Культурный Гид

Сергей Кузнецов

Под общей редакцией Сергея Кузнецова

Интерактив

В ожидании Вальпургиевой ночи - опрос о ведьмах:

я не верю в ведьм
правильно их сжигали!
знавал я одну ведьмочку...
ведьмы - прекрасные женщины, служительницы архаических культов
да я сама - ведьма!

Особые мнения от ведьм, их знакомых, противников и соратников приветствуются и ожидаются.
Имя

E-mail


Настоящее

Кино

Есть люди, о которых всегда приятно писать. Один из них - Джекки Чен. За что мы его любим? За удар ногой? За знаменитый прыжок со стены в "Доспехах бога", при котором он пробил себе череп и после которого с ним не работает ни одна страховая компания? За гуттаперчивость и переломанные кости? За чувство юмора, в конце концов? Наверное, все-таки за сообразительность: Чен первым догадался, что не надо тягаться с Брюсом Ли:

- Брюс Ли бьет быстро - и я бью быстро; у Брюса Ли сильный удар - и у меня сильный удар. Но Брюс Ли легенда, а я - нет. И потому я должен делать все наоборот: где Брюс бьет быстро - бить медленно, а где он прыгает - падать.

Падать Чен умеет. В последнем своем фильме - том самом, который "Пушкинский" показывает с опозданием почти на год, он прыгает с небоскреба в Роттердаме и с вертолета в Африке.

Во время секретной операции в Африке цээрушник Джекки единственный спасается из большой международной команды спецагентов (Ivan Ivanovich from Russia тоже присутствует). Спасается, но теряет память. Его подбирает племя местных, весьма живописных, аборигенов. На вопрос о том, как его зовут, Джекки растерянно повторяет: "Кто я?", и потому аборигены зовут его Ктойей. После некоторых приключений он возвращается в цивилизованный мир, где оказывается в самом центре международной криминальной интриги.

Конечно, "Кто я?" - далеко не лучший фильм Джекки. Но тем не менее самым приятным воспоминанием от просмотра фильма "Мама" остался показанный перед сеансом рекламный ролик этого фильма. Вот что значит - мастер! Пусть даже и пьяный.

И кстати о рекламе: недавно я узнал, что за рекламный ролик "American Express" Чену заплатили 4 млн. долларов - и это при том, что его показывают только в Гонконге, а за показ в других странах придется платить отдельно. Ролик, впрочем, отличный: Джекки удирает от трех врагов (один из которых - русский в шинели и фуражке) и всюду успевает раньше их, потому что платит карточкой, а они - наличными. Лучший момент, когда Чен в кинотеатре попадает на собственный фильм и сам себя спрашивает с экрана: "Еще одна погоня?" - "Да!" - "Ну, успеха!"

В самом деле - успеха!

С 30 апреля - "Кто я?" Джекки Чена, "Пушкинский".

Ближе к праздникам новым фильмом порадует нас "Кинотеатр под куполом", где 30 апреля выходят "Жестокие намерения" - осовремененная версия "Опасных связей". Французских аристократов заменили американские подростки. Похожую замену уже делал в 1959 году Роже Вадим. Получилось так себе. Посмотрим, чего там накрутили американцы. Подробности - в следующем номере.

С 30 апреля - "Жестокие намерения", "Кинотеатр под куполом".

Музыка

С музыкой на этой неделе творится просто какой-то беспредел. Ее так много и она такая разная, что, с одной стороны, каждый может выбрать себе что-то по вкусу, а с другой - не представляется возможным рассказать про все в деталях. Потому буду краток.

Те, кому еще не надоел Псой Короленко, могут послушать его очередной концерт. На этот раз - в новом клубе "Бункер". А те, кому надоел - могут почитать разгромную рецензию Ивана Мавроматти на его галичевский проект. В качестве рекламы этого блестящего текста (с которым я, кстати, категорически не согласен) могу только сказать, что мы с Таней Восковской долго спорили, включать ли его в мой "КГ" или печатать как статью в ее рубрике. В конце концов я уступил, и до сих пор воспринимаю это как один из самых своих благородных поступков за подотчетный период. Читайте!

И, если хотите, слушайте!

29 апреля, "Бункер", Тверская, 12, Псой Короленко. Вход бесплатный, но лучше обзавестись флаером.

Короленко - человек новомодный, широкой публике известный года полтора в лучшем случае. И потому выступает в центре. А люди, которые были в фаворе лет десять назад, задвинуты нынче на задворки. Но, вне сомнения, настоящие поклонники сибирского панка поедут и на метро "Новогиреево" - тем более, что дело того стоит: в первый раз в Москву из Тюмени приезжает группа "Чернозем". Десять лет назад ее как таковой не было, но зато все участники активно действовали в составе таких команд, как "Гражданская Оборона", "Инструкция по выживанию" и "Родина". Собственно, нынешний состав "Чернозема" описывается как "Инструкция..." за вычетом Неумоева. Что ни говори, а звучит неплохо.

Рецензию на один из их предыдущих альбомов смотри, разумеется, у Вербицкого: "Абсолютно отвязанная поэзия, не привязывающаяся, но и не занудная мелодика, бездумная, рефлекторно-увесистая игра на инструментах - в общем, один из лучших альбомов декады".

1 мая, театр "Четыре стены", концерт группы "Чернозем" (Тюмень) с участием группы "Руководство к действию" (Москва). Начало в 18:00.

Адрес: ул. Вешняковская, д. 12д. Добираться: от м. Новогиреево - авт. 247, 651, трол. 64; от м. Выхино - авт. 232, 247, 706, 615, трол. 30, 64; остановка - магазин "Океан".

В Центре Искусств "Столица", уже которую неделю не дающем нам покоя, группа "Калинов мост" представит акустический вариант своей программы "Родная". В основу положены песни с их последнего диска "Оружие".

30 апреля, 19:00, Центр Искусств "Столица", Центральный Дом Художника, Крымский вал, 10.

Арт / Литература

Праздники можно поделить на две группы. Одни возникли в силу различных исторических причин, другие - в силу причин природных. Первые - глубоко случайны: французы могли взять Бастилию на несколько дней позже, а россияне могли объявить свою независимость не 12 июня, а, скажем, 14. Вторые - неизменны и не человеческой волей назначены - таковы зимнее и летнее солнцестояния, превращаемые церковью то в Рождество, то в Иванов день. Потому что, напомню, Иисус - солнце для христиан, а Иоанн - предтеча Иисуса.

Революционные праздники обычно относятся к первому типу - что 7 марта, что 8 ноября. То есть наоборот. Существует, правда, исключение - 1 мая, день международной солидарности трудящихся, действительно, как и утверждала советская пропаганда, является праздником весны. А именно кельтским Белтэйном, одним из четырех главных ведовских праздников (плюс два солнцестояния и то, что называется "Хэлллоуин").

Ночь на первое мая известна как Вальпургиева ночь, когда, как все знают, ведьмы собираются на Брокен и справляют шабаш. Феминистки резонно утверждают, что ведьмы были прекрасными женщинами, сохранившими в глубине фаллократического логоцентричного Средневековья здоровый дух язычества, трансгрессии, страсти и так далее. За что их и сжигали в массовом порядке.

На последнюю тему можно говорить долго (мне, например, отдельно нравится телега Люс Ирегарей про сходство экзортизма и фрейдовского психоаналитического лечения истеричек), но я ограничусь только соображениями, высказанными несколько лет назад Екатериной Вергилесовой, предположившей, что в результате охоты на ведьм была отсечена эволюционная ветвь, ведущая к левитации: как известно, подозреваемых взвешивали и, если они были слишком легкими - сжигали. А слишком легкая - значит просто левитирующая.

Вернемся от этих страшных дел к делам более приятным. Непосредственно первого мая положено в ознаменование начала лета и возрождения Зеленого Человека жечь костры - так что красный цвет флагов тоже уместен как никогда.

Уж не знаю, будет ли в этом году весеннее наступление трудящихся, но Вальпургиеву ночь в Москве отметят - и даже не в клубе "Край" (где отмечали Хэллоуин) или еще в каком-нибудь контркультурном пристанище (то есть, может быть, там тоже, но мне про это не известно), а в таком необычном месте, как Театр Юного Зрителя. Среди участников предполагаются Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн, Сергей Летов и так далее.

