Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20050610_alp.html

Автопортрет на фоне Вавилонской башни
Людмила Альперн

Дата публикации:  10 Июня 2005

С мучительным наслаждением разглядывая мир, вдруг отчетливо осознаешь, что, только присвоив его, сможешь хоть как-то приблизиться к счастью. Присвоение здесь не означает получение чего-то в единоличное пользование, владение чем-то в ущерб другим, так как в этом случае вполне достаточно причащения - приобщения к большему числу явлений, составляющих его. Приобщение достигается посредством обмена сущностями.

Смысл и механизм обмена прост - не удерживая свое, получаешь взамен то, что содержит другой. Щедро обмениваясь сущностями (любовью) со всем, что встречается на пути, получаешь все это в свое владение, расширяя границу освоенного, т.е. - присвоенного мира.

Так происходит реконструкция и воссоединение внутреннего и внешнего. Наполняя внутреннее сущностями внешнего, легче поддающимися распознаванию, отдергиваешь разъединяющую их завесу, или - снимаешь одну за другой белые карточки, сплошь покрывающие сияющую картину бытия, тем самым открывая для себя - себя...

Механизм прост, но нелегко осуществить задуманное. Труднее всего отказаться от привычки делить мир на белое и черное, признать его полноцветие. Усвоить, что нет полюсов, границ между, а есть - бесконечный ряд, ряды явлений, где каждая последующая ступень - однояйцевый близнец предыдущей. Поиск противоположностей, привычная концентрация смысла на крайних точках цельности - охватываемой глазом части ряда - всего лишь обман зрения, отсутствие необходимой для дальнейшего продвижения чувствительности. Это устранимая помеха - здесь, так же как и в других частях процесса, необходимо иметь желание...

Желание является движущей силой означенного процесса. Его источник очевиден, и, скорее всего, именно в нем сокрыта и возможность провала, который можно определить как неосвоение - желаешь не все...

Это и есть начальная точка пути, с которой не каждому суждено сдвинуться. Тайники внутреннего уже заполнены, заряжены изначальными образцами - черт, контуров, размеров, звуков и запахов - неведомых предпочтений. Задача - составить их перечень, и чем быстрее, тем короче будет опасная дорога. А до того - брести наугад в слепом предчувствии судьбы, неизбежно проливающей масло...

Определение счастья - конечного пункта назначения, которое сразу же приходит в голову - оказаться там, где желаешь, с тем (теми?), кого желаешь.

Неважное на первый взгляд (при соблюдении второго), первое условие счастья имеет исключительную силу и значение, так как несет в себе признаки и места, и времени. Оказаться в нужном месте в нужное время - это и значит встретится с желаемым. Но в мире, где все пребывает в жертвенном неведении относительно своего содержания, место-и-время есть величина переменная, неустойчивая до крайности. Как пересечение непараллельных прямых, желаемое свершается единожды в одной лишь точке бытия и больше никогда не повторяется, хотя и поддается бесконечной имитации.

До, после или во время появления в мир происходит главное событие жизни, остается неизвестным. Недостижимость однажды свершившегося является приговором, попытка вернуться к нему - дорогой в никуда, но длинной, манящей, преодолеваемой с надеждой и верой. Если же тайна когда-нибудь будет раскрыта, то, привыкнув к невыносимой темноте, душа различит в ней живое мерцание мира...

***

Картой мира, в котором я живу 1, его главным описанием до сих пор является Библия. Все, что наполняет мою жизнь смыслами, так или иначе связано с ней. Я утвердилась в этом после многолетней борьбы за собственную, отдельную, персональную картину, но так ее и не обнаружила: отдельных, по-видимому, не бывает...

Ни революции, ни террор, ни маниакальный атеизм страны, в которой я родилась и выросла, ни интеллектуальный атеизм Запада, где с некоторых пор бываю, не смогли изменить символический план нашей общей реальности. Да и странно было бы, если бы смогли! Разве важно, что огромное большинство людей Библию не читали и даже в глаза не видели? А раньше читали? Достаточно, что истины, составляющие ее, давно проникли в культуру - в мораль, в закон, в традиции - и пропитали ее.

