Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Сколько стоит бесплатное счастье
Психология денег

Дата публикации:  13 Мая 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

...Существует расхожее мнение о том, что при громадном многообразии психологических исследований такой важнейший момент, как деньги, словно нарочно обходится учеными. Чтобы убедиться в том, что это всего лишь заблуждение, достаточно почитать знаменитого французского психолога Жана Бодрийара. Он, к слову, блистательно показал, что мы теперь все больше и больше платим не за свойства товара, а за его "внешнюю оболочку", которую назойливо подсовывает нам реклама и СМИ. И обыватель радостно отдает свои кровные за пресловутый "престиж". То есть мы "проваливаемся" в мир знаков и платим именно за них.

Однако соглашусь: психология денег действительно мало разработанная проблема. А интересных тем здесь, конечно же, множество - деньги и интеллект, деньги и подсознание, деньги и память. Даже такой вроде бы понятный вопрос, как деньги и эмоции, оказывается исключительно многообразным при более тщательном рассмотрении. Все мы испытываем приятное чувство в день зарплаты. Здесь все мы одинаковы. Здесь все мы одинаковы. Но знаете ли вы, что некоторые люди относятся к деньгам поистине как к магическим вещам. Они могут испытывать наслаждение от денег как таковых: посыпать ими голову, нюхать их, ласково поглаживать, открывать и закрывать дипломат, где хранится изрядная сумма помногу раз... еще и еще...

Ко мне, как к психотерапевту, приходит немало пациентов, которые обвиняют во всех своих бедах деньги, причем жалуются не только на их отсутствие. Конечно, бывает, что проблема всего лишь в том, что человеку денег не хватает. Дать их ему да просто накормить, и он "вылечится". И нормальный сон вернется, и хороший аппетит восстановится, да и вообще жизнь наладится. Тестируешь такого "мнимого больного" и понимаешь: моя помощь тут не нужна, это не проблема психотерапии. И как бы ты ему под гипнозом ни внушал, что он богат, все равно, выйдя из дверей кабинета, человек будет страдать от хронической нехватки денег. Хотя в принципе психологически можно так трансформировать сознание человека, что и эта проблема отойдет на задний план.

Но чаще случается наоборот. Проблема у пациента не денежная, а психологическая, хотя он уверен, что вылечится, как только у него исчезнут финансовые трудности. Увы, это далеко не так. Поэтому позволю себе процитировать один из "афоризмов" из моей не так давно увидевшей свет книги "Непредсказуемая психология. О чем молчал психотерапевт?": "В большинстве случаев страсть личности к деньгам - это не борьба за деньги, это борьба личности с собой".

Беспокойство, суета, часто не имеющие никакого отношения к деньгам, навязчиво трактуются человеком как проблемы в финансовой сфере. "У меня плохая квартира и денег нет, - жалуется дама. - Если бы вселилась в новую, все бы беды кончились". Она покупает квартиру. Есть жилье, да и денег на жизнь вполне хватает. Но пациентка все так же жалуется, что плохо спит, что ее "трясет". От себя не убежишь, перед нами проблема личности, а не каких-то внешних отношений. Это иллюзия, что с помощью денег можно купить покой, умиротворение. Но в этой иллюзии многие пребывают всю свою жизнь.

Кстати, зачастую и богатые люди живут тем же самым самообманом. Они думают, что когда-нибудь у них будет такая финансовая власть, что они будут самыми счастливыми и блаженными и будут не ходить, а летать. Когда сталкиваюсь с таким состоятельным пациентом, применяю прием, который называется метод психодрамы. Это настоящее искусство. Просишь посетителя: "Давайте "проиграем" вашу мечту. Расскажите, что вы видите в мире ваших фантазий?" Рассказ не отличается оригинальностью: "Хожу, как мечтал Остап Бендер, в белых штанах по Рио-де-Жанейро. Живу в роскошном доме в окружении красивых женщин. Вокруг много солнца, воздуха, моря. В общем, просто рай, настроение такое, что душа поет". Тогда говорю: а откуда возьмется такое прекрасное настроение, если человек так устроен, что хорошее настроение - это всегда награда за преодоление, и за радостью стоит работа воли? А в этом вашем блаженстве, потоке всего и вся вам грозит эмоциональная пустота". Сначала пациент тебе не верит. Но когда эту ситуацию проигрываешь три-четыре дня подряд, видишь, что человека уже начинает трясти от изобилия всего и вся. И к нему возвращается объективный взгляд на мир, мираж рая рушится.

