|
||
/ |
Лица не увидать Дата публикации: 29 Июля 2005 Сидели мы как-то с одним ветераном на крохотной кухне и о судьбах России разговаривали. - Как нам, - спросил я его, - Родину спасти? - Да как-как... жидов и педерастов всех расстрелять, - ничтоже сумняшеся ответил мой собеседник. - А кто ж их расстреливать будет? - задал я самый, как мне казалось, важный вопрос. Дед только хмыкнул и сигарету свою нервно затушил в пустой банке "пепси". В сегодняшней России концепций спасения Родины и национальных стратегий много как никогда. Все они ладные и складные, да и в перспективе могут быть реализованы при определенном старании. Не хватает пока только самого важного ингредиента, который сможет придать любому блюду вне зависимости от рецепта съедобность, - образа героя. Героев - тьма. Есть поменьше, есть побольше, выбирай любого. Но ни один из них не стал национальным. И не станет, до тех пор пока у ветеранов на маленьких кухнях будет свой герой, у "объясняющих господ" - свой, у подростков - свой, а у домохозяек - каша и сериал "Кармелита" в голове. А настоящие герои тем временем будут голодать где-то на задворках нашего бурного информационного поля. Распавшаяся на мелкие осколки советская ценностная система так и лежит по сей день грудой черепков в массовом сознании. Если начать раскапывать эти залежи, найти там можно все что угодно вплоть до орденов Брежнева. Но на былых орденах внятной системы не выстроишь, а новые раздаются ныне даже Буйнову с Бабкиной. А что рождает подобный сон разума, все и без меня знают. Наверное, я не буду оригинальным, но следующий орден нужно обязательно вручить Александре Иванниковой, из которой так долго и безуспешно делали героя, что осталось лишь увековечить эти попытки знаком отличия. Владимир Соловьев в одном из "Воскресных вечеров" предложил в качестве награды медаль "За отвагу". А хоть бы и за отвагу. Совсем не важно, за что именно будет нацеплен этот знак. В России, где хаос стал особым родом гармонии, главное - дать. А что к чему, потомки разберутся. Зачем правые, левые и прочие прицепились именно к Иванниковой, остается загадкой. Но то, с каким рвением еще до суда из женщины начали делать бренд, наводит на грустные размышления. И героя, и антигероя в богатой талантами России можно найти повнушительней, чем Иванникова и совсем уж комедийный Касьянов. Но контора пишет, и новый дискурс системного бардака диктует свои правила с такой же оперативностью, как комитет ЦК по цензуре. Когда Люблинский суд дал Иванниковой два года условно, этот приговор стал лучшим решением, которое можно было придумать. Он был столь двусмысленным и столь явно намекал на продолжение борьбы, что не ввязаться в эту борьбу защитники и противники Иванниковой просто не могли. Дело уже было не в женщине. Дело было в позиции. И Мосгорсуд просто не имел права не отправить дело Иванниковой на повторное рассмотрение. Иначе кого бы интересовала простая московская обывательница через месяц? Только мужа. А муж Александры Иванниковой никого и никогда вообще не интересовал. Его же не пытались изнасиловать декабрьской ночью. Темная и так никем до конца не проясненная трагедия на втором витке не могла не обернуться фарсом. Фарсом весьма дрянным, как и положено в дешевых мелодрамах, с которых списан образ жизни той светской тусовки, которая решила сделать Иванникову своей. По-настоящему своей небогатая москвичка, конечно же, стать там не могла и не смогла бы никогда. Но постмодернистская игра в "героя" и "позицию" требует свежей крови. Таков закон жанра. И Александру Иванникову, на которую свалилось столько славы сразу, решили использовать по полной программе, пока она окончательно не надоест. Понять "Пять вечеров" Малахова и сумбурные пикеты первого витка было еще можно. Нужно было только чуть-чуть прикрыть правый глаз и усесться поудобней в кресло. Но та вакханалия, которая начала твориться потом, несчастным Малахову да Соловьеву и в страшных снах не виделась. Сначала Маша Гессен в "Большом городе" Дальше - больше. Сама Мария Арбатова, которая с таким пафосом защищала Иванникову на "Маяке", Последним же пока Как-то уже нелепо заламывать руки на предмет того, что бы было, окажись Багдасарян каким-нибудь русским Богдановым, а Иванникова - таджичкой. Вероятно, такого бесплатного цирка нам никто бы не устроил. В конце концов, мало ли где и кого насилуют. Марии Арбатовой на всех не хватит. ДПНИ тоже не резиновое. В этой случайности и есть главная сила хаоса - выбрать из толпы человека, самого простого, среднего, который книг Арбатовой не читает, живет себе и живет, взять да и завертеть его в бесовском хороводе. И сколько рук тотчас же потянутся к костру - поди сосчитай. Интересней и поучительней всего было следить за тем, как менялись во всем этом бардаке ракурсы. Наше кино окончательно сошло с ума, рассыпавшись на сотню мелких и ничего не значащих осколков, в которых, как в разбитом зеркале, лица не увидать. Нет никакой Александры Иванниковой. Для Маши Гессен есть "бедная", на которую она, "богатая" смотрит с нескрываемым деликатным презрением. Для Марии Арбатовой есть "женщина", которую нужно защищать просто из половой солидарности, и это так похоже на инстинкт, что даже неловко противоречить. Для ДПНИ есть "русская", за которую, конечно, нужно вступиться просто из чувства долга перед идеей. А лица Александры Иванниковой никто не видел. Когда она с окровавленным ножом бежала по заснеженной улице, она была одна, то есть была собой, Александрой Иванниковой, а не "русской", "женщиной", "бедной" и далее по списку. Конечно же, движение против нелегальной эмиграции имеет право давать Александре Иванниковой денежную премию. А Мария Арбатова - путевку. И каждый из нас может Александре Иванниковой что-нибудь отдать. Майку, телевизор, патефон, Первую пластинку Софии Ротару - какая разница? Все ведь от вашего дискурса зависит, любезный читатель, от вашего внутреннего с самим собой разлада. Ежели вы "против черных" - дарите ружье. Ежели "за женщин" - книги Арбатовой. Если вдруг "за мир во всем мире" - флажок с голубем. А не дай вам Господь "за справедливый суд" быть - повестку поднесите. Только личико скривите, пожалуйста, а то картинка не выйдет. Главное - попадите в СМИ. Станьте частью медиаресурса "Александра Иванникова". Оставьте свой след в истории. А что там с самой Иванниковой творится, с мужем ее, с ребенком - кому же это интересно? Надо отработать по свежачку ресурс, выжать из него все, что можно выжать, расчленить тему и вариации, расставить красные флажки, а там, глядишь, еще кого-нибудь зажмут в машине. Вы думаете, не зажмут? Ждите новостей. Будет еще на ком гламур свой потренировать. А по закону странной мировой гармонии, пока я пишу этот текст, а вы его читаете, какая-нибудь провинциальная тринадцатилетняя дуреха наслаждается приключениями Александры Иванниковой. И думает про себя, что изнасиловать - может и не изнасилуют, осудить - глядишь и не осудят, но зато путевку могут дать и заветные пятьдесят тысяч, которые ее бюджетным родителям дай Бог за полгода заработать. Таксистов же что в Москве, что в каком-нибудь Саратове - катайся не хочу. Вот для нее я и пишу. И она, разумеется, таких длинных и муторных рассуждений читать не будет. На то она и гармония, чтобы каждый выстраивал свою действительность так, как ему удобней. Лица, говорите, не увидать? Кривая, говорите, гармония? А другой гармонии у меня для вас нет.
|
|
|
||