Именно поэтому, немного призадумавшись, я легко отвечаю на вопрос "кто-я-и-где-я" и снова оказываюсь в начале пути, но уже не распутье. Если библейское описание не лжет, я - Ева, согрешившая со змием 2, или ее далекая правнучка, что все равно 3, и теперь моя стратегическая задача видится мне вполне отчетливо - я должна вернуться в рай вместе с Адамом. Вернуть в рай Адама. В крайнем случае, если эксперимент с Адамом окажется безуспешным, попытаться вернуться самой 4.

Короткая дорога к счастью безвозвратно утеряна 5, и передо мной открывается длинный тернистый путь - сначала в ад, потом обратно. Я не боюсь трудных путешествий 6, напротив, это именно то, что мне нравится. Может быть, это даже мое призвание 7. Правда, туристические проспекты 8, описывающие сказочный маршрут, гласят, что единственный способ перемещения в аду - вращение, что сразу проблематизирует возможность исхода.

Если условно предположить 9, что среди множества мужчин есть только один правильный, то только поиск Адама может затянуться на целую жизнь. Это отдельная, большая и сложная задача, необходимая, но не достаточная: оказывается, обнаружить Адама вовсе не значит найти его. Удача на таком ответственном этапе не гарантирует успеха всему предприятию; немедленно возникают новые, теперь, кажется, уже и вовсе непреодолимые препятствия. Адам, хоть и чувствует к Еве что-то совсем особенное 10, отношения с ней считает важной, приятной, но в каком-то смысле необязательной суетой 11. В том именно смысле, что они - дань тленному, земному, а к его вечному, небесному Ева остается недопущенной. Старый, как мир, смеховый, но не смешной сюжет о том, что бывает до, после и вместо свадьбы, является точным описанием невозможности полноценного воссоединения 12, а значит, возвращения в рай. Таков Закон 13 здешнего существования.

Если верить ученым, женщина не является субъектом Закона, она является его объектом, и потому у нее нет перед ним обязательств. Она ему ничего не должна, ничем не обязана. Совести у нее нет, только стыд 14. Так как у нее действительно нет пениса 15, а есть орган, комплиментарный ему, то на нее уже не давит комплекс кастрации 16, и тем самым она избегает участи мужчины, жестоко подавляемого ревнивым и нарциссическим Отцом 17. У женщины неизмеримо больший ресурс внутренней свободы, что всегда вызывало и зависть, и опасение со стороны более просвещенной в этих вопросах сильной половины, о чем женщина часто даже не догадывалась. Она считалась сосудом греха из-за своей потенциальной способности к неисчислимым по количеству и разнообразию удовольствиям, для подавления которой к ней применялись жестокие внешние репрессии. Ее запирали в доме, принудительно назначали холодной, фригидной, асексуальной, неспособной к оргазму; ее сжигали и пытали, шизофренически подозревая в связях с дьяволом. Ну зачем же с дьяволом, когда можно с Отцом? В общем, оказывается, подозрения были не лишены определенных оснований.

Итак, женщина потому зло во всех старых мужских верованиях, что подлежит лишь внешнему контролю. Внутреннего контроля, супер-эго, Закона, который камнем давит на мужской род, вызывая у него тяжелые психосоматические заболевания, у нее либо нет, либо он совсем не так суров, а значит, имеет иные последствия 18.

Суровое супер-эго женщины - это ее мужчина. Он, любимый и любящий, от души накажет ее за склонность к запрещенным культурой удовольствиям 19. Например, если она отдастся ему без ритуала, вне процедуры женской инициации 20, то он, как вершитель Закона, сам и выступит в качестве ее судьи и палача. Покажет ей ее ничтожество: лишит социальной адекватности, сделает проституткой, бросит на произвол судьбы с еще не рожденным ребенком, чтобы она, раз преступница, погибла или хотя бы испытала положенное ей количество боли. Если она таки выживет 21, то сможет при случае попробовать снова завоевать его, исполнив ритуал инициации, уже отягощенный железными сапогами и многолетними испытаниями, и добиться того, что он в конце концов вернется к ней и продолжит истязания.

