между прошлым и будущим. Отсюда вытекает и смысл жизни. Причем, также двух уровней: жизнь человека имеет конкретный смысл (он молод, здоров, энергичен), но есть и более глубокий смысл - человек жив, потому что он чувствует ответственность. Другими словами, пока есть память, есть и смысл у жизни. Отсутствие же памяти ведет к неврозам и страху смерти.

89% опрошенных поставили собственную смерть на первое место. Последующие пункты распределились таким образом: дети, родители, Бог, счастье, жизнь, карьера, семья и т. д. Как говорится, комментарии излишни...

Мы живем в эпоху "информационного мусора". Любой индивид может широко растиражировать свои мысли. И фильтрами, способными отсеять суррогат, являются история, память. То, что оседает в памяти, - есть истина, а что отсеивается - мусор. Запоминаются не только радостные события, но и те, которые нанесли человеку сильные раны, причинили страдания (помним как урок).

Между тем сегодня в средствах массовой информации ветеранам Великой Отечественной войны (павшим и живым) адресованы абсолютно бессмысленные, мертвые лингвистические блоки. То, что они пережили, словами передать невозможно. Пожалуй, только музыка еще как-то приближается к участникам войны, а все остальное вызывает в них непонятное чувство, которое также нельзя передать словами.

День Победы для многих из них - день воспоминаний нелепых, абсурдных, страшных и деструктивных чувств, которые породили в них нежелание жить и разочарование в жизни и людях. Война им показала, что человеческая жизнь - ничто. И после всего этого надо как-то найти смысл в жизни, верить в красоту и остаться Человеком. Лишь немногие таковыми остались. Война делает из человека личность опасную не только для общества, но и для себя. Именно в этом причина пьянства и самоубийства многих участников войны. Об этом в нашей застойной стране как-то не принято было говорить. Между тем День Победы - это день напоминания о деструктивности людей и всего человечества.

...Мы говорили о памяти, по сути, после смерти. Но сегодня имеются определенные исследования генетиков, биологов и других специалистов, которые говорят о памяти первого порядка, т. е. о человеке еще до его рождения. В снах, гипнотических состояниях 94% опрошенных видят события, которые происходили не с ними, но с их материей.

По суждениям некоторых философов и психологов, память - это небытие второго порядка, т. е. жизнь после смерти. Что же тогда является небытием первого порядка?.. В этом понятии больше субъективной формы в виде будущего того, кто пока находится в небытии. Допустим, у вас пока нет ребенка, но вы мечтаете о нем, представляете, каким он будет, по сути, моделируете его. И у 50% людей представленный образ совпадает затем с истинной картиной.

Не будем вдаваться в различные концепции существования этих двух нечто. Интересно другое - доказательство их симметричности...

Мы разработали следующую теорию. Принимаем за полюса небытие до рождения и небытие - после. То, что находится между ними - жизнь. Есть переходные периоды между небытием первого порядка и жизнью (детство), а также жизнью и небытием второго порядка (старость). И если существует симметрия между этими периодами (ребенком и стариком), то можно говорить и о симметрии между двумя нечто.

Например, людей преклонного возраста тянет к земле (с удовольствием работают на садовых участках), детей - аналогично (играют в песочницах, копают и пр.). Старики, как и дети, находят интересное в малом, часами занимаясь примитивными операциями и радуясь каждому прожитому дню. Время для тех и других течет медленно. Если ребенок играет в игрушки, то и старик "играет" с некоторыми бытовыми или коллекционируемыми вещицами.

И старые люди, и малыши капризны, мудры ("устами младенца глаголет истина"), верят в Бога, мифы, сказки. И те, и другие любят бывать на природе, много спят. Если старики похожи на себя в грудном возрасте, то и внешний облик новорожденного - кожа, сморщенное лицо, лысая голова - схож со старческим. У старых и малых отсутствует влечение к противоположному полу, зато присутствуют плохое зрение, невнятная речь, неумение пережевывать твердую пищу, отправление физиологической нужды в постель.

Галлюцинации, видение "того света", ангелов или чертей (в зависимости от своей "греховности") характерны для старцев, особенно перед смертью. Американские ученые доказали, что малыши живут с синестезией (умением видеть мир нетрадиционными формами восприятия: слушать цвет, нюхать музыку, т. е. определенные анализаторы меняются ролями).

Старик плачет перед смертью, ребенок - во время рождения (кстати, в первом плаче младенца заложена его психика). И старики, и дети запросто знакомятся со своими сверстниками, не стесняются своей наготы. У стариков - жажда познания Бога, бессмертия, у детей - жажда познания окружающего мира. Старец уходит из жизни в одиночестве (не узнает окружающих), младенец приходит в мир один (безразличие к родителям). Часто люди на склоне лет открывают в себе способности, обостренно чувствуют искусство. Дети - соответственно. Старики не боятся смерти, так как устали от жизни, дети не боятся потому, что жизнь для них прекрасна, а смерть непонимаема.

...Таким образом, отказ от памяти об ушедших равносилен отказу от трепетного ожидания ребенка. Обреченные на забвение старики - это нежеланные дети.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Иван Митин, Месторождение эклектики /04.05/
Столь многогранный регион был бы чем-то выдающимся и в Европейской части России, "богатой" множественными смыслами пространства. Для сибирской же части страны Алтайский край, без сомнения, является чем-то из ряда вон выходящим.
Юрий Миронов, Кого не хватает России /04.05/
Имя Сталина является символом возмездия всему нынешнему истеблишменту. Россия наполнена грустной злобой, которая не видна среди столичных тусовок и зеркальных витрин центральных улиц.
Анатолий Цыганок, Российская армия 2040 года /03.05/
Для России в начале века сложилась уникальная ситуация, когда нет реальных военных угроз для государства (во всяком случае, на ближайшую историческую перспективу 10- 15 лет); и это позволяет готовить армию к отражению угроз второй половины ХХI века.
Игорь Джадан, "Особый путь" опять привел в тупик /29.04/
Можно, конечно, странное положение России на израильском политическом поле назвать "русофобией", можно "двойными стандартами", но я бы предпочел назвать это неумелой российской внешней политикой.
Александр Мячин, Наталья Серова, Новый региональный заказ /29.04/
С одной стороны, центр укреплял властную вертикаль и боролся с сепаратизмом, с другой - увеличивал разрыв между столицей и регионами, то есть стимулировал тот самый региональный сепаратизм, с которым он вроде бы усиленно боролся.


предыдущая в начало следующая
Рамиль Гарифуллин
Рамиль
ГАРИФУЛЛИН
кандидат психологических наук, Казань
garif@kzn.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: