Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20050617_pr.html

Поль Рикер. Эссе, способные изменить мир
Анри Молешот

Дата публикации:  17 Июня 2005

Поль Рикер, французский философ и один из самых известных мыслителей XX века, умер в возрасте 92 лет. В конце 60-х и 70-х годов Рикер преподавал по обе стороны Атлантического океана - в Университете Чикаго, Йельском и Колумбийском университетах, а также в Сорбонне, бельгийском университетe Лувэн, в университетах Женевы и Монреаля. За свою "кросс-культурную" деятельность он получил множество премий, в том числе за такие работы, как "Власть метафоры" ("The Rule of Metaphor") трехтомник "Время и повествование" ("Time and Narrative") и "Свобода и природа: добровольное и невольное" ("Freedom and Nature: The Voluntary and the Involuntary").

На первый взгляд кажется, что такие мыслители, как Рикер, имеют мало общего с повседневной жизнью. Виной тому наши предрассудки, узость взглядов и склонность к поиску только простых ответов. (Вспомните вездесущий жанр "10 ответов на все вопросы".) Рикеру не повезло вдвойне - он был французом и философом.

К счастью, доступность работ Рикера помогает легко преодолеть этот стереотип. И в самом деле, если смотреть на его творчество в ретроспективе - взгляните на заголовки его работ! (недавняя смерть автора заставляет нас быть особенно внимательными) - становится очевидным, сколько его идей вошли в наше мышление, работу, жизнь и повседневные дела. (Невозможно сосчитать, сколько раз я сталкивался с чем-то подобным, с тех пор как приехал в Париж, так мало я знал про этих мыслителей и про их вклад в философию.)

Как писал английский журнал "Телеграф": "Он был больше всего озабочен одной из величайших тем философии - смыслом жизни". Нельзя сказать точнее! И правда: сейчас, когда большинство людей интересуются именно этой темой, особенно в надежде изменить мир, когда они готовы сделать следующий шаг в постижении мира, полного неопределенности, работы Рикера крайне актуальны.

И даже говоря не только о Рикере, а в общем плане, бьюсь об заклад, что философия (в широком смысле), "раздетая" до своих основ и определенная в иных терминах, возможно, именно сейчас возвращается к нам, после того как много лет ее не было видно за изотерикой. Потому что в сегодняшнем контексте на всех уровнях требуются именно ее инструменты. Ведь философия - это всего лишь рамки и дисциплина мышления для поверхностных предположений и для изучения важнейших мировых вопросов. К сожалению, многие образовательные учреждения и организации не уделяют этим вопросам достаточного внимания, так как они кажутся "слишком абстрактными" и "не применимыми на практике" (эвфемизмы для "слишком сложно" или "не помогут решить мои сиюминутные проблемы"). Ортодоксальные антисветские движения тоже с подозрением относятся к любым, кроме религиозных, способов поиска правды, хотя религия и философия могли бы дополнять друг друга. И все же для тех, кто чувствует, что тяжесть догмы (независимо от источника) - это главная проблема, философское исследование вопроса может дать значимые практические результаты, так как самые важные ценности создаются на абстрактном уровне. "Бренды", "биотехника", "бизнес-модели", "интеллектуальная собственность" - все это абстрактные понятия.

Сегодня уже ясно, какую цену приходится платить за недостаточное внимание к проблеме. Такие страны, как США, не выдерживают натиска рынков Китая или Индии, где уровень знаний выпускников в области математики стабильно выше (это не единственный, но все же важный показатель). Недавно было высказано предположение, согласно которому это объясняется тем, что и в Китае, и в Индии для обучения математике широко применяются счеты. Счеты помогают включить абстрактное мышление. Это "работает", потому что все люди склонны мыслить конкретно. Если говорить о социальных проблемах, здесь тоже придется создать некий аналог счетам, чтобы помочь тем, кто принимает решения, в конкретных терминах концептуализировать вопросы времени и места, которые глобализация привносит в нашу повседневную жизнь. Нужно видеть "глобальное в локальном". И сейчас, и в будущем. Какие инструменты, технику, модели, средства стимуляции абстрактного мышления можно предложить (наподобие вышеупомянутых счетов)? (Хотел бы я посмотреть на этот "мозговой штурм"!)

На личном уровне многие люди сталкиваются с вопросом, что делать со своей жизнью. Свобода малополезна, если не знаешь, как ею распорядиться. Широкое распространение "образа", возможно, объясняет повсеместный успех во всем мире сократовских кафе и клубов, о которых я уже писал. С этой точки зрения наша задача - вдохновить людей и показать, как много возможностей существует за рамками обычных общепринятых "установок" касательно того, чем должна быть "карьера" и "работа".

Если мы захотим, мы можем жить так, чтобы наши действия, направленные на обеспечение собственных жизней, были осмысленны, креативны и интересны. Так как действия, направленные на "изменение мира", получают распространение, так как создаются совершенно новые технологии, чтобы ответить на запросы сегодняшнего дня, можно утверждать, что еще никогда не было более подходящего времени для такого скачка.

Не важно, называем мы это "философией" или нет, но сегодня, когда происходят системные изменения, под вопрос ставятся многие базовые понятия в любой сфере, будь то государственная власть или наша внутренняя организация, наш образ жизни, индивидуальность в группах или проблема знания, информации, здравого смысла, личной свободы и выбора. Эти вопросы неслучайно остаются главными и вот уже тысячу лет задают рамки философским исследованиям. Подобные идеи и техники имеют богатое прошлое, и они уже рядом. К счастью, многие люди, такие как Рикер, сделали их более доступными, чем когда-либо.

Давайте отдадим должное неутомимому мыслителю и учителю за его труд, даже если мы о нем никогда не слышали.

Le Monde Diplomatique