Получается, что при желании женщина может легко избежать контроля над собой, но только если она не связана с мужчиной. Тогда ее жизнь превращается в сплошное удовольствие галлюциногенного характера, правда, не имеющего прямого отношения к реальной жизни. Любые попытки осуществить галлюцинацию на конкретном мужском материале приводят к возникновению внешнего контроля и всех описанных выше видов репрессий.

***

Видимо, человеку уже не по силам выполнить задачу Творца - стать мужчиной-и-женщиной 22, и, значит, изгнан он был правильно, а возврат все также проблематичен. С другой стороны - не было, что ли, у Господа других, более гуманных мер? Игровых тренингов, например. Ведь тогда еще свежи были раны на теле... Жива еще была память о былом единении, о счастливом и полноценном андрогинном существовании... Ошибки педагогики иногда приводят к глобальным катастрофам... Впрочем, может быть, именно так все и было задумано.

Так как воссоединиться невозможно - теперь каждый мыслит себя отдельным, целым существом, мужчиной-или-женщиной, - то дорога в рай такому человеку заказана 23. Значит, спасительный путь не будет пройден, даже если поступательное движение в конце концов пересилит адское вращение.

Это уже ясно мне - самостоятельной женщине, не так давно выделившей из себя женского субъекта, а до этого, ничего не подозревая, существовавшей в привычной для моего пола объектной, практически - предметной форме. Библия подсказывает мне, что для мужчин это не было тайной. Адам, опередив Еву в субъектности, принял власть над нею от Бога или взял ее по собственной инициативе.

В любом случае, чтобы он там ни помышлял, это было их общее наказание, их общий ад. Отделив ее от себя, сделав предметом обихода, третьим миром, сырьевым придатком, он закрыл себе дорогу назад, лишил себя (и ее) бессмертия. Длинная дорога в рай, таким образом, тоже утрачена. Не вернуться туда, так как Закон оказался не конституцией, скажем, а исполнительным кодексом. Не конвенцией о правах и свободах, а тюремным регламентом и, как ни крути, все еще таким и остается, хотя и появились какие-то жалкие проблески и просветы... Может быть, еще не все потеряно?

Но верится в это с трудом, особенно когда вдруг, внезапно, с эпилептической ясностью осмыслишь современный урбанистический пейзаж... Недавно я поняла, что силуэт любого современного города или района - это лестница в небо, вверх, к Богу, в рай, шаг за шагом - ступенчатые, коленчатые, одно выше другого, сплошным массивом стоящие здания...

***

На улице - апрель. Из окна тянет свежим, прохладным духом, в котором растворены ароматы земли, воды и еще не сошедшего снега. Дождь, неторопливый, меланхолический, нежно касается крыш, деревьев, почвы - всего, и оно отзывается - звенит, поет, лепечет тихими ритмическими голосами. Кажется, что вернулось детство, теперь уже навсегда...

Отовсюду слышится посвист и трели - если песенка доносится сверху, значит, жаворонок 24, но даже синие апрельские сумерки 25 в этот раз не делали меня счастливее... Жизнь дала трещину, и в душу просочился мрак. Внутри стало темно 26, и жизнь потеряла смысл 27...

Сегодня другой день. Еще не веселый, но умный. Появляются мысли о том, что хочу, что люблю и не люблю 28. О том, что мой выбор не власть, но сила - ума, воли, воображения; моя цель - стать собой, равной себе, не сокращаясь до функции 29; наполнить смыслом и чувством каждый момент своего бытия. Добиться открытости, чтобы внутренний и внешний мир совпали. Того же желаю другим...

Но с изумлением замечаю, что не для всех это очевидная ценность. И мои рассуждения о том, что жизнь - это всего лишь дорога навстречу, что иногда, только чтобы только приблизиться к другому человеку, нужны годы, заполненные болью и разочарованием 30, безжизненно повисают в пустоте...

"Здесь всегда так: кто-то дает, кто-то принимает" - вот что я слышу в ответ. Отношения рассматриваются как способ получения прибыли: как и можно ли заполучить другого человека, чтобы он давал. Давать - это жить не для себя, а для кого-то. Ради кого-то. А кто-то будет принимать - пользоваться чужой жизнью, располагать ею, как удобно для своего (впрочем, и его тоже) благополучия, престижа, просто так, для смеха...