Но многие эту психотерапевтическую проблему решают сами, понимая, что рая не существует, что нужно черпать эмоции из сегодняшнего дня. И делают это весьма специфическим образом. Организуют для себя аттракцион "преодоление трудностей". И средством достижения цели выбирают рулетку, часто и русскую. В свое время у части "новых русских" (к такому выводу пришли многие психологи) появилась гигантская потребность проявить себя в пограничных ситуациях, буквально между жизнью и смертью.

Попробуй отними у них этот риск, как они тут же потеряют смысл в жизни. Человек испытывает радость от того, что просто выжил: "Ваську из соседнего банка расстреляли, а я жив хожу". И они не оперируют временными отрезками в десять, двадцать лет - год бы прожить. Вот какие откровения я выслушивал в своем кабинете. Кстати, такие пациенты чем-то похожи на пожилых людей. Те говорят: "Прожил год, и слава богу, а то думал, что концы отдам".

Коснусь и родственных отношений, и всего деструктивного, что происходит между близкими людьми, когда их отношения строятся вокруг денег, и приведу пример из собственной практики. На прием старушку привела целая толпа родственников. Они с жаром рассказывали: "Продала бабка свою трехкомнатную квартиру и на вырученные доллары собралась ехать в Париж. Дайте нам справку, что она психически больная и не в состоянии распоряжаться своими деньгами (оказывается, она их предусмотрительно куда-то спрятала). Поможете, мы вас тоже не обидим".

Ситуация в общем тривиальная. Общаюсь со старушкой. Оказывается, как только она продала квартиру (и перед родственниками замаячили грустная перспектива расстаться и с квартирой бабушки, и с вырученными за нее деньгами), она тут же приобрела значимость для своих близких. Все они вдруг стали просто виться вокруг нее. Однако, несмотря на такое повышенное внимание, старушка подтвердила, что очень хочет купить путевку во Францию, а на оставшиеся деньги рассчитывает до конца своих дней счастливо жить в Париже в доме престарелых. Я попытался урезонить пациентку: "Вас же не примут в тамошний дом престарелых, вы же не гражданка Франции". "А я тогда с Эйфелевой башни спрыгну", - последовал ответ.

Такие мысли пришли бабушке в голову оттого, что налицо психологическое отчуждение от родственников, отношения с которыми потеряли духовные человеческие начала. Отсюда у нее возникло ощущение жуткой пустоты. В чем-то я был на ее стороне и даже посетовал: "Вам нужно было обменять трехкомнатную на однокомнатную, а на деньги, которые бы вам бы доплатили, могли бы нормально жить, тратя их понемногу". Очень часто, как показывает мой опыт, квартиры, деньги остаются не детям, а тому, кто отнесся к старику "как к человеку". Правда, бабушка в ходе психологической консультации призналась, что и сама была не сахар, вот на закате жизни и получила такой "подарок".

Что ж, деньги - элементы, знаки грешной души.

Случаи, аналогичные описанному, происходит всегда, когда в основе взаимоотношений между родственниками лежат "мертвые структуры", в частности деньги. И у человека не остается ничего, кроме инстинктов, примитивного потребительского отношения к жизни. Разрушительное действие таких отношений открывается сначала как бы извне. Во "внешнем" мире человек замечает, что происходит какая-то "зоологизация" людей. И потом он вдруг с испугом спрашивает себя: "А человек ли я сам? Наверное, нет. Я тоже лишь сложная машина, основанная на механизмах, далеких от духовности". Следствием такого вывода мятущейся личности становится депрессия и постоянно одолевающая мысль: во мне нет искры божьей, делающей меня человеком.

Другая проблема, которой мне пришлось немало заниматься, связана с тем, что родственники завлекают друг друга в многоуровневую систему продаж, так называемый multi level. Это очень жестокая система, закабаляющая родственников, которые ведь "по определению" доверяют друг другу. Но в данном случае получается, что они... воруют друг у друга посредством этой системы. Знаете, сколько сейчас семей перессорилось из-за этих пирамид. Никогда не переводите ваши родственные отношения в финансовые!

