Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20050505_slob.html

Наше общество может стать гражданским
Интервью с президентом Института проблем гражданского общества Марией Слободской

Мария Слободская

Дата публикации:  5 Мая 2005

От редакции:30 апреля в Москве в Культурном центре Вооруженных Сил состоялся Гражданский патриотический форум, организованный Институтом проблем гражданского общества и посвященный 60-летию Победы. На нем были представлены итоги уникального массового проекта "Живые голоса Истории", в котором с сентября 2004 г. по апрель 2005 г. приняли участие около миллиона человек из 45 регионов России. Об итогах форума корреспонденту сайта Кремль.орг рассказала президент Института проблем гражданского общества Мария Слободская.

Кремль.орг: Мария Александровна, как прошел гражданский форум, вы довольны итогами проекта "Живые голоса Истории"?

Мария Слободская: Я просматриваю электронную почту, и здесь письма из всех регионов, которые участвовали в проекте. Например, записка из Ижевска: "Дорогая Мария Александровна, сегодня из Москвы вернулась наша делегация. Все в полном восторге, люди восхищены всем произошедшим, организацией, вниманием. Спасибо за то, что "Живые голоса Истории" - это такой важный для людей проект. Особенно это значимо для детей, которые видят достойные образцы гражданственности. Таким образом, и наше общество может стать гражданским". Остальные письма примерно такого же содержания.

На форум приехали представители 42-х регионов - от Калининграда до Красноярска. География проекта очень широка. Приехали люди разных поколений: это и ветераны, и молодежь. Например, из Перми приехал ветеран Лицман - это единственный уцелевший защитник Дома Павлова в Сталинграде. Он стал главным героем мероприятия. Приезжали учителя, преподаватели вузов, общественные активисты. Многие участники проекта приехали из российской глубинки, для них приезд в Москву и участие в таком крупном проекте было особенно важно.

Проект имел несколько направлений - молодежь записывала истории ветеранов на аудиопленку (записано 15 тысяч историй). И этих записей могло бы быть гораздо больше, но мы испытывали недостаток в записывающей технике, многие вынуждены были привозить рукописи. Нас, конечно, радует то количество информации об участниках войны, которое мы имеем, но вместе с тем мы хотели записать именно голоса людей. Устная речь позволяет людям вспоминать какие-то детали, мельчайшие подробности, передавать какие-то нюансы человеческих отношений, настроений. Но, в конечном итоге, лично для меня не было важно, сколько историй запишут, для меня было важно, что молодежь вообще хочет знать о войне, готова активно участвовать в этом проекте. Ведь современное поколение вряд ли читает канонические тексты о войне, трудно представить себе молодого человека, который листал бы воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, за исключением тех, кто этим занимается специально. В массовом сознании история Великой Отечественной войны приравнивается к истории войны 1812 года и перестает волновать.

Поэтому для нас очень важно было то, что наш проект стал реально народным, наш институт, а это общественная структура, разработал его и обеспечивал методическое и организационное сопровождение.

Кремль.орг: Каким образом вы будете структурировать собранные данные, вы планируете создать свой архив?

М.С.: Конечно, все данные будут обработаны, ничего не пропадет, хотя это и займет, наверное, много времени.

Кремль.орг: Но люди будут знать, что где-то осталась их частичка?

М.С.: Они уже это знают. Сам факт прихода к старику молодого человека, который его записывает, говорит о том, что его жизнь уже не потеряна. Но, конечно, эти данные надо систематизировать, как-то распространить, и мы обязательно будем это делать. Во-первых, мы будем обрабатывать эти истории и публиковать их. Во-вторых, это была моя стратегическая идея с самого начала: мы хотим скомпоновать эти истории по определенным сюжетам. Например, условно, про Сталинград рассказывают пять человек: один человек, который был ребенком, рассказывает о своих впечатлениях от первых бомбежек в Сталинграде. Другой - речник, который переправлял людей через горящую Волгу. Еще один - боец, участвовавший в обороне Дома Павлова, или защитник Людникова острова, и так далее. Причем они рассказывают каждый свою историю, но из этой мозаики у молодежи возникает ощущение реальной истории.

Мы попробовали сделать такие записи, скомпоновав их, и провели пробные дискуссии в пяти регионах. В эксперименте участвовало 720 молодых людей. Интерес к такой форме преподнесения материала был огромный, дискуссии были запланированы по два часа, но участники дискуссий сидели по 7-8 часов, обсуждая услышанное. Все признали, что это им было интересно. С возобновления интереса и начнется познавание истории, размышление о ней, понимание ее, что очень важно сегодня.