Эту житейскую истину до женщины доносят учителя: писатели, родители, сожители. Отношения власти уже насквозь пропитали ее жизнь своим смрадом, и она знает, что без власти нет удачи. Власть женщине не дана - она определила это по родительской недружной семье, по неудачному, по ее оценке, браку ее матери, по самой матери; по собственным опытам, не принесшим ей счастья. И благодаря хорошему интеллекту и современному образованию поняла, что власть важнее счастья, так как счастье никто не видел, а власть точно есть. Ее и надо брать.

Это правда. Грустная правда. Тип отношений, в которых надо научиться счастью, - обыкновенный садомазохизм. Звучит страшно, но ничего экзотического в себе не содержит. В конце-то концов, если не брать крайние случаи, это просто способ организации любой группы, включая семью: кто-то управляет и испытывает от этого удовлетворение, а кто-то подчиняется, и тоже не без своеобразных удовольствий. Хорошо еще, когда садомазохисты оба; бывают и ужасающие по последствиям чистые случаи - союз садиста с мазохисткой...

Прямо власть не возьмешь, но есть побочные способы. Самый популярный - через эротическую привязанность, если женщине самой удается ее преодолеть или скрыть 31. Мужчина попадает в зависимость, и власть над ним частично переходит ей, в той, впрочем, степени, в какой он эмоционален: насколько для него важны отношения с женщиной, с этой женщиной, насколько они важнее, чем работа, карьера, престиж, слава и прочие вавилонские наслаждения, насколько эта женщина со всем этим увязана. Все это небезопасно для нее: власть мало взять, ее надо удерживать, а ощущение несвободы, бессилия может стать причиной мужской злости, а значит - агрессии 32.

Итак, маленькая, но опасная власть. К тому же чрезвычайно неустойчивая, ибо чаще всего держится на молодости и внешней привлекательности. Стоит ли тогда вообще за нее бороться?

Не стоит; дело обречено на провал: усилия потребуются огромные, а вкладываться придется не в развитие отношений, а в поддержание привязанности, основанной на легко утрачиваемых качествах; сохранить их невозможно. Бывает, что женщине удается продвинуться и содержательно, но для этого надо быть по меньшей мере нобелевской лауреаткой 33...

***

Вавилонская башня была воздвигнута как запасной путь, как вариант возвращения в рай. Человек, наказанный жестоким изгнанием, оказывается, никогда и не думал об исправлении. Наказание не исправляет. Оно заставляет извиваться и искать варианты. Не искать дорогу к друг другу, а ходить путями нечестивых.

Собственно, Еву все это не коснулось. Она надолго затвердела в предметном существовании, ее не учитывали, с нею не считались, ее не спрашивали. Человеком стал мужчина, он счел себя человеком 34, он ощутил себя равным Богу, творцом. Или - назначил себя творцом.

Женский и мужской проекты счастья оказались несовместимыми, карты мира не совпали, хотя источник был общий. Женщина все еще собирается стать человеком, и для этого ей нужен мужчина, мужчина - уже человек (?) и намерен стать Творцом. Для этого женщина ему не нужна. Для этого ему нужна лестница.

Лестница 35 - главный продукт мужской (европейской) цивилизации.

Строительство Вавилонской башни - довольно простой проект, если представить, что надо сделать для того, чтобы снова (?) стать человеком, задуманным Творцом. По меньшей мере преодолеть мощь библейского наказания, Закона, согласно которому любые формы взаимодействия между мужчиной и женщиной будут лишь усиливать их поляризацию и разделение. А чтобы построить башню, надо просто "глобализироваться" на уровне "всего человечества". В кавычках потому, что все человечество, естественно, охвачено не будет - здесь тоже действует комплекс кастрации, здесь тоже, по методу аналогий, существуют субъекты и объекты, хозяева и рабы - последних можно спокойно не принимать во внимание. Глобализировшись частично - сильной, мужской, европейской частью, воспользовавшись относительным единством индоевропейского языка, привлекая еще и непонятных, но продвинутых финно-угорцев, впрочем, английский язык всех уравняет, можно построить Вавилонскую башню (лестницу) и, достав до неба, вернуться.

