Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20050514_bir.html

Когти тощего дракона
Китай как главная угроза этническому и культурному многообразию планеты

Дмитрий Бирюков

Дата публикации:  14 Мая 2005

Китайский ресторан против МакДональдса

- Сколько будет стоить булка хлеба в 2000 году?
- Ясное дело, пять юаней.
Анекдот 70-х гг.

Разноцветье бархатных революций последнего времени, ароматы роз и апельсинов побуждают одних услаждать свои взоры и обоняние, а других, соответственно, зажмуривать глаза и воротить нос. О вкусах спорят!

Параллельно с вестями о запланированных противодействиях запланированным же фальсификациям на выборах в Молдове и Киргизии появилось и небольшое сообщение о принятии Всекитайским собранием народных представителей нового закона о противодействии сепаратизму. Многочисленные эксперты незамедлительно определили потенциальную жертву инициатив китайских парламентариев - Тайвань. Это было вполне естественно, ведь именно о Тайване говорил в своих выступлениях председатель КНР Ху Цзиньтао, аналитикам оставалось лишь схватить информацию, лежащую на поверхности. Копнуть немного глубже никто не захотел, хотя и здесь большого напряжения интеллектуальных сил не понадобилось бы, проблемы всем известны. Речь, конечно же, идет о национальных регионах Китая - Тибете, Уйгуристане (Синьцзяне), Южной (Внутренней) Монголии, где наблюдаются сепаратистские тенденции.

Эти тенденции находят поддержку в странах Запада, причем как государственную (естественно, более мягкую и осторожную), так и общественную - в среде правозащитных организаций, которые не связывают себе руки экономическими и геополитическими интересами правительств, а потому могут изъясняться более открыто и радикально.

Но ссылки на западных правозащитников в наше время не в моде. В почете другое - саркастические насмешки в адрес последних, представление о них как о свихнувшихся и бесящихся с жиру (хотя какой там жир, образ европейского интеллигента - сухощавый очкарик) гуманитариях-бездельниках. К счастью, европейские правозащитники могут не обращать внимания на такого рода хамство и продолжать свою работу.

И продолжают. Мировое общественное мнение, давление со стороны международного сообщества остаются единственным способом противодействия политике китайских властей на территориях автономий. Напомним, что помимо разрушения храмов, уничтожения книг, массовых репрессий во времена культурной революции шло интенсивное заселение этих земель этническими китайцами. В итоге уйгуры, тибетцы, монголы оказались в меньшинстве в своих же домах, а маньчжуры были практически полностью ассимилированы, по-манчьжурски уже почти никто не говорит.

Таким образом, можно предположить, что именно от Китая в настоящее время начинает исходить угроза этническому и культурному многообразию планеты. Мы привыкли видеть эту угрозу со стороны США, и такая точка зрения правомерна и аргументирована. Культурная экспансия, повсеместное насаждение "американского образа жизни", безусловно, присутствуют и у многих вызывают совершенно обоснованные опасения. Но парадокс заключается в том, что американская экспансия, в конце концов, оказывается вполне безопасной для традиционных культур. Американская нация - молодая и постоянно омолаживающаяся за счет новых иммигрантов, она космополитична по существу. Поэтому неудивительно, что именно американская цивилизация наиболее приспособлена к "оседанию" по всему миру, и она вызывает меньше отторжения у носителей традиционных культур. По сути дела, традиционное общество не страдает от такого культурного вторжения, так как сам по себе традиционный образ жизни остается нетронутым, новая, пришлая культура не замещает его, а начинает существовать параллельно, наряду с традицией.

Эти два культурных пространства условно можно обозначить как "городская" культура (новая, модернизированная) и "сельская" культура (архаичная, традиционная). Экспансия американизма - экспансия мегаполиса, космополиса. Она насаждается из города и в город, который уже оторван от этнических, религиозных и тому подобных "корней". Конечно, не все происходит так гладко, как в теории. Не так давно в русскоязычном Интернете появилась весьма любопытная история о "воспитании" американцами послушного их мировому порядку "быдла" в Перу:
"Перуанцам, наследникам древней и необычайно развитой культуры инков, уже окончательно продавили голову тем, что нет и не может быть культуры и цивилизации помимо американской. Смысл жизни - или работать на американца, или нелегально рвануть в Штаты. Это нация рабов, биомасса, которую Штаты держат в полном повиновении, которая готова вкалывать на шахтах за гроши, да еще испытывать за это благодарность к американским хозяевам".

Тем не менее, в этой же истории рассказывается о том, что основой для таких внушений стало именно доминирование традиции (не древней, инкской, а "бытовой"), недостаток образования, отсутствие доступа к достижениям современной цивилизации.

Итак, даже если мы встречаем артефакты этого вторжения в сельском окружении, то и там они должны восприниматься как дополнение, а не замещение.

Признаю, что это спорный тезис, есть факты, которые опровергают его. Вспомним, что один из лидеров антиглобализма французский фермер Жозе Бове разрушил закусочную МакДональдс как раз у себя "на деревне", мотивируя это тем, что создается угроза именно традиционному сельскому производству и образу жизни. Война антиглобалистов с МакДональдсами в городах тоже не совсем согласуется с тем, что я утверждал ранее. Заметим, что антиглобалисты не трогают китайские рестораны, которые тоже есть во всех крупных городах мира. Попробуем найти ответ, почему так происходит. Во-первых, китайский ресторан можно рассматривать как элемент традиционной культуры. Туда ходят с целью ознакомления с традициями, это можно сравнить с посещением музея или концерта. Китайский ресторан - гастроли, а МакДональдс - экспансия. Во-вторых, каждый китайский ресторан уникален, в то время как МакДональдс - унифицированная сеть с одинаковыми по всему миру меню, униформой служащих, товарным знаком. Антиглобалисты протестуют против одинаковости, утраты самобытности. В-третьих, китайские рестораны не навязывают жителям тех стран и городов, в которых они находятся, китайский образ жизни. МакДональдс, напротив, является пропагандой американских вкусов, образов, символов и т.п.

И все же не будем забывать о том, как происходит китайская экспансия, она совершается путем миграций китайцев и ассимиляции аборигенов на колонизованных территориях. Это миграции сельских жителей, которые просто приносят свою традиционную культуру, замещая ею ту культуру, которая бытовала на этих землях ранее. Вспомним еще и о том, что нынешнее китайское государство было создано в результате крестьянской революции.

Какие выводы можно сделать из сказанного? Многие могут спросить: "А зачем нам вообще эти Тибет и Уйгуристан? Это внутренние дела Китая!"

Следует провести аналогию между культурным многообразием и многообразием биологическим. Исчезновение какого-либо вида - безвозвратная потеря определенного набора генов. Исчезновение какой-либо культуры - потеря возможности мыслить определенным образом, упрощение, примитивизация нашего мышления, ведущая к новым формам тоталитаризма. Сейчас жертвами ассимиляции стали маньчжуры, завтра может прийти очередь Бурятии, Хакасии и Тувы. Я люблю бывать в этих регионах, мне бы не хотелось их потерять.

Суньцзы сказал...

- Выступаем на советскую территорию мелкими группами по два-три миллиона человек.
- А танки?
- Танки пойдут оба.
- А авиация?
- Авиации не будет, летчик заболел.
Анекдот 80-х гг.

Припоминаю одну историю, случившуюся, когда я был студентом исторического факультета. Наш преподаватель истории стран Востока однажды пошутил на лекции. Объясняя нам значение символики Народно-освободительной армии Китая, он добавил: "Вам нужно это знать, еще предстоит с ней столкнуться, например, если в плен попадете". Аудитория оценила черный юмор доцента.

Тем не менее, реальность китайской угрозы всерьез обычно не воспринимается. В сознании российского обывателя главным антагонистом был и остается Запад, что вполне объяснимо, причем здесь не нужно искать какого-либо "злого умысла", ксенофобии и "подготовки к прошедшей войне". Как для отдельной личности, так и для целых государств и народов совершенно естественной представляется самоидентификация через сопоставление себя с другим и противопоставление другому. Отличия России от Китая многим кажутся очевидными, поэтому на них не заостряют внимание. Гораздо чаще можно встретить попытки выявить отличия России от Запада; Запад также объявляется основным геополитическим противником нашей страны.

В Китае же мы привыкли видеть если не союзника, то по крайней мере достойного восхищения соседа. Логика странная: за одни и те же действия на мировой арене (речь идет прежде всего об экономической экспансии, так как экспансию военную Китай еще не начал, как и не объявил весь мир "сферой своих интересов") американцы получают проклятия, а китайцы - понимание и восторженные комментарии, - мол, и нам нужно брать с них пример.

Мало кто верит в реальность прямого нападения Китая на Россию. Живописные рассказы о будущей китайской агрессии больше походят на фантастику или сценарии компьютерных игр. Врага ищут все-таки на Западе, указывая на то, что войны, инициированные им, уже были или идут в настоящее время, в то время как прогнозы относительно планов Китая могут и не осуществиться. Но основания утверждать, что Запад (прежде всего США) менее опасен, нежели Китай, существуют. Главным аргументом здесь станет предсказуемость Запада. Внешняя политика и военные акции США завязаны на нефтяном рынке. Проще говоря, бить будут туда, где есть нефть. Есть и исключения, - речь, в первую очередь, идет об отвратительной и жестокой агрессии НАТО против Югославии в 1999 году, но и этот инцидент объясним.

На мой взгляд, война в Югославии была уникальнейшим в истории дипломатическим мошенничеством. Америка смогла самым бесстыдным образом обмануть Европу и ослабить последнюю, развязав войну на ее территории. Провокация в Косово, бомбардировки Югославии в 1999 году, по сути, были грандиознейшей антиевропейской акцией со стороны Соединенных Штатов. Во-первых, они стали отправной точкой для создания американского геополитического плацдарма в "мягком подбрюшье Европы". Во-вторых, Европу наводнили тысячи албанских "беженцев", на самом деле образовавшие новые наркосети, а тем самым была проведена еще и демографическая диверсия против Европы. В-третьих, была создана база для антиевропейских настроений в России. Негативное отношение к Западу, которое существовало и ранее, превратилось в неприятие Европы, к которой, в отличие от Америки, до этого российский обыватель относился более благосклонно.

Китай, в свою очередь, предсказуемым никогда не был. На протяжении многих веков у Китая сохранялась странная особенность: не меняясь, оставаясь верным старым традициям, словам древних мудрецов, всегда быть загадкой для соседей. Политическая жизнь Китая ныне характеризуется возрождением конфуцианских идей, а военное искусство, как и столетия назад, опирается на учение Суньцзы.

Итак, военную угрозу со стороны юго-восточного соседа принято не замечать. Приготовлений к нападению не ведется, к тому же зачем нападать, когда можно просто ассимилировать...

Суньцзы сказал: "Война - это путь обмана. Поэтому, даже если [ты] способен, показывай противнику свою неспособность. Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. Когда [цель] близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко".

Кроме того, Китай принято воспринимать как союзника. Мы вместе сражались против японских милитаристов во время Второй мировой, потом оказались на одной стороне в Корее, правда, позднее были события на Даманском, да еще и конфликт во Вьетнаме в 1979 году, но подобные "мелочи" забываются быстро...

Суньцзы сказал: "Смени знамена врага на наши, смешай его колесницы со своими и задействуй их вместе. Хорошо обращайся с пленниками, дабы их [можно было] использовать. Это называется "победить врага и стать сильнее"".

Впрочем, учитывая плачевное состояние российских вооруженных сил и постоянно растущее число китайских переселенцев на российском Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, можно предположить, что никакие военные действия для захвата территории Китаю вовсе не понадобятся...

Суньцзы сказал: "Подчинить армию врага, не сражаясь, - вот подлинная вершина превосходства", "высшее пресуществление войны - разрушить планы врага; затем - разрушить его союзы; затем - напасть на его армию; и самое последнее - напасть на его укрепленные города".

Идея создания чайна-таунов в городах Дальнего Востока может обернуться тем, что вся территория от Тихого океана до Урала превратится в огромных размеров Косово со всеми вытекающими отсюда последствиями. Китайская армия вообще не будет задействована...

Суньцзы сказал: "Если враг открывает дверь, следует ворваться".

В ноябре 2004 года одна за другой прошли две новости. Первая касалась юбилея Михаила Тимофеевича Калашникова, вторая - выставки вооружений в Китае. Телеканалы с пафосом сообщали о наивыгоднейшей сделке российских оружейников, заключивших контракты с китайцами о поставке им новейшей авиационной аппаратуры, которой нет еще в арсеналах даже российской армии. А мне сразу же вспомнилась история о том, как в 1968 году Михаил Тимофеевич плакал, узнав, что советские пограничники погибали от пуль из автоматов его системы, выпущенных вторгшимися на остров Даманский китайскими провокаторами.

Я ни в коем случае не утверждаю, что Китай собирается напасть на Россию. Предыдущие рассуждения - лишь попытка оценки сложившейся ситуации и анализа наблюдаемых процессов.