Кремль.орг: Будет ли продолжаться этот проект?

М.С. Вот это важный момент, и я бы хотела это подчеркнуть: это не мероприятие к 60-летию Победы. На самом деле проект, который называется "XX век XXI веку - живые голоса Истории", идет с 1998 года. Мы просто записывали неизмеримо более широкую историю России, и Великая Отечественная война была частью этого проекта. Но к 60-летию мы просто выделили эту часть в отдельный проект. На самом деле мы считаем, что важно записать всю историю, насколько это возможно.

Все участники гражданского форума однозначно сказали, что проект должен быть не только продолжен в полном объеме, - в нем должны появляться все новые и новые направления. Например, в ходе реализации проекта был создан Совет молодых экспертов.

Кремль.орг: Оказывало ли вам содействие государство в осуществлении этого проекта?

М.С.: Иногда на местах сидят такие чиновники, про которых можно сказать - они точно нужны обществу. Но иногда мы натыкались на глухую стену, поскольку создается впечатление, что некоторые руководители регионов не понимают, что такое гражданское общество, а значит, они, мне кажется, не полностью соответствуют своему месту.

Гражданская активность такого рода - это огромный ресурс для решения многих стратегических задач, которые сегодня стоят перед государством. Либо молодежь привлекать в подобные проекты, либо тратить огромные средства на их лечение от наркомании, на содержание их в колониях и прочие вещи. И нежелание поддержать такие проекты означает недальновидность чиновников. Например, в Волгоградской области проект шел в каждом дворе. А из администрации проект поддержал только глава Красноармейского района. Но на уровне областной и городской администрации все знали про этот проект, однако ни малейшего интереса к нему не проявили. Это говорит о многом. Но, например, в Ижевске вице-мэр оказал максимально возможную поддержку проекту, и благодаря ему в каждом микрорайоне была создана общественная структура проекта, в проекте участвовали даже детские сады, причем по собственной инициативе. А в Мордовии глава республики как только узнал о проекте, выделил из своего губернаторского фонда деньги на покупку диктофонов, и в его регионе проект мог осуществляться в каждом селе. Я думаю, мы сейчас проведем небольшое исследование, и тогда будет понятно, где администрация понимает, что это за ресурс, и реально готова поддерживать социально значимые, патриотические проекты, а где слова "гражданское общество" - просто ширма.

Я хочу особенно выделить участие в проекте региональных СМИ. Я не знаю другого проекта, который бы так мощно поддержали региональные средства массовой информации. По проекту было сделано более тысячи публикаций. Многие СМИ открыли постоянную рубрику, и материалы о проекте публиковались два-три раза в неделю. Практически везде ГТРК делали специальные передачи. Такие замечательные радиостанции, как, например, челябинский "Восточный экспресс", пускали в течение всего срока проекта три-четыре раза в неделю наши материалы, освещая ход проекта, давая материалы, записанные нашими добровольцами. Благодаря такой позиции СМИ народ был информирован о происходящем. Теперь я не могу согласиться с мнением о том, что СМИ пишут только за деньги. Видимо, так случается тогда, когда самим журналистам неинтересно. Но о том, что журналисты и граждане считают важным, СМИ пишут сами, находят для этого и место, и время, и способ подачи материала.

Что касается бизнеса, то, к сожалению, крупный бизнес в Москве этот проект не заинтересовал. Но средний и мелкий региональный бизнес оказал нам колоссальную поддержку - они закупали аппаратуру, обеспечивали транспорт, предоставляли Интернет, телефонную связь, помогали оплачивать многие расходы. Самую серьезную поддержку нам оказала компания "Коркунов". Они даже выпустили шоколад с маркой проекта - для участников проекта. А также оплатили огромное количество подарков, премий.

Кремль.орг: Интересно, почему так "скромно" отреагировал крупный бизнес?

Крупный бизнес, как мне кажется, делает только то, что ему велит власть. А поскольку это проект народный, он не получал утверждения от власти, то и реагировать не нужно, - вот и ответ. В этом смысле мелкий и средний бизнес более независим. И потом, представители крупного бизнеса - "граждане мира". А представители среднего и мелкого бизнеса живут здесь, с нами, поэтому для них важно то, что происходит с этой землей, с этими людьми. И стариков они видят каждый день, и проходят по подъездам, где валяются шприцы, поэтому понимают, что молодежь надо занимать делом.

Беседовала София Пригара