Однако трагическая гибель тысяч людей в самой высокой башне (высоких) Нью-Йорка подсказывает мне, что это - утопия.

***

Женщина не представлена в культуре. Т.е. представлена, конечно, в виде объекта (желания, потребления, обладания и т.д.), но в культуре не содержится женской субъективности, и поэтому женщина в ней все еще бессильна. Это похоже на бег в страшном сне - делаешь энергичные усилия, но не можешь даже стронуться с места. Что же такое женщина? Человек, и культура - человеческая, но доминантная, создана для сильных братьев, ими же, не для всех, а женщина в этом смысле существо маргинальное (не только она, и поэтому многим эта культура тяжела).

Библейская (вавилонская?) культура не годится для самосознания и самовыражения маргиналов, хороша только для их подавления, причем не с целью сублимации, как я отчетливо вижу, а с целью утилизации. А сублимация может наступить вопреки ее целям...

Покорно соглашаюсь 36 с тем, что испытываю удовольствие от хороших мужских текстов 37. Скажу больше - даже физическое, сексуальное... Такое же ощущение возникает во мне и от других качественных продуктов сублимации - от того, что сейчас называют визуальными искусствами, например, испытываю сильнейшие эмоции, почти оргиастические ощущения... То же и с музыкой и т.д. На мой взгляд, это свидетельствует лишь о том, что я имею большую потребность в любви и воспринимаю ее в любом виде, не пренебрегая сублимированной ее частью, тем более что именно за нее так дорого заплачено моим полом. Как в анекдоте про пьяницу и водку: а если бы она была твердая, я бы ее грыз, грыз, грыз...

Возможно, это то, что Лакан 38 таинственно назвал jouissance feminine - женским наслаждением, которое может быть непрерывным, внесексуальным, все- и внетелесным... Своего рода галлюциноз, сны наяву, нормальное женского состояние. Попытки осуществить мечты с типичными представителями означенной культуры, так как они в основном нарциссически экономят либидо для себя или же - для нее, обречены на провал... Прав был Фрейд: куда безопасней избегать прямых контактов и первичных позывов...

Для меня метафорой культуры, в которой я живу, является, пожалуй, мужская тюрьма. Оказаться в ней, будучи женщиной, то же самое, что оказаться в концентрате мужской культуры, в опасной среде, в которой невозможно сдвинуться с места, даже если энергично бежать...

25 мая 2005 г.

Примечания:

Вернуться1 Пусть Библия и не первый, и не единственный источник, давший символы культуре, но из ныне существующих - наиболее полный, доступный и распространенный. Все-таки, осторожности ради, я упомяну, что рассуждаю о европейской, или иудео-христианской, или постхристианской цивилизации, не замахиваясь далеко на восток и...запад?

Вернуться2 Это неясный для меня вопрос. Имеется ли в виду конкретное соитие? Грех плотский? Измена, адюльтер, так сказать? Или только флирт? Или речь здесь о любопытстве, об исследовательском духе? О нарушении запрета на самостоятельное мышление? В таком случае Змий был просто моим научным руководителем...В любом случае, ничего чрезмерного во всем этом я не вижу...Все очень по-человечески...

Вернуться3 Онтогенез и филогенез - близнецы-братья.

Вернуться4 Хотя кто там одну меня ждет?! Согласно христианским представлениям, после распятия Христа, дорога назад, в рай, немного приоткрылась, так как грех Адама (так это называется) оказался, таким образом, искупленным. Но приоткрылась, видимо, только для Адама, а Ева так и осталась неискупленной, ибо человеком не считалась. Это видно по истории искупленного христианского человечества (mankind - по-английски - человечество, но также и мужской род), которое слишком долго считало Еву низшим существом. Т.е. "грех Адама" прощен ей не был... А когда Ева ощутила себя человеком, время было потеряно...

Вернуться5 Короткой дорогой к счастью можно было бы назвать отказ от познания. Но именно у Евы, согласно Библии, оказался темперамент исследователя.

Вернуться7 Это буквально расшифровывается даже из избранного мною поприща - я посетитель тюрем.