Оранжевый сценарий для Поднебесной

- Какой иностранный язык целесообразнее всего изучать?
- Если уезжаешь - английский, Если остаешься - китайский.
Анекдот 90-х гг.

В последнее время особенно популярным стал вопрос "кто следующий?". Все признают и осознают тот факт, что революционная волна не остановилась ни в Киеве, ни в Бишкеке. Даже те, кто испытывает аллергию на розы, апельсины, и тюльпаны, запасаются впрок политическим супрастином в ожидании появления новых аллергенов. Причем речь уже идет не только о странах бывшего СССР, - "оранжевая революция" на Украине вдохновила и участников антисирийских выступлений в Ливане. Митингующим на бейрутской Площади Мучеников регулярно демонстрировались на большом экране кадры с киевской Площади Независимости.

Теперь представим такую картину. Площадь Тяньаньмэнь, разноцветные знамена, музыка и танцы, братания с военными, что и должно отличать предполагаемые события от того, что происходило там же в 1989 году. То есть пока еще китайцы в этом не нуждаются. Страна процветает, пользуются этим, конечно же, не все, но многовековые традиции держат народ в узде, - люди здесь живут покорные и покладистые. Правда, и там в конце 80-х имело место мощное демократическое движение, которое было готово решительно порвать со всеми устоями маоизма и уничтожить власть КПК, это движение было даже более радикальным, чем демократическая оппозиция в СССР во времена перестройки, но оно было остановлено и похоронено в 1989 году на площади Тяньаньмэнь.

Возможно ли его возрождение, пусть даже и на деньги Сороса? Ответить на этот вопрос крайне сложно. С одной стороны, прецедент есть, хотя он и появился в еще бедном Китае - Китае, который одна японская газета наградила эпитетом "тощий дракон с большим аппетитом и пустым кошельком". С другой стороны, уже упомянутые покорность и покладистость китайцев станут серьезным контрреволюционным фактором. Это можно проиллюстрировать диалогом между китайским аспирантом и российским профессором:
- Сколько у тебя детей?
- Один. Вот защищусь - можно будет еще одного. Я и стараюсь из-за ребенка.
- А что, если просто так ребенка заведете, вашу семью накажут? Не будут платить детские или что там у вас?
- У нас за детей не платят. Но еще одного нельзя. Я еще не защитился.
- Но почему нельзя?!
- Государство подведу.

Естественно, такое тоже "лечится". Посмотрим на китайцев, оказавшихся вне КНР, причем даже не на тех, что переселились в Америку или Европу, а на тех, которые живут, например, в Сингапуре или Индонезии, - они мыслят иначе. Поэтому и в Китае возможны перемены в массовом сознании, если навязать этой стране политический режим западного образца. Но это произойдет уже после революции. А для того чтобы сама революция (бархатная, бескровная!) могла стать возможной, организаторам (как непосредственным, так и закулисным), как это ни прискорбно и как это ни банально, деньги... Времена, когда на демонстрации и на баррикады шли по убеждениям, к сожалению, прошли, пиар вытеснил идеологию. Только денег придется потратить больше, чем в Сербии или Грузии.

Но если мы признаем тот факт, что необархатные революции были инспирированы (и проплачены) американским внешнеполитическим ведомством и другими "спонсорами" (а этого никто и не скрывает), то вряд ли хоть какие-то дивиденды от предполагаемого пекинского майдана получат уйгуры. Наоборот, их положение может усложниться, так как народы, исповедующие ислам, оказались под пристальным наблюдением со стороны спецслужб США после 11 сентября, и им приходится постоянно оправдываться, доказывать свою непричастность (что противоречит принятому на Западе принципу презумпции невиновности) к терроризму. Вспомним, что именно после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне китайское руководство почувствовало себя на коне, предложило американской администрации всестороннюю помощь в борьбе с терроризмом, подразумевая при этом, что оно само ждет от мирового сообщества если не помощи, то по крайней мере молчаливого согласия в деле борьбы с уйгурским национальным движением.

Но американцы уже заигрывают с исламом, что мы видели в Боснии и Косово, проводя антиевропейскую политику. Поэтому можно предположить, что и здесь американские дипломаты попытаются разыграть исламскую карту, дабы обезопасить себя от быстрорастущего конкурента на мировых рынках.

А плацдармом для американского экспорта бархатной революции может стать Киргизия, тем более что юг Киргизии, где и начиналось "тюльпановое движение", уже отметился антикитайскими выступлениями.