Русский Журнал / Обзоры /
www.russ.ru/culture/20050803_mitin.html

Изобретая Южную Россию
Иван Митин

Дата публикации:  3 Августа 2005

В июле имело место одно из многих турне В.В.Путина по... Проблема как раз в том, что сложно назвать определенно, где именно побывал президент. Учитывая нижесказанное, можно с определенной оговоркой сказать, что В.В.Путин объехал Южную Россию.

Юг vs Кавказ

Кавказ - характерный пример ярко окрашенного географического образа в современной российской действительности. К сожалению, эта яркая окраска, несмотря на уже весьма многочисленные и разнонаправленные усилия, - негативная. Как известно, негативный имидж нельзя отменить - его можно только затмить новым, более ярким, более известным, более "сильным".

Самое естественное направление создания такого нового образа российского Кавказа - из "почвы", из чуть далее отстоящего во времени: от туристского имиджа Кавказа, альпинистской и горнолыжной романтики. Однако, этот - да, действительно яркий - образ требует означающих и в современности; говорить же о развитии туризма в остающемся небезопасным регионе можно только с определенными оговорками. Скорее, тут можно было бы говорить о создании локальных точек, привлекательных с туристской точки зрения. Эти точки, однако, выпадали бы из общекавказского имиджа, и именно это было бы особенно для них. Так, можно создать туристский образ Кисловодска, но только в отрыве от находящихся в нескольких десятках километров от него Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Принципиально другой выглядит задача окраски всего региона в целом новыми красками.

Учитывая предрешенную заранее неудачу реинтепретации существующего имени, возникают всевозможные идеи, связанные с приданием Северному Кавказу нового имени.

Наиболее показательная акция на этом пути - переименование федерального округа в Южный: чисто географически обусловлено название. Что касается оценочной стороны образа Юга, то тут можно говорить только о положительных коннотациях, апеллирующих к теплому, жаркому, манящему Югу.

Артикулированная открыто с возникновением Южного федерального округа интенция к конструированию нового регионального имиджа, заменяющего уже ставшее в массовом сознании синонимом нестабильности сочетание "Северный Кавказ", не подкреплялась более практически ничем. Кавказ оставался в пространстве средств массовой информации Кавказом. Более того, он все более "засасывал" в себя окрестные регионы (наподобие Ростовской области), которые все более становились вовлеченными в действия властей вокруг Северного Кавказа.

На наш взгляд, последняя поездка В.В.Путина по югу России показала, как просто, на самом деле (конечно, при должной и целенаправленной "подаче"), начать конструировать Южную Россию.

Отправными точками такого конструирования на прошедшей неделе могло стать пребывание Путина в Астрахани и в Сочи.

Форпосты Южной России

Сочи как раз и символизирует тот самый привлекательный Юг - курортный. Это самая первая и самая естественная характеристика Юга, соответствующая в полной мере изначальным установкам сознания, связанным с югом, это как бы и есть тот географический образ, которого ожидают для Юга.

Сочи - это уже хорошо проработанный географический образ. Его значению с точки зрения туристской привлекательности не могут помешать ни близость Абхазии (крайне неоднозначной по окраске с туристской точки зрения), ни общая напряженность на Северном Кавказе. Сочи, таким образом, - это та самая особая точка, из числа тех, что могут создаваться среди общего "размазанного пятна" нестабильности. Сочи как курорт уже выпал из Кавказа; значит, Сочи может стать одним из первых форпостов Юга, Южной России. Как средоточие необходимых для нового образа характеристик Сочи вполне подходит: курортная специфика как раз "в тему".

Вопрос только в том, имеет ли Сочи достаточный потенциал, чтобы не только поддерживать собственный локальный "точечный" имидж, но и распространить его вовне?

Да, вроде бы все Черноморское побережье Кавказа - Туапсе, Геленджик, Анапа - получили уже схожие образы. Однако объединены ли они в представлениях россиян в единый регион, то есть в единый географический образ, например туристский? Если да - то только по принципу близости к Черному морю, по своей "черноморскости" - а этот образ не подойдет для целей позитивизации имиджа всего Северного Кавказа, значит, не подойдет он для "проекта" Южной России.

Совсем другое дело - другой "форпост" Южной России - Астрахань.

Это город на фоне массовых представлений скорее затененный: известность его ограничена, однако два ярких образа Астрахани непременно сопутствуют. Это красная икра и арбузы.

В какой степени эти образы соответствуют реальности региональной специфики Астрахани? Пожалуй, в довольно изрядной. Уникальность нижнего течения Волги, в котором находится Астрахань, в том числе и в условиях для возделывания бахчевых культур, с одной стороны, и для нереста, с другой. Правда, нельзя не отметить, что явно теряется такой немаловажный столп экономики Астраханской области, как крупное Астраханское газоконденсатное месторождение.

В какой степени существующие массовые образы Астрахани подходят для всей Южной России? С одной стороны, они ни в коей мере не могут быть полезны, ибо непосредственно заявленные артефакты свойственны именно и только Астраханской области. С другой стороны, они содержат в себе самые что ни на есть подходящие образы.

Астраханские икра и арбузы могут "вывести" нас на идею изобилия и плодородия, указать на Южную Россию как на поставщика продовольствия, а значит, найти, вероятно, самое меткое и точное определение места всей Южной России в стране.

Проблема объединения

Астраханские образы, подходящие для Южной России, на самом деле приводят к идее, самой естественной и для менее "экзотических" для Кавказа регионов - Ставропольского и Краснодарского краев, да и Ростовской области.

Проблема конструирования Южной России заключается, во-первых, в том, чтобы восстановить эти естественные образы для регионов, так или иначе вовлеченных в кавказскую нестабильность, и, во-вторых, в том, чтобы объединить южнороссийской идеей крайние по географическому положению точки - все те же Астрахань и Сочи.

Астраханская область всегда входила в Поволжский экономический район, встраиваясь в единую - экономическую и транспортную - сеть Среднего и Нижнего Поволжья от Нижнего Новгорода через Казань и Самару до Волгограда и Астрахани.

Сочи, как мы уже отмечали, особое место, пространственный миф которой точечный или как максимум линейный (черноморское побережье). Задача конструирования Южной России - это задача объединения этих разрозненный точек и линий, ареалов соседних макрорегионов в новый единый район.

Отчасти делу такого объединения могло бы способствовать проработанное с гуманитарно-географической точки зрения освещение поездки В.В.Путина - теперь уж действительно по Южной России: от Астрахани через республики Северного Кавказа до Сочи.

Важно, что такая сконструированная Южная Россия стала бы не пограничьем между Своим и Чужим, близким и далеким1, а созвездием из кусочков, пока разрозненных, но потенциально объединенных одной идеей. Важно, что такая Южная Россия - нужна.

Примечание:


Вернуться1
Ср.: Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Пер. с англ. И. Федюкина. - М.: Новое литературное обозрение, 2003.