Вернуться8 Например, "Божественная комедия" Данте.

Вернуться9 Что касается меня, то я давно живу с таким странным ощущением.

Вернуться10 Более того, обнаружить его можно только в том случае, если он по каким-то только ему известным приметам сам выделяет Еву из множества женщин, и только после этого она, прочитав на его лице некое послание, включается в процесс.

Вернуться11 В лучшем случае, если он не совершил этого ритуального шага до знаменательной встречи, он может предложить Еве руку и сердце, что, как мы дальше увидим, не есть решение поставленной задачи.

Вернуться12 Человек живет калекой - не целым, а только половиной, что и является причиной его неосознанных мучений. Вроде бы приходит он в мир как счастливое, цельное, самодостаточное существо. Но вдруг, в весьма еще нежном возрасте, Некто производит над этим счастливым существом таинственные манипуляции (то, что Фрейд называл "комплексом кастрации"), существо теряет невинность и цельность и становится здешним мужчиной или женщиной - т.е. половиной чего-то.

Вернуться13 Так я буду называть гендерный социальный порядок. Закон символически отображается в виде Фаллоса, что дополнительных комментариев, думаю, не требует. Это есть отношения власти, в которых мужчина все еще является ее носителем, а женщина - точкой ее приложения. Это некий виртуальный режим, охватывающий все сферы человеческой жизни и натуры. Кант, пораженный его всеохватностью, назвал его категорическим императивом, ироничный Фрейд - комплексом кастрации.

Вернуться14 Это идеи Канта.

Вернуться15 Но есть клитор - орган гомологичный пенису. В некоторых странах клитор вырезают, а до того мужчина не смеет даже прикоснуться к женщине, дабы не оскверниться. "Маленький пенис", видимо, и есть носитель мужского начала в женщине, зародыш ее возможной власти. Это симптом великой матери, прихода которой так опасаются невротические мужские цивилизации. Но мужчины до сих пор вытесняют эту штуку из своего сознания, не умея и не желая доставлять женщине сексуальное удовольствие (слава богу, она и сама не промах), скорее всего, именно из-за неприятных ассоциаций с пенисом. Источником женской силы и опасности долгое время считалась vagina dentate - зубастая вагина. Смысл женских инициаций заключался в выбивании всех вагинальных зубов одним ударом (часто это делалось специальным ритуальным камнем), после чего женщина и становилась женственной - послушной и безопасной.

Вернуться16 Ведь кастрация уже свершилась...

Вернуться17 Известно из достоверных источников (Фрейд), что Отец, от которого и Его женщин и произошло все сущее, не разрешал своим детям мужского пола под страхом кастрации вступать в сексуальные контакты со своими женщинами (других в наличии не было), кто бы они ни были - их матери или сестры, так как считал, что все женщины принадлежат только ему. (Может быть, это и был матриархат?) Таким образом, он создавал культуру, которая, как известно из тех же источников, является продуктом мужских сублимаций (и поэтому культурный человек в культуре никогда не чувствует себя счастливым и удовлетворенным). Отец был самовлюбленным и самовластным эгоистом, так как экономил либидо, а потому обладал в мужских глазах харизмой и мог возглавить непокорное мужское стадо. Но потом они сговорились и убили его, после чего возник другой способ правления, где уже были задействованы все имеющиеся мужские фигуры, в форме иерархической лестницы. Режим был братским. Братки поделили женщин согласно своему месту в иерархии. Лестница эта, думаю, способ добраться до того же Отца, который после смерти оказался еще выше (и все женщины также принадлежат Ему???!!!) и остался главой иерархии, Фаллосом, только уже в виртуальном виде, в том числе и в виде мужского супер-эго.

Вернуться18 Интересно в этой связи упомянуть особенности женской преступности. Если учитывать отсутствие внутреннего контроля, то она могла быть и гораздо более значительной и серьезной. К тому же не бывает женщин маньяков, что тоже, как мне кажется, явление из этого ряда.

Вернуться19 Допускаю, вернее, даже уверена в том, что это бессознательные практики.

Вернуться20 Известно, что женская инициация - это свадьба и последующий брак.

Вернуться21 Совершенно очевидно, что с помощью дьявола... или Отца?

Вернуться22 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Вернуться23 Впрочем, у Платона есть другая версия этой истории: рассказ о том, что люди были все-таки трех видов - мужчины, женщины и андрогины, которых в конце концов разрезали, чтобы они не обнимались у всех на виду и разбросали по миру. Возможно, только эти-то бедолаги (и я среди них) и ищут до сих пор соединения.

Вернуться24 Так меня научил в провинции, на Орловщине, новый начальник старой женской тюрьмы.

Вернуться25 Самые сказочные и обольстительные сумерки, на мой взгляд, бывают именно здесь, в Москве, в апреле.

Вернуться26 От сумерек темнота отличается тем, что в ней уже нельзя разглядеть любимого лица, тогда же как в сумерках любое лицо может на мгновенье показаться любимым.

Вернуться27 По опыту мне известно, что этот душевный мрак - темнота, отсутствие смыслов, на деле самое продуктивное из моих состояний. Оно означает, что упала картинка, которая до сего момента отображала для меня внешний мир и отгораживала от меня внутренний, и появилась возможность более глубокого их осознания. В такие моменты можно добраться почти до дна, т.е. до себя, и стать гораздо счастливее. Но надо с пониманием относится к боли, которая при этом возникает и которая как раз и означает, что удалось достать до настоящего, до живого.

Вернуться28 Не люблю начальствовать и подчиняться. Контролировать и быть под контролем. Люблю быть равной с равным, с равными, во всем. Иначе уже не могу быть. Хочу делать то, что люблю, с теми, кого люблю, того же желаю другим. Готова помогать другим, но не брать на себя их дела и заботы. Не хочу жить, думать, отвечать за других.

Вернуться29 Любой - до женщины (или даже - до женственности), как ни приятно это мужчинам, до профессии, какой бы престижной или маргинальной она ни была, до должности, как бы высока или, наоборот, незначительна она ни оказалась, до матери, дочери или жены, как бы почетно или трогательно это ни звучало, до этничности - как бы удобно или, наоборот, опасно это ни выглядело.

Вернуться30 Потому что это также дорога к себе. Не добравшись до себя, нечего даже и мечтать о другом, разве что все в тех терминах власти.

Вернуться31 Для этого ей нужен хороший запас нарциссизма, в противном случае методика не срабатывает.

Вернуться32 Традиционные русские пословицы это косвенно подтверждают: Бьет, значит, еще любит, но уже устал от подавления или попыток подавления.

Вернуться33 В этом смысле показательны отношения классика феминизма Симоны де Бовуар с классиком экзистенциализма Жан-Полем Сартром. Отношения продлились всю жизнь, хотя, а может быть, именно потому, что жили они раздельно. Есть, впрочем, рассказы о том, что она сама приводила ему молодых женщин...

Вернуться34 Во многих индоевропейских языках (но не в русском) мужчина и человек обозначаются одним словом. Это не простой лингвистический казус, это отражение чьей-то реальности. Не женской, впрочем.

Вернуться35 Вертикальная лестница - символ иерархии - главного способа устройства мужской цивилизации. Так устроено все, что нас окружает в нашем социуме, - от детских садов до тюрем. Так строит свою жизнь (карьеру) любой социально активный мужчина (человек) - постепенно, шаг за шагом, все выше и выше по лестнице. Все в этом мире имеет свое место, свой уровень, свой потолок. Менее всего все же иерархизированы поэты, художники, те, кто гораздо больше похож на женщин, чем большинство мужчин. Некоторые исследователи объясняют это тем, что творчество требует эмоциональности, а это уже означает отказ от мужской идентичности и соотнесение себя с женскими качествами.

Вернуться36 Это было мне предъявлено в дружеской беседе с моей подругой и оппонентом.

Вернуться37 Если читаю хороший женский текст, то в не меньшей степени, впрочем, так же, как и от других женских арт-объектов. Просто они реже встречаются.

Вернуться38 Его тезис подтверждает мои ощущения: "фаллос - это означающее тех культурных привилегий и позитивных ценностей, которые определяют мужскую субъективность внутри патриархального общества, однако в котором женский субъект остается изолированным".