Культурный Гид

Сергей Кузнецов

Под общей редакцией Сергея Кузнецова

Интерактив

В апреле грядет присуждение "Ники", и потому я решил тоже разобраться с русским кино прошлого года. Итак:

Фильм супер! понравилось так себе фу не видел
Горько!
Две луны, три солнца
День полнолуния
Дети понедельника
Дзэнбоксинг
Дрянь хорошая, дрянь плохая
Железная пята олигархии
Женская собственность
Классик
Контракт со смертью
Крестоносец-2
Мама, не горюй
Мексиканская фантазия
Муму
Окраина
Он не завязывал шнурки
Полицейские и воры
Притяжение солнца
Про уродов и людей
Ретро втроем
С днем рождения!
Серебряные головы
Сибирский цирюльник
Сочинение ко Дню победы
Страна глухих
Тело будет предано земле...
Тоталитарный роман
Хлебный день
Хочу в тюрьму
Хрусталев, машину
Цветы календулы
Цирк сгорел, а клоуны разбежались
Что сказал покойник
Особенности национальной рыбалки *

Не думаю, чтобы я пропустил какой-нибудь фильм (даже добавил пару незаконных... "Цирюльник" реально все-таки уже 1999 год), но вдруг...
Имя

E-mail


Кино

Первое слово в каждой судьбе

Денис Евстигнеев снял новый фильм - про маму и ее пятерых деток. Задолго до выхода фильма на экран было известно, что в основу фильма положена история семьи Овечкиных, бывших сначала советским музыкальным семейным ансамблем, а в середине восьмидесятых вдруг решивших угнать самолет. Евстигнеев так горячо утверждал, что фильм вовсе не про Овечкиных, что захотелось пересмотреть старые документальные фильмы Герца Франка (один из которых был снят до попытки угона, другой - после).

Евстигнеев действительно снял свое собственное кино, подозрительно напоминающее набор клипов "Русского проекта". Об этом не написал только ленивый. Между тем, помимо "Проекта" и Франка, фильм задействует и другие интертекстуальные связи. Говоря русским языком - заставляет вспомнить и о других картинах.

Первая из них - очевидна. Это фильм времен нашего (и, соответственно, Евстигнеева) детства под тем же названием - "Мама". Для представителей младшего поколения напомню, что это была версия сказки о козе и семерых козлятах, где Гурченко играла козу, а Боярский - волка. Фильм был снят в жанре, который "Советский Экран" удачно окрестил "волчьим рок-н-роллом" (наверное, так я впервые увидел это слово напечатанным типографским шрифтом. Да и вообще напечатанным). Кажется, они еще катались на коньках, но это не важно.

Важно другое. В силу совместности постановки русская сказка о козе и семерых козлятах была скрещена со своим восточно-европейским аналогом, и количество козлят упало до пяти. Если мы вспомним, что ансамбль Овечкиных назывался "Семь Симеонов" (тоже отсылка к сказке!), а числе братьев в фильме Евстигнеева - пять, то сюжет начинает постепенно вырисовываться.

Центральной темой сказки является тема укрытия/дома/узилища и его надежности/ненадежности. Волк врывается в домик, где прячутся козлята; один козленок прячется в печке; остальных волк съедает (инициационный мотив Ионы и кита или, если угодно, того же волка и Красной Шапочки); при появлении козы козленок выходит из печки, после чего коза спасает и остальных козлят. Помимо очевидной инициационной интерпретации (поглощение суть символ испытания, ухода/увода испытуемых в лес), отметим очевидную перинатальную символику, еще больше усиленную названием фильма "Мама".

Впрочем, оставим интерпретации антропологам и культурологам и вернемся к фильму Евстигнеева. Мотив поглощения/вызволения заявлен в нем с пугающим постоянством: это и самолет, куда врывается ОМОН (как волк в избу?); и собственно деревенский дом и московская квартира, последовательно продаваемые матерью; шахта, подводная лодка и чум; разумеется, лагерь, тюрьма и психушка. Сюжет, как нетрудно видеть, инвертирован: один из детей, решивший спрятаться (прикинуться душевнобольным), как раз и оказывается проглочен основательней других.

С козлятами и козой все у Евстигнеева ясно, а вот волк выглядит как-то расплывчато. Волк - это государство? "Левиафан" Гоббса? Власть? Система подавления? Черт его знает.

К концу фильма зритель все-таки понимает, что причина бедствий героев вовсе не в злокозненности (пост)советской власти, а как раз наоборот - в главной героине. Собственно, как это часто и бывает, мама и оказывается главным волком - точно так же, как бабушка Красной Шапочки на поверку оказывается тем же серым разбойником. Вероятно, это отождествление неслучайно для Дениса Евстигнеева, сына известной актрисы Галины Волчек.

Впрочем, режиссер не устает утверждать, что его фильм не имеет отношения к его маме. И утверждает это столь страстно, что впору заподозрить действие описанных венским кудесником механизмов вытеснения, ответственных, в частности, за то, что субъект не осознает своей одержимости эдиповым комплексом. И здесь уместно вспомнить другой фильм похожего названия - классический трэш-боевик Роджера Кормана "Кровавая мама", о семье налетчиков (!), работавших под предводительством собственной матери. В отличие от Евстигнеева, Корман всячески подчеркивает фрейдисткую подоплеку истории - вплоть до того, что мать спит со своими детьми. Евстигнеев же старательно вытесняет возможный сексуальный подтекст (неслучайно ни у кого из детей нет семьи!), впрочем, как и положено Эдипу, отца убивает довольно быстро. Так что лучше бы эта веселая семейка вместо "Кубинской песни" сыграла из Джима Моррисона:

Father! I want to kill you!
Mother! I want to (проигрыш)

Вот порадовался бы весь Кремлевский Дворец Съездов!

Киноцентр, "Мама", всю неделю.

Когда я уже кончил писать этот текст, пришло письмо от читателя моей заметки в "Газете.Ру". Не хотелось бы повторяться дважды за один выпуск, но текст больно симпатичный. Особенно постскриптум. Так что смотри рубрику "Вчера".

Музыка

И все сегодняшние вечеринки...

...отменяются. Потому что в Москву приехал Джон Кейл, легендарный участник не менее легендарной Velvet Underground. Группа, продюсированная Энди Уорхолом и записавшая вместе с Нико гениальный и знаменитый диск с бананом на обложке. Давшая название "бархатной революции" на родине Уорхола. Единственная группа шестидесятых, которую можно слушать не только из ностальгических соображений.

Нико и Лу Рид наиболее известны из участников "бананового" проекта. Между тем, именно Джону Кейлу Velvet Underground обязан той самой авангардностью звучания, вырывающей его из числа хороших шестидесятнических групп: чтобы убедиться в этом, достаточно послушать любой постбархатный альбом Лу Рида.

Неудивительно, что вся Москва завешана афишами с изображением того самого банана и надписями "Джон Кейл, экс-Velvet Underground". Между тем, Кейл уже лет тридцать существует сам по себе (только после смерти Энди они с Лу Ридом записали альбом "Songs for Drella" - песен понятно для кого), да и в Москву приезжает представить свой новый проект, а вовсе не вспомнить старые добрые времена.

Как бы то ни было, во вторник вечером в "Театре Эстрады" можно будет прикоснуться - в фигуральном смысле - к человеку, принимавшему участие в самых волнующих событиях того, что условно можно назвать рок-культурой.

13 апреля, вторник, 19:00, Театр Эстрады, Бережковская набережная, Джон Кейл.

Фестиваль джаза Богема-Мьюзик

Для любителей той музыки, которая считалась молодежной до того, как Престли одел свои синие замшевые (почти бархатные!) ботинки, в Москве пройдет грандиозный фестиваль джаза Богема-Мьюзик. На дюжине площадок лучшие российские и приглашенные зарубежные джазисты будут играть понятно что. Среди участников - Алексей "Козел" Козлов (на этот раз - не только с возрожденным "Арсеналом", но и с квартетом им.Шостаковича), Игорь Бриль, Аркадий Шилклопер, Игорь Бутман, а также гости из Германии и США.

Кстати, любители так называемого "рока" тоже увидят знакомые лица - один из участников фестиваля, легендарный саксофонист и флейтист Анатолий Герасимов, известен по совместным концертам и записям с Хвостом и "АукцЫоном", а Валентина Понамарева, выступающая вместе с квартетом АМА- Jazz, в уже почти позабытые времена писалась вместе с "Аквариумом".

Открытие фестиваля - в Центре искусств "Столица", а более подробная программа и пресс-анонс - здесь.

Литература

Света Литвак и Николай Байтов уже несколько лет как создали клуб литературного перформанса. Само по себе название - да и практика - предполагает бытование на грани между литературой и действом, словом и художественным жестом. Слово нуждается только в Боге, к которому обращено, тогда как жест - укоренен в общественном, требует зрителя, социума, города и мира. Последние годы художественные акции все больше строятся как раз вокруг очерченных обществом границ (нельзя рубить иконы топором - а Авдей будет, будет, будет рубить, пусть и не освященные иконы; нельзя убивать - а Канат Ибрагимов будет, будет, будет убивать, пусть и не человека, а петуха или овцу). Спроецированная на область литературного, эта стратегия неизбежно должна была привести клуб литературного перформанса к неприличным текстам (нельзя ругаться, а я буду, буду, буду...).

Так и случилось: в понедельник 19 апреля Клуб проводит фестиваль неприличной поэзии. Состав участников не указан, так что, может быть, любой желающий может выйти и прочесть что-то "неприличное". Впрочем, лучше не надо: неприличность - дело тонкое. Не каждый может быть Барковым.

19 апреля, 18:00. Клуб литературного перформанса. Фестиваль неприличной поэзии.

ТВ-кино

Если дальше так пойдет, пора будет закрывать рубрику: а как все было хорошо еще недавно - то Вонг Кар-вая покажут, то Ларса фон Триера... На этой неделе мало что может порадовать сердце киномана. Разве только стильный "Строгий юноша" Абрама Роома по сценарию Юрия Олеши - но уж на что я люблю старое кино, а все-таки по телевизору смотреть подобные фильмы - кощунство. Совсем не катит, даже если шедевр. Не надо лениться, надо дойти до Иллюзиона или Музея Кино. Впрочем, лучше что-то, чем ничего.

Я лучше заполню пробел в образовании - и с опозданием на двадцать лет посмотрю "Пиратов XX века".

17 апреля, суббота, "Строгий юноша", Культура, 10:20.

17 апреля, суббота, "Пираты XX века", НТВ, 22:45.

Вчера

Алексей Красовский

Ваша заметка мне понравилась. Но неплохо, как мне показалось, чтобы обсуждение было полнее. Ибо фильмов (достойных, российских) не так-то много выходит сейчас. Инет - бесспорно великая вещь. Кто знает, может быть, ваша заметка или это мое письмо дойдет до авторов? И тогда кино у нас будет сниматься не только для быдла и жующего зрителя. Пора нас, зрителей, уважать начинать.

У меня была дикая, просто ни с чем не сравнимая обида. Успел увидеть интервью по НТВ с постановочной группой: Евстигнеев, Толстунов, Алиев. Последний даже книгу свою рекламировал. Будущий показ они невероятно нахваливали, обещая получение удовольствия от просмотра и т.д. (звук, изображение - все по Голливудским стандартам). Ну, думаю, пошли муви не хуже американов... "Сибирский", "Мама"... Будет что детям показать.

Ан нет! Обманули, провели. И первое мое слово будет к господину Алиеву, великому сценаристу, чей непререкаемый дар сейчас так востребован. Куда глядели глаза режиссера?

Ляпсы будь здоров. Не "Титаникам" чета. Не обсуждая самого монтажа, хочется обратиться к сценарию. Значит, вкратце. Мама, растеряв по свету сыновей, желает их снова собрать. Голосом "безумного" Ленчика (Меньшиков) сообщается, что последние деньги они отдали за выкуп отца. И, потеряв их (отца казнили на месте при "попытке к побегу" - кстати, автор бывал на зоне?), отправились в Москву. С этого момента я вижу, как надо писать сценарии. Фильм о маме - следовательно, папу надо устранить. Сделали. Потом, съемки нужно делать в Москве. Провинция скучна. Тащим всех в столицу. Далее, они угоняют самолет. Мать сажают в тюрьму, детей, вероятно, по детским домам. Но тут всплывает самое удивительное: каким-то чудным образом эта семья успела получить квартиру в Москве. И, мало того, эта квартира за ними сохранилась(???). Вопрос: кто за эту квартиру платил, пока мать сидела? Кто в ней все эти 15 лет проживал и был прописан? Далее, мать, ничего еще толком не объясняя, в один миг эту квартиру продает. Тоже здорово. Вы, г.Алиев, продавали квартиры? Там повозиться здорово придется. Справка из БТИ, из налоговой, свидетельство о госрегистрации, об отчуждении справка... Выписать всех тоже как бы неплохо. И на все эти бумаги деньги нужны. И время тоже. Ибо для изготовления оных в короткие сроки плата соответственно возрастает. Но все эти детали выпадают из внимания г.Алиева. Ведь его цель достигнута: нужно было добыть его персонажам денег, чтобы пуститься в путь - вот они их и достали.

Налет на психдом. Спасение Ленчика. Сцена маслом. Не разрабатывая плана, семейка крадет катер, подбирается подземными тропами под дурдом и выкрадывает старшого. Причем, в фильме канализационные люки (видимо, опять для удобства сценариста) расположены прямо внутри жилого здания. Чудесно! И как они, психи-то, не попадали в них? Ну, собственно, а чем мы американов хуже? У них, вон, и в банках люки имеются. Для простоты ограбления. Вся семья в этих кадрах напоминала мне уголовную семейку из "Утиных историй". Ну ладно, украли Ленчика. Дальше. Едут они в электричке (почему не на катере снова?). А там, в электричках, оказывается, ходят омоновцы и проверяют у всех документы и сумки. Но! Наши герои умело выходят из ситуации. Подразумевая, что герой Миронова хорошо танцует (намек на это был дан пару раз), он выполняет хитроумные телодвижения, и очарованные омоновцы удовлетворенно растворяются (кстати, могли бы подучить Миронова действительно некоторым па). А дальше снова неувязочка. Вся семья едет в поезде, и возникает вопрос: если Ленчика своровали из дурки - где взяли ему паспорт? Или у нас стало возможным брать билеты на поезда дальнего следования без документов? А как ему дальше без документа быть? Инвалиду-то?

Образы героев не просто размыты, они растворены в образе галдящей и ревущей матери. Два брата (через 15 лет) полны друг к другу злобы из-за того, что один из них не убил вовремя человека, который (как и сам этот брат) тривиально исполнял воинский долг.

Ленчик, объясняя путаность сюжета, потом говорит матери, что жалеет о том дне, когда не взорвался. За 15 лет, думаю, у него было время исправиться. Или авторы думают, что в наших дурках психи не кончают с собой? По поводу быта и персонала в лечебнице отдельный разговор.

Много в прессе и по ТВ муссировалось о моменте угона самолета. Зачем им это было нужно, для чего. Но никто, и даже Алиев, не смог доказать нам, зачем же мать их всех собирала потом, спустя столько времени? Цель какая? Песни снова петь? Люди все взрослые, жизнь почему-то ни у кого не наладилась... Нет, серьезно. Вообразите себе эту деревню Шую, в которую приехали в дорогих костюмах: шахтер, моряк-многоженец, наркоман и инвалид. Чем заниматься этим хорошим людям в хороших костюмах? Картошку с коноплей сажать? Очень радовались авторы своей финальной находке - смеху Ленчика. Сказать по этому поводу не просто нечего. Говорить ничего не надо. Впрочем, и им, авторам, тоже говорить, видно, было не о чем. Жаль...

Если даже (как вы, Сергей, советуете) пытаться воспринять фильм как череду клипов - то, извините, ни черта не выходит. И дело не в том, что они не складываются, а в том, что в них, типа в клипах, отсутствует какой-то связующий, первостепенный смысл. А ведь вспомнить хотя бы того же "Горца" (снятого, вы знаете, клипмейкером) - совершенно иной, превосходный результат был. Возможно, наивно - возразят мне монстры, но суть, идея имели место быть.

Весь фильм мне хотелось толкать актеров в спину и умолять их: говорите что-нибудь, действуйте, не молчите. Ей-богу, текста в этом фильме кот наплакал. И даже там, где неплохо бы ему быть (оправдать, мотивировать, объяснить), - слов нет. Актеры входят в комнату матери - тишина, толкаются, дерутся, но молчат. Одинокий монолог Васи (по-моему, Васи) с зеброй воспринимается как глоток чистого воздуха. Но друг с другом им говорить не о чем. Ни вопросов, ни расспросов. У тебя как? У меня так. Все. Следующий кадр.

Обидно. Неужели нет действительно интересных авторов, чей жизненный опыт богаче, ярче и интересней? Кто выписывал бы персонажей и копался в деталях? Кто не подчинял бы себе сюжет, а руководствовался смыслом и желанием сделать картину исключительной? Уверен, они есть. Тут дело в том, что их, авторов, никто не ищет. В кино монополизм. Но от этого страдает не только кино...

P.S. Кстати, а почему никто не вспоминает одноименной "Мамы" с Гурченко и Боярским? Хороший был мюзикл. Там, правда, мама козой была и зачем-то на льду танцевала, но, ей-богу, удовольствия было боле.

От себя добавлю, что здоровый человек за 15 лет пребывания в дурдоме сходит с ума - и не от издевательств или давящей атмосферы, а просто оттого, что галоперидол на здоровых людей плохо действует; все равно что при запоре принимать закрепляющее.

От остальных читателей настоятельно ожидаются рассказы о значимых культурных событиях прошлой недели.



Имя

E-mail


Интерактив

Голосовалку о том, как следует прожить первое апреля, следует признать самой неудачной за время существования "Культурного гида". Народ категорически отказался выделять этот день из череды серых буден:

прожить день как всегда: 14

пасть жертвой розыгрыша: 5

разыграть кого-нибудь: 3

посвятить весь день безобидному юмору: 3

выполнить тайный магический ритуал, связанный с одной из карт Таро: 2

Ну, это, конечно, еще полбеды. А вот то, что читателям было нечего сказать по поводу столь волнующего праздника - это вообще никуда не годится. Впрочем, они не писатели, а читатели. Желающих подробностей о первом апреля отошлю к своей очередной статье в "Газете.Ру", а всем остальным предложу прямо в рамку писать вопросы для голосования:


Имя

E-mail


Предыдущий выпуск Предыдущий выпуск Отзыв Следующий выпуск