Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20050609_tsyg.html

Новая граница
Россия выходит из Грузии, а Грузия входит в НАТО?

Анатолий Цыганок

Дата публикации:  9 Июня 2005

Подписанные 30 мая министрами иностранных дел РФ и Грузии заявления о поэтапном порядке вывода российских военных баз (РВБ) и других военных объектов Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ), дислоцированных на грузинской территории подвели дипломатическую черту длительному переговорному процессу. Грузинские представители заверяют, что место российских военных не займут представители США, ни их союзники по НАТО; в последнее верится с трудом.

Пронатовский сценарий Тбилиси

Напряженность ситуации добавили сообщения о начале работы нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), и активизации в этой связи грузинских властей по обеспечению безопасности нефтепровода, проходящего в непосредственной близости от Цхинвали. Нынешнее руководство Грузии очень много от него ожидает и нервничает, опасаясь за безопасность нефтепровода. Поэтому Вашингтон поддерживает стремление Саакашвили восстановить в Южной Осетии центральную власть. Если в Грузии будет продолжаться нестабильная ситуация, возможность диверсий и саботажа станет главной проблемой страны. Появившиеся в последнее время заявления руководства некоторых государств НАТО о готовности подключится к процессу интернационализации миротворческих сил в Грузии тоже не вызывают в России оптимизма. По мнению многих экспертов, было бы лучше привлечь военных из Совета Россия - НАТО. Совместные действия военных принесет больше пользы, чем сомнительные, по мнению российской стороны, функции военных наблюдателей ОБСЕ.

Можно предположить, как вариант, что это связанно с планами НАТО и США о строительстве мостов из Европы в Южный Кавказ. В марте на слушаниях в комитете по вооруженным силам американского сената с докладом выступил командующий европейским командованием ВС США, верховный главнокомандующий объединенными силами НАТО в Европе генерал Джеймс Джонс. По военному, без дипломатического камуфляжа, кратко дал оценку военного руководства США региону Кавказа. "Кавказ в возрастающей степени является важным для наших интересов. Этот регион является ключевой географической точкой в процессе распространения демократии в Центральной и Юго-Западной Азии. На Каспийскую нефть, идущую через Кавказ, в ближайшие пять лет может приходиться до 25% общемирового прироста производства нефти. Несмотря на то, что Кавказ разрывается от этнических конфликтов и поражен коррупцией и преступностью, в минувшем году у ряда частей этого региона достигнуто замечательное продвижение демократии и устойчивости власти".

В этом разделе он, вероятно, имел в виду Грузию. Странным в таком случае выглядит заявление председателя парламентской комиссии по обороне и национальной безопасности о том, что Грузия может взять на себя обязательство о неразмещении на своей территории военных баз только после окончательного вывода Россией своих воинских формирований. Нахождение же на ее территории значительного присутствия военных специалистов НАТО не может считаться иностранным военным присутствием, поскольку это "временная мера". Однако в современном мире нет ничего более постоянного, чем что-либо временное.

Задача закрепиться на Кавказе (в том числе и у северных границ Ирана) имеет для США стратегический масштаб. И тому есть подтверждения. Высказывания заместителя командующего войсками США в Европе генерала Чарльза Уолда о размещении в Грузии установок ТНААD (высотной зональной защиты) части группировок сил, при возможной силовой акции против Ирана, и желания Пентагона получить шанс для проведения учений и операций в этой стране не могут не вызывать тревоги у России. Именно территория Южного Кавказа может стать одним из плацдармов для новой войны против Ирана, что противоречит российским национальным интересам. Россия должна внятно и четко говорить о том, что угрозы одиночных пусков баллистических ракет большой дальности со стороны Ирана, Пакистана, Китая вынуждают не только иметь на территории стран Южного Кавказа станции раннего обнаружения и группировки ПВО и ВВС, но в интересах безопасности южных границ добиваться их усиления. В 1999 году, когда подписывались документы саммита ОБСЕ в Стамбуле ни Китай, ни Северная Корея, ни Пакистан с Ираном не имели ракет большой дальности, и угроза пусков для России не стояла.

В настоящее время досягаемость иранских ракет накрывает весь юг России, включая Волгоградскую и Астраханскую области. Поэтому Россия обязана принимать меры для собственной безопасности, и настаивать на пересмотре ранее подписанных договоренностей в связи с появившимися угрозами. И такие меры принимаются. В 2003 и 2004 годах усилена группировка ПВО на территории Армении. Ликвидация же всех пунктов управления ГРВЗ на территории Грузии резко снижает возможность управления и пополнения запасов частей России, дислоцированных пока в Армении, а также возможность оказания своевременной помощи российским миротворцам, действующих в зонах замороженных конфликтов.

Расчеты Тбилиси на то, что Грузию подержат НАТО и США, в случае новой эскалации грузино-осетинского или грузино-абхазского конфликта на самом деле лишены оснований. США и Россия договорились, что национальные устремления и интересы Грузии должны отойти в сторону по сравнению с борьбой против терроризма, но не исключена частичная поддержка со стороны США через неофициальные структуры или третьи страны. Россия в этой ситуации тоже может пойти по аналогичному пути. На словах высказать сожаление, а на деле закрыть глаза на помощь Северной Осетией людскими резервами, вооружением. Не исключено и прямое участие воинских формирований для "защиты граждан России".

Когда может Грузия стать членом НАТО?

Грузия в соответствии с Соглашением с Правительством США в сфере сотрудничества в военной области уже открыла воздушное пространство и дала разрешение на использовании территории страны для транспортных средств (воздушных, сухопутных, морских) вооруженных сил США. При этом почти не нужны документы, достаточно водительского удостоверения. Военнослужащие США могут ввозить в Грузию без лицензирования, без объявления и обложения пошлиной и без налога необходимые оборудование и материалы. Транспортные средства также не облагаются налогом за транзит, за посадку и стоянку, за пилотирование и навигацию. Перечисляя эти льготы для коллег России по антитеррористической деятельности, невольно вспоминается эпопея по задержанию и конфискацию транспортных средств и боеприпасов российских вооруженных сил весной прошлого года. Тогда грузинскими силами МВД был поведен разбойный налет и последующий арест техники якобы за неуплату Россией налогов, невыплаты пошлины за транзит, хотя и было официальное согласие и решении Смешанной Консультационной Комиссии.

По мнению спецпредставителя генсека НАТО Роберта Симмонса, Грузия уже в ближайшее время может получить приглашение в Североатлантический Альянс. Такое же приглашение может получить и Украина с Молдавией. Руководители ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) заявили о создании пространства безопасности совместно с ЕС и НАТО. В соответствии с этими приглашениями можно определить вероятный сценарий вступления Тбилиси в НАТО. Видимо, к концу 2006 года будут завершены работы в рамках индивидуального партнерства Грузии с Североатлантическим альянсом, отработка которого началась в октябре прошлого года. К вступлению Грузия будет готова в 2007 году. Дальше все будет зависеть от самого альянса. Правда, есть два маленьких препятствия - российские военные базы и замороженные грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты. Первое препятствие Тбилиси, видимо, начинает преодолевать. Второе препятствие Грузия постарается обойти. Вступление в НАТО надежно прикроет Грузию от ненавистного оккупанта - России, а главное, как надеется грузинская элита, принесет немалые финансовые выгоды.

Позиция и отношение России к этому сценарию настороженно - выжидательное. Россия не видит в НАТО противника, но если сравнивать ситуацию с базами США в Средней Азии и базами США и НАТО на территории Южного Кавказа, то здесь есть принципиальные различия. Во первых, Россия согласилась с присутствием вооруженных сил третьих стран в Средней Азии, когда дала согласие на сотрудничество в антиталибской операции, поскольку это отвечало национальным интересам России. Во вторых, проведение антиталибской операции снижало угрозу со стороны Афганистана, с которой, если честно говорить, России было справиться проблематично. И в третьих, наличие натовских и американских войск тоже отвечало интересам России для изменения позиции Китая. В четвертых, межбазовое сотрудничество США и России было проверенно в Киргизии в марте этого года и ясно показало, что в критических ситуациях РФ и США будут поддерживать друг друга.

На Южном Кавказе ситуация принципиально иная. Во первых, с кавказского направления удары одиночных ракет не только ожидаемы, но и реально возможны. Во вторых, территория Грузии используется частью сепаратистов √ с согласия или несогласия грузинской стороны, неважно. В третьих, наличие замороженных конфликтов на Южном Кавказе, где Россия является одним из гарантов. По нашему мнению, мирное решение замороженных конфликтов невозможно с привлечением третьих сил, на чем настаивает Грузия. По мнению России, нахождение российских миротворцев в зоне конфликтов лучше поддержит мир, чем привлечение натовских или американских войск в зоны конфликта. Поэтому Россия настороженно относится к скороспелым, непросчитанным всесторонне решениям грузинской стороны по привлечению войск третьих стран. Вмешательство в конфликтную ситуацию третьих стран резко ухудшит обстановку не только на южном Кавказе, но на всем Кавказе, что, естественно, Россия позволит не может.

Неясность дальнейшего развития войны в Ираке и возможное ухудшение ситуации вокруг Ирана требует наличия достаточных военных сил и средств. В случае развязывания конфликта в приграничных странах Россия обязана предусмотреть худший из вариантов. Развитие в целом ситуации на Кавказе и так уже повлияло на создание Россией в этом регионе крупнейшей по плотности в Европе группировки войск. Видимо, поэтому первые дивизионы ОТР "Искандер" из 20 намеченных в России до конца 2005 будут поставлены в войска Северо - Кавказского военного округа. При этом с учетом досягаемости ракетных комплексов "Искандер" (по западной классификации SS- X-26) по наземным целям, предположительно со стартовых позиций из районов Сочи, Нальчика, Дербент, возможна до рубежа Трабзон, Артвин, Карс (Турция) и Ленинакан, включительно озеро Севан, Кафан (Армения), Шекерлы. Герми (Иран), Масаллы, залив Кирова (Азербайджан). Практически в зону поражения попадает часть северной Турции, полностью вся Грузия, 50% Армении, без Талышских гор весь Азербайджан.