Заслуживает внимания то, что проводиться мероприятие будет с опережением - видимо, 30 апреля все участники соберутся на тайную, эзотерическую церемонию.

28 апреля, 18:00, Театр Юного Зрителя, Мамоновский переулок, дом 10.

Перформанс "Вальпургиева ночь - это искусство. Дискуссия в присутствии Пушкина и Гете".

ТВ-фильмы

Неделя выдалась довольно неплохой.

Во-первых - загадка. По 31-му каналу (пятница, 21:40) показывают японский фильм "Годзила и пришелец из космоса". Мало того, что фильма с подобным названием нет в природе (название можно и новое придумать), так еще фильм указан в программе 1995 годом - тогда как никаких годзил в Японии в девяностые годы вообще не делали. Дорогие читатели, посмотрите кто-нибудь, расскажите, что такое.

На следующий день после Годзилы показывают "Пророчество", которое я анонсировал сколько-то времени назад - но тогда его вроде как отменили, и потому смотрите в субботу, РТР, 22-45.

Ну и кроме того - куча фильмов, которые все видели. Выписываю в столбик:

Суббота:

"Четыре комнаты", ТВ-Центр, 23:30 (последний тарантинистский Тарантино. Дальше - "Джекки Браун").

"Безумный Макс", ОРТ, 23:40 (классика постапокалипсического кино от создателя фильма "Бэйб-2").

Воскресенье:

"Великолепная семерка", ОРТ, 18:40 (любимый вестерн наших мам и пап).

"Эммануэль", НТВ, 00:05 (любимый эротический фильм их мам и пап).

"Бал", ОРТ, 23:40 (любимый фильм начала восьмидесятых. Посмотрев его, я впервые заподозрил, что разговаривать в кино не обязательно).

"Дом, милый дом", Культура, 22:50 (а Дэвид У. Гриффит не подозревал об этом, а знал наверняка еще до того, как я родился).

"Отец-Хозяин", РТР, 00:05 (просто хорошее кино братьев Тавиани).

Вроде все.

Прошлое

Остап Кармоди

Это все ты виноват, маленький сморщенный гад!

В атмосфере небывалого подъема страна встретила юбилей Владимира Набокова. Подъем был настолько небывалым, что 100-летие величайшего русского писателя XX века просто не заметили. Поскольку положение сейчас тяжелое, голод, разруха и Россия в кольце фронтов, сил хватает только на одно, но зато это одно - Наше Все. На отмечание юбилея этого Всего и были мобилизованы все ресурсы. Набокова, конечно, жалко, но парню просто не повезло - черт его дернул родиться в один год с Александром Сергеевичем. Страна задыхается, у нее не хватает сил, чтобы отмечать два юбилея. Да и потом, чем этот Набоков был здесь еще десять лет назад? Ничем. Извини-подвинься - у нас теперь капитализм - кто был ничем, тот ничем и останется.

Зато раз уж Все - так Все. Весь мир отсчитывает дни до двухтысячного года. В Лондоне, Париже, Нью-Йорке висят часы - осталось 247 дней, 246, 245. Нам их двухтысячный год до лампочки. Мы вообще не уверены, что он состоится. Все страны движутся в XXI век, а у нас своя дорога, мы уверенно идем в XIX-й.

Поэтому, кстати, и проблему двухтысячного года решать не торопимся. Календарь солнечный? - Солнечный. - Солнце русской поэзии кто? - Пушкин. Вот и будем отсчитывать дни до его дня рождения, а не до дня рождения какого-то там молодого да раннего.

На джазовом концерте читают Пушкина, в кафе подают картофель "Пушкин", на всех билльбордах - знакомые бакенбарды. Набоков, кстати, тоже отметился - выпустил к юбилею том своих комментариев к "Евгению Онегину". Его сдержанно похвалили.

Немцы, дураки, затеяли фестиваль "Пушкин и Гете". Кто такой этот Гете, зачем он русскому человеку? Оказывается, родился ровно на пятьдесят лет раньше. 250 лет. Хотят примазаться немцы к нашей славе. Ну и ладно, все знают о всемирности русской души, Гете дали постоять рядом. "Кто-кто? Фауста написал? Не знаю. Но ладно, парень вроде неплохой, можешь остаться".

Наконец-то доперли, что никакой русской идеи изобретать не надо. Она уже есть. И не одна, а сколько хошь. Открывай любой том классика на любой странице и тычь пальцем. Над Тверской висят цитаты с лозунгами. В этой части, надо сказать, Поэт не уступал Ильичу. Ни Первому, ни Второму. Лозунг "На масленице русской водились жирные блины" подвигает граждан на такую же вдумчивую медитацию, как и "Экономика должна быть экономной". К чему это, что гений хотел сказать? В чем здесь его послание к нам, потомкам? Не дает ответа.

Зато вынуждены давать ответ все остальные. На улице, в метро, даже дома к вам могут подойти люди в штатском и попросить процитировать строку из Евгения Онегина. Если ответите, вас покажут по телевизору - страна должна знать своих героев. Проваливших экзамен никто больше не видел.

Есть только один человек, кому под силу тягаться с Гением - Алла Борисовна. Ее юбилей, в отличие от юбилея Набокова и прочей мелкоты, страна отмечала широко. Не так, конечно, широко, как пушкинский, но так Пушкин и постарше будет. Зато теперь стало понятно, кто в стране главный. В Георгиевском зале Ельцин, краснея и переминаясь с ноги на ногу, что-то там мямлил. Пугачева снисходительно ему улыбалась, засунув руки в карманы пиджака. Потому что Пугачева - это Пушкин сегодня. А кто сегодня Ельцин? - да никто.

Но мероприятия продолжаются. Кульминацией их, видимо, будет эксгумация Александра Сергеевича и помещение его в мавзолей, на место отработавшего свой ресурс Ленина. Коммунисты возразить не посмеют.

Я на толчке сижу и в потолок гляжу. Мне надо писать статью про Набокова, а пишется совсем про другое. Это все ты виноват, маленький сморщенный гад!

*  *  *

От остальных читателей также ждутся тексты с рассказом о важных культурных событиях прошедшей недели.



Имя

E-mail


Интерактив

Около ста человек заполнили опросник по нашему, российскому, кино. Полный вариант доступен здесь, а вот десятка, которую посмотрело больше всего народа:
Фильм супер! понравилось так себе фу не видел
Страна глухих 24 23 14 1 35
Муму 1 5 22 18 51
Сибирский цирюльник 4 10 9 29 54
Про уродов и людей 12 12 14 4 55
Железная пята олигархии 3 13 16 7 58
Окраина 20 7 1 0 69
Ретро втроем 4 8 9 6 70
Цирк сгорел, а клоуны разбежались 5 2 7 10 73
Полицейские и воры 0 0 8 16 73
Мама, не горюй 4 6 6 7 74

Соответственно, средний балл, рассчитанный по принципу +2, +1, -1, -2, раскладывается так:

"Окраина" +1,64
"Страна глухих" +0,89
"Про уродов и людей" +0,33
"Ретро втроем" -0,18
"Мама, не горюй" -0,26
"Железная Пята Олигархии" -0,28
"Цирк сгорел, а клоуны разбежались" -0,62
"Муму" -1,11
"Сибирский цирюльник" -1,14
"Полицейские и воры" -1,67

Во-первых, я поздравляю Петра Луцика с заслуженной победой! Также - Тодоровского и Балабанова. Мне, впрочем, жаль, что в десятку вообще не вошел фильм Садиловой "С днем рождения!" (набравший низкий балл), а Баширов с "Железной Пятой Олигархии" вышел в минус. Что, неужели "Ретро втроем" лучше?

Во-вторых, хочу отметить, что средняя оценка отечественного кино очень невысока - из десятки самых просмотренных фильмов только три получили положительное сальдо - и в числе аутсайдеров оказались две самые разрекламированные картины прошлого года - "Муму" и "Сибирский цирюльник". Как удалось достичь еще лучшего результата "Полицейским и ворам" я, хоть убей, не понимаю.

И напоследок - приз за самый неизвестный фильм: "Притяжение солнца" Аспаряна, которого не видел никто из опрошенных. А там, между прочим, последняя роль Смоктуновского.

Предыдущий выпуск Предыдущий выпуск Отзыв Следующий выпуск Следующий выпуск