Существует выражение "деньги к деньгам". И его следует признать верным. В психологии, как в квантовой механике, действует принцип неопределенности. Чем больше ты уделяешь внимания объекту, пытаясь его приблизить, тем далее он от тебя угодит. Чем больше будешь думать о деньгах, тем меньше шанс их получить. Когда бизнесмен печется о благосостоянии своей фирмы (о человеческих отношениях в коллективе, об ответственности перед работниками и пр.), прибыль растет. Все великие предприниматели становились богатыми именно тогда, когда проявлялось их человеческое начало. Кстати, именно поэтому "духовный бизнес" является самым прибыльным.

И с другой стороны, на определенном этапе люди, имеющие значительные финансовые средства, оказываются способными отдавать их, "вкладывая деньги". Это большое искусство: только прозорливое мышление рождает умение тратить. Вторая сторона этого замечательного умения тратить, заключается в том, чтобы получать то эмоционально-психологическое переживание, которое наполняет жизнь смыслом и радостью. Конечно, упрощать ситуацию не стоит. Многие покупают вещи ради сомнительных эмоций. Помните рекламный ролик: "Как поступить: в этом платье я похожа на Марину Влади, а другое меня стройнит, но оно есть у подруги. Может быть, назло купить?"

Деньги - мерило всех ценностей. Так ли это? Разные концепции устройства мира предполагают неоднозначный ответ. Марксовская доктрина состоит в том, что все в этом мире можно оценить, купить. Это прагматическая редукция, завязанная на политэкономии и ведущая к ступору и пустоте. Другая крайность видна в противоположном подходе: есть вечные ценности, которые нельзя купить ни за какие деньги. Деньги - тот элемент, который соединяет сознание и подсознание, приводя их к консенсусу. Сознание тянет ввысь, даже к сверхсознательным вещам. А подсознание говорит, что нужно выжить, сохранить себя как физическое тело. Личности нужно организоваться в окружающей среде, и деньги дают самый оптимальный способ соединить в человеке два начала.

За таким малоприятным качеством, как жадность, стоит страх. Зачастую деньги выступают предметом, через который проявляется невроз. Если у человека наблюдается недоверие к людям, беспокойство, он, как правило, жаден. Психоаналитики в таком случае нередко сталкиваются даже со страхом смерти у пациента. Расставаясь с деньгами, человек будто отдает часть себя кому-то. Это подсознательная реакция, поэтому жадность присуща всем.

Но есть еще и другая сторона в нашем подсознании - она связана с жертвенностью. То есть мы и щедрые и жадные одновременно. Конечно, встречаются такие феномены, как Гобсек, столь ярко описанный у Бальзака. Но это крайняя патология. Когда встречается случай сверхжадности, мы понимаем: это точно наш пациент. Когда личность уходит в себя, как бы закрывается, следствием создания такого "кокона" становится боязнь тратить.

В России во многом эта проблема определяется не только внутренними переживаниями личности, но и внешними причинами. Сейчас, конечно, у обладателей больших денег нет проблем, куда их приложить. А вот небольшие - разве что в чулок приходится прятать. С другой стороны, деньги выступают как страховка, некий капитал, позволяющий говорить о накоплениях на черный день: "Я-то уж бомжом никогда не буду". За этим опять же скрывается боязнь после какой-то жизненной коллизии оказаться в роли голодной собаки. Этот страх, как правило чисто метафизический, присутствует у всех. Духовные люди, уходящие в мир отшельничества, совершенно не связанный с деньгами, являются исключением.

В подавляющем большинстве без денег мы никуда. Хотя помните, в советские времена всерьез утверждали, что они при коммунизме исчезнут. Такая ситуация возможна, но скорее как исключение из правил. Да, есть такие люди, у которых никогда не было денег. Например, просящие подаяние у храмов в Индии. Их устраивает такая позиция. Есть богатые люди, которые принципиально не хотят видеть деньги у себя в руках. Не думаю, что и президент Путин имеет кошелек в кармане. И наконец, дети. Лет до семи все мы живем в мире безденежья, но все у нас откуда-то появляется.

Любопытно, что в чем-то схожие ощущения испытывают и очень богатые люди. Были у меня такие пациенты, которые говорили, что уже "не чувствуют" денег: "Мне больше неинтересно их зарабатывать. Богатею, а я счастливее не становлюсь. Они мне ничего не дают уже". Почему Абрамович "Челси" купил? В спорте не только деньги вращаются - спорт дарит какие-то яркие переживания. Не то что где-нибудь в "Газпроме" сидеть и смотреть, как на компьютере на твоем счету нули прибавляются. Один из друзей экс-руководителя Центробанка Виктора Геращенко - тоже банкир - признался, что, только уехав в Англию и став там школьным преподавателем, он почувствовал в душе радость от общения с живыми людьми. Потому-то так часто крупные бизнесмены выходят за пределы мира финансов - вторгаясь в политику, занимаясь творчеством (пусть при этом они и бездарны). Но это уже не их проблема, а проблема общества: им же самим хорошо.

Бедность не порок. Уже потому, что это категория, как, кстати, и богатство, внутренняя, психологическая. Обращусь к своей книге "Непредсказуемая психология": "Богатых людей мало. Еще меньше чувствующих себя богатыми. Всех богатых можно разделить на три группы: на тех, кто стоит у источника финансовых потоков, на тех, кто стоит на берегу одного из потоков с сачком, и на тех, кто плавает в море, в которое впадают эти потоки. Но именно в этом таится опасность оказаться утопленником. Когда личность не может справиться с потоком легких денег, не может взять этот поток под свою власть, то деньги берут власть над личностью и становятся сумасшедшими деньгами сумасшедшей личности".

Нередко пациенты признавались: "Когда прибыльность моего бизнеса падала, настроение у меня поднималось. Пробуждалась энергия". Перед нами феномен возвращения к себе. Приведу еще один афоризм из "Непредсказуемой психологии": "Процесс обогащения - игра в свободу или бег от себя". Есть такой закон: мы в этом мире не богатеем и не беднеем - это инварианта, постоянная величина. Если в чем-то человек становится богаче, в другом оказывается беднее. А в сумме остается на том же уровне.

Человек получил долгожданную квартиру. Но годы ушли. И он входит в новую квартиру совсем не таким, каким был, когда так страстно мечтал о своем жилье. Тогда были проблемы, но он был счастлив, оттого что молод. И имел соответствующее мироощущение. А сейчас есть все, но восприятие окружающих вещей уже совсем не то, что прежде.

Можно быть самым богатым, но страдать бессонницей, неврозами и чувствовать себя самым одиноким. Но нужно помнить и о другом. Многие играют в бедность, имея миллионы. Ричард Гир может проповедовать буддистские ценности, ходить в рубище. Но он отдает себе отчет: одно дело - добровольно поститься, другое - умереть от голода и холода. Чтобы заниматься высокими материями, необходимо иметь деньги. Не верьте тем, кто говорит, что высоко духовным можно быть и в нищете.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Владимир Голышев, Санитарный император /12.05/
После кишиневского саммита ГУАМ Ющенко и Саакашвили обречены были перейти к старой как мир тактике "кто первый встал - того и тапки". Грузинский президент встал первым...
Иван Бургуджи, Последний отряд Византии /12.05/
Сегодня Гагаузия √ это поруганная и растоптанная провинция, в которой веет свинцовым воздухом полицейщины. У нас ликвидированы все основные права и свободы, продолжается культурная экспансия и насильственная ассимиляция. Ни румынам, ни Молдове Гагаузия с живыми гагаузами не нужна.
Игорь Джадан, Бремя русского человека /11.05/
Заявления российского президента о намерении "продолжить цивилизаторскую миссию России на евразийском пространстве" могут вызвать вполне законное раздражение у таких естественных союзников России, как Индия и Китай, напоминая им пресловутое "бремя белого человека" (white man burden).
Артем Тарасов, Несчастье не в деньгах, а в их количестве /11.05/
Почему бы Путину не сказать олигархам: ребята, из каждых десяти заработанных долларов 10 центов отдайте в фонд развития российских технологий и инновационной экономики, так как от этого зависит будущее нашей общей любимой с вами страны?
Владимир Каганский, Постсоветский Урал /10.05/
Пермь - своего рода внешняя столица, Уральский Петербург с процветающим небольшим центром города; внутренняя же столица, средоточие черт, проблем и даже внешнего облика уральского города - Екатеринбург.


предыдущая в начало следующая
Рамиль Гарифуллин
Рамиль
ГАРИФУЛЛИН
кандидат психологических наук, Казань
garif@kzn.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: