Борис Прудников. "Свидетели Атлантиды".

Выставка-акция в галерее наивного искусства "Дар"1

Андрей Горенко

Все закономерно. Мы прошли все стадии - регресс, деградацию, энтропию, гибель. Остались только справочники, атласы, энциклопедии, географические карты. Свидетели гибели Атлантиды - звучит заманчиво. Велико желание прикоснуться к истории, попасть в ее анналы. Концентрация событий во всех областях человеческой деятельности как в количественном, так и в качественном отношении притупляет ощущение реальности. Объем потока информации включает защитные функции организма. Нас мало занимает прошлое и в еще меньшей степени интересует будущее. Мы стараемся жить сегодняшним днем, не думая о завтрашнем.

Фото Александра Забрина

Но мы еще помним, как в 1991 году не стало страны, сверхдержавы, монстра, оплота и пр., и пр. Советский Союз исчез с лица земли. Освободившись от запора, не сумели до конца понять: мы ли сами зацепились за ручку, в кране ли что-то отказало или пьяный сантехник прикрутил что-то не туда, однако вода как шла, так и идет. И вместе со страной, размытой на мелкие фрагменты, нас выплеснуло в отхожее ведро истории, ушло что-то нужное, жизненно необходимое организму. Все произошло очень быстро. Наелись сладкого до одурения, не в меру запили горьким до похмелья, и внутри что-то окончательно расстроилось. Вот и бегаем мы куда-то, беспрерывно просим у знающих людей новые порции слабительного или ищем новые рецепты. А между тем, продолжаем сливать воду, планомерно размывая и увеличивая белое пятно на карте мира. Теперь мы свидетели исчезновения того, что пока еще в географии называется Россия.

У многих возникает параноидальное желание откачать воду, подсушить содержимое, разложив его на прежнее место, каким-то образом подшив и подклеив. Но увы, к их большому сожалению, как широко ни надувай щеки, постепенно трезвея, начинаешь понимать тщетность борьбы со стихией. Поломка оказалась фатальной. Нас всех смыло. Барахтаясь, уже не доставая дна, с улыбкой сумасшедшего на лице мы с восхищением наблюдаем собственные поминки. По морскому обычаю нам на воду спустят венок с иронической надписью "Большому кораблю - большая торпеда", с акцентом мурлыча под нос "Прощание славянки". Мы - свидетели гибели того, что с таким усердием и энтузиазмом сами создавали.

Фото Александра Забрина

Пришедшие 19 мая в галерею "Дар" на выставку Бориса Прудникова могли еще раз испытать то, что чувствовали в 91-м, и ощутить концентрат того, что происходит сейчас. На стене галереи висела географическая карта Евразии (2,5х4м), на которой территория бывшего Советского Союза была выложена разноцветными кусочками сахара. Пришедшие на выставку стали свидетелями исчезновения, растворения (в буквальном смысле этого слова) СССР и художественного произведения, поскольку эти 80 кг сахара таяли и стекали вниз. Оплот мира исчезал на наших глазах. Акция продлилась всего 50 минут (интересно, сколько длилось подписание Беловежских соглашений?). По мысли художника, сначала должны были "смыться" бывшие прибалтийские республики, но на выставке произошло наоборот: первой растаяла центральная часть, московская область. Что ж, рыба гниет с головы. С другой стороны, учитывая, что подмокнув, Прибалтика все же ухитрилась к окончанию акции остаться на карте, можно усмотреть в этом мрачный прогноз для России. Но это уже проблемы интерпретации не художественного жеста.


Примечания:


Вернуться1
Галерея "Дар" в мае-июне осуществит серию проектов московских художников, посвященных юбилею А.С.Пушкина:

25 мая в 18:00 - проект Юрия Фесенко "Утраты".
3 июня в 18:00 - проект Юрия Шабельникова "Пушкин с нами".

Проекты затрагивают вопросы утрат и восстановления культурных ценностей, связанных с распадом СССР.

Адрес галереи: ул. Малая Полянка, 7/7, стр.5, тел.: 238-65-54


